Методика «Направленность личности»
Методика «Направленность личности» (по В. Смейкалу и М. Кучеру)
Инструкция: Ответив на все вопросы анкеты, Вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях Вашей личности. На каждый пункт возможны 3 ответа (а, б, с). Из ответов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа запишите в графе «больше всего». Затем выберите наименее ценный ответ и поставьте его букву в графе «меньше всего». (Ниже даны «ключи» обработки результатов. )
Направленность на: себя (НС) вз. действие (БД) задачу (НЗ) 1А 11В 21С 1С 11С 21А 1В 11А 21В 2В 12В 22С 2С 12А 22А 2А 12С 22В ЗА 13С 23В ЗС 13А 23С ЗВ 13В ЗЗА 4А 14С 24С 4В 14А 24А 4С 14В 24В 5В 15А 25В 5А 15С 25А 5С 15В 25С 6С 16В 26В 6А 16С 26А 6В 16А 26С 7А 17А 27А 7С 17С 27В 7В 17В 27С 8С 18А 28В 8В 18С 28С 8А 18В 28А 9С 19А 29А 9А 19В 29С 9В 19С 29В 10С 20С З0С 10В 20С 30А 10А 20А З0В
Если указанная в «ключе» буква занесена в рубрику «больше всего» — 2 балла, если «меньше всего» — 0 баллов. Из количества двоек вычитается количество нулей и к этой разнице прибавляется число 30, общая сумма — 90. Направленность на себя: отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую выполняет, или безотносительно сотрудников, с которыми работает. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек может показывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивен или господствовать. Такого человека коллеги обычно презирают, он интроспективен, властный и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно сам собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.
Направленность на взаимоотношения: отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «па поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы. Направленность на задание: отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания. Статистически значимы корреляции между представленными здесь тремя сферами опросника (в принципе охватывающими содержание четырех основных типов мотивации) с результатами личностных опросников. В соответствии с этими опросниками (Р. Кэттелла и Г. Айзенка) возможно сделать следующие дополнения, располагающиеся в том же порядке, что и выше: НС: такие люди характеризуются как неприятные, агрессивные, сооперничающие, догматики, сенситивно-женственные, интровертированные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, е недостаточным самоконтролем, незрелые, лабильные, консервативные, неуверенные и гетеросексуальные.
НВД: такие люди желают симпатии и дружбы, они зависимы от группы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, их тепла, любви, ласки, не имеют агрессивных тенденций. НЗ: такие люди самостоятельные и решительны, волевые, упорные, холодные и необщительные, трезвые и интровертированные, радикальные, недогматичные, без потребности в гетеросексуальности и вообще в какой-либо помощи, агрессивные и соперничающие, спокойные, развитые, — включая интеллект. Ориентировочно тест пригоден в ситуациях определения индивидуальной эффективности в работе и в учебе, для профессиональной ориентации, вообще для определенных прогнозов успешности, — это относится ко всем видам деятельности, — без абсолютизации, разумеется, значения результатов применения методик. (Данный комментарий подготовлен на основе сведений из компендиума психодиагностических методов В. Черны и Т. Колларика. Братислава, 1988 г. )
ТЕКСТ ОПРОСНИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ » 1. Больше всего в жизни даст удовлетворение: а) опенка работы; б) сознание того, что работа выполнена хорошо; с) сознание того, что находишься среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) известным игроком; с) избранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) имеют индивидуальный подход; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; с) создают доброжелательную атмосферу в классе. 4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, которые: а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; с) создают представление о преподаваемом ими предмете как их неинтересующем. 5. Я рад, когда мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; б) всегда верны и надежны; с) интеллигентны, имея широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения; б) которые могут сделать больше, чем другие; с) на которых всегда можно надеяться.
7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может быть увлеченным человеком; с) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; с) опытным летчиком. 9. Когда я был (а) ребенком я любил (а): а) игры с друзьями: б) успевать во всех своих делах; с) когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда я: а) встречаю препятствия в своих занятиях; б) когда ухудшаются дружеские отношения; с) когда меня критикуют. 11. Основная задача школы должна заключаться в: а) подготовке учащихся к работе по специальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; с) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми. 12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократическая система; б) человек теряет индивидуальность в общей массе; с) невозможно проявление собственной инициативы. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал (а) его: а) для общения с друзьями; б) любимых дел и самообразования; с) для беспечного отдыха. 14. Мне кажется, что я способен(а) на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; с) мои усилия достаточно вознаграждаются. 15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; с) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах; б) похвалили бы меня за мою работу; с) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, депутатом, лидером команды. 17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; с) вызывает дискуссию по разбираемым вопросам (для всех). 18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнения важного задания; с) потеря друзей (подруг).
19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; с) фактические результаты. 20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают совместно; с) выполняют работу по-настоящему хорошо. 21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; с) людей, ставящих себя выше других. 22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня их другом; б) помогать другим в общем деле; с) вызывать восхищение других. 23. Я люблю руководство, которое: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; с) доступно. 24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; с) начальство признавало мои достоинства. 25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) о жизни замечательного, известного человека; с) из серии «сделай сам». 26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, тс мне бы хотелось быть: а) дирижером; б) солистом; с) композитором. 27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) увлекаясь детективными фильмами; б) в развлечениях с друзьями (подругами); с) занимаясь своими хобби. 28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; с) организовать конкурс и руководить им. 29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; с) как привлечь других к достижению моей цели. 30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить прежде всего свою задачу; с) не нужно было укорять его за работу.
Бланк ответов: № п/п «Больше «Меньше» 1 всего» всего» 1.?.. (а, б, с) 1.?.. (а, б, с)
Диапазон количества «сырых» баллов: от «0» до 30, поэтому для перехода к шкале 20—80 необходимо полученный результат умножить на число 2/3 (или 60/90) +20. К=20-80 = Р× 2/3 + 20. Или, поскольку имеется возможность воспользоваться результатами экспериментальной работы авторов данных методик, — по их публикациям, — перевести «сырые» баллы непосредственно в стены (см. далее по тексту). Второе предпочтительнее тогда, когда практический психолог не ставит в данный момент задачу подготовки собственных нормативов использования методик. И последнее замечание по данной методике: ее текст первоначально содержал 27 утверждений и был озаглавлен: «Ориентировочная анкета», мы приводим позднейший, модифицированный авторами текст, не имеющий данного названия, то есть более отвечающий смыслу разработки авторов по проблеме исследования направленности личности.
Поскольку параметр направленности личности, согласно нашей интегральной ее модели, является сложным, его содержание и сущность принципиально не могут быть раскрыты через внешнюю ориентированность Человека, если она не соотнесена с внутренней определенностью мотивации. На наш взгляд, наиболее удачное к доступное объединение внешнего и внутреннего аспектов направленности осуществлено Ю. М. Орловым, не имевшим, правда, ввиду, что нижеприводимые две его методики заслуживают большего, чем предполагалось, внимания. Ю. М. Орлов предложил исследовать особенности мотивации достижения с помощью разработанного им личностного опросника «ПД» (потребности в достижении) и, кроме того, предложил, уже без особой специальной теоретической нагрузки, опросник «ПО» (потребность в общении). Ценность названных опросников значительно возрастает, если результаты опросника «ПО» понимать, во-первых, не буквально, — в смысле желания человека общаться с другими людьми, а содержательно, — в смысле стремления выразить свое отношение к миру и к самому себе, как общественному существу; во-вторых, если результаты «ПО» понимать как выражение мотивации названного отношения и самоотношения. Тогда опросники «ПД» и «ПО» при их совместном применении позволяют в доступной форме сопоставить мотивацию отношения и мотивацию достижения и опытным путем получить в их ортогональном сочетании рассматриваемые в нашей модели типы мотивации, если выборка испытуемых будет достаточно представительной, — в отношении ее общечеловеческого аспекта. «Сырые» результаты опросников могут быть переведены в стены (см. ниже), — и это еще один плюс в плане ценности методик Ю. М. Орлова, автора многих статей и книг по проблемам самопознания личности и индивидуальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|