§ 2. Диагностика мотивации. Активности личности по. Параметру направленности. Методика: «конструктивность мотивации» («КМ») (комментарий)
§ 2. ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРУ НАПРАВЛЕННОСТИ
Методика: «Конструктивность мотивации» («КМ») (Комментарий) Впервые создана Р. Бернсом («Развитие «Я»-концепции и воспитание», 1986) на основе идей Л. С. Выготского о культурно-историческом происхождении высших психических функций и социальной обусловленности развития личности. Методика была адаптирована В. П. Трусовым («Социально-психологические исследования когнитивных процессов», Л., ЛГУ, 1980 и др. работы по когнитивным аспектам психологии сотрудничества), а затем практически полностью переработана нами для целей исследования по профессиональной ориентации учащихся педклассов, где эта методика имела рабочее название «35 вопросов» (вариант — «28»). Имеются паши данные о положительных корреляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активности. Это позволило практически и теоретически идентифицировать содержание и смысл методики с представлениями В. А. Якунина о мотивационных стратегиях, воплощающих, по нашему мнению, то или иное качество конструктивности мотивации человека. Смысл методики поэтому не ограничивается настоящим комментарием, а требует, для его достаточного раскрытия, обращения пользователя к § 1 данного раздела. Методика «КМ» используется совместно с другими методиками данного параграфа, в частности, с методикой К. Томаса. Но если последняя позволяет лишь констатировать приоритеты поведения в конфликтных ситуациях, то апробированная методика КМ может быть использована для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающихся качеством (характером) конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром. Методика КМ является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные их типологии. Причинная типология мотивации отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, одновременно являющимися ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, существенно различающихся между собою, представляет предлагаемое нами ниже литературное описание типов мотивации.
В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено следующей схемой взаимоотношения типов мотивации [‡‡‡‡‡](рис. 8): Используя схему рис. 8, рассмотрим описание четырех основных типов мотивации (мотивационных стратегий): «ЛЕВ»: Основной способ (мотив) взаимодействия — «ДА—ДА», те есть мотив взаимного принятия внутреннего я внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивация достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К. Томасу—стремление к сотрудничеству).
Может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) Школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной невостребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня». В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности — сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рождаются, им становятся. Причем, скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специфические, собственно человеческие, родовые для человека разумного, «тепличные» условия. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производственных объединениях. В то же время, вне оптимальных условий деятельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологического единства личности, именно своим естественно-реактивным образом, —как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сергей Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов. «ПАНТЕРА»: Основной способ (мотив) взаимодействия — «ДА — НЕТ», то есть мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании, в целом представляют «пантеру» как интернала, но обращенного более вовнутрь, — то есть интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями — более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины, и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности—меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно в благоприятных обстоятельствах жизни. Так, Б. Пастернак писал о будущем академике, инженере-химике, жизнерадостном и общем человеке, Б. И. Збарском, вынужденно работавшем не по призванию: «Жизненная, т. е. деловая его стезя— ложна и обидна сейчас. ... Как я не музыкант сейчас, так и он не ученый. В том же горьком смысле и значении... В его меланхолии виноваты его темперамент и дарование», (ж. Новый мир. М., 1990, № 5, с. 176).
Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее, — в благоприятных обстоятельствах, — проявляется не меланхолия, а естественно-реактивное состояние человека, — в данном варианте мотивации по нашей модели личности, — состояние выраженное темпераментом сангвиника. В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других. Примеры воспитанной меланхолии являли собою А. . П. Чехов, Н. В. Гоголь, А. А. Ухтомский, В. Ф. Гегель и Л. С. Выготский.
«ТИГР»: основной способ (мотив) взаимодействия, — противоположный мотиву «пантеры». — «НЕТ — ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели и т. д. — как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К. Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, однако, по экстернальным представлениям «тигра», зависит не столько от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека. Показательно, что Наполеон, являющий собою «тигра», именно инструментально определяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого» — ум, а другая, — мужество, в противоположность духовной пассионарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно-материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, — когда возникает реальная ситуация опасности, или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр»: его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на индивидно-индивидуальном уровне личности. Неукротимость, бьющая через край энергия личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в их общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи воинами, поэтами. В отрицательном плане они являют собою типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо, в принципе, более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту флегматика они — реактивны, то есть достаточно чувствительны и потому действительно «сгорают» в своих переживаниях от собственного пламени холерии. Воспитанными, в той или иной мере, «тиграми» можно назвать Наполеона, А. С. Пушкина, А. С. Суворова, Э. В. Ильенкова.
«МЕДВЕДЬ»: Основной способ взаимодействия и его мотив — «НЕТ — НЕТ», то есть мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, — отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе деструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К. Томасу). Первая из них — это форма подавления, властвования над другими и над собою — во взаимном отрицании внутреннего мира, — как своего, так и мира других людей. Вторая форма — приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом, — иногда в буквальном смысле последнего, — совершенно произвольно, непредсказуемо. «Медведь» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, — до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Поэтому медведь либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, —реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «медведь», — меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет, как обладание властью или мастерством. В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. де Бальзака, Ньютона. В заключение отметим, что приведенные описания типов мотивации могут быть, например, дополнены содержанием, относящимся к проявлениям четырех основных типов характера и типов темперамента, представляющих сущность личностных состояний и свойств по параметрам активности и реактивности личности. Эта их сущность не «исчезает» в стрессовых или благоприятных ситуациях, поскольку прямо относится к единой сущности основных способов взаимодействия, преломляемой относительно независимо по каждому из основных параметров личности. В целом, описание типов мотивации оказывается возможным развернуть наиболее широко по сравнению с описаниями других типологических особенностей личности, поскольку влияние параметра направленности личности, к которому принадлежит мотивация и другие регулятивные образования, обнаруживается наиболее ярким и всепронизы-вающим: мотивация активности личности скорее всего разыскивается во всех формах этой активности. При такой естественной установке на поиск причин нашей активности остается только пожелать, чтобы подробные описания, сценарии поведения человека не искажали сущности основных типов взаимодействия. Мы считаем, что, несмотря на широчайшие возможности вариабельности поведения, сущность его всегда отвечает только одному, и притом только одному основному типу взаимодействия из четырех возможных. «Нечистые» типы находятся психологом, так сказать «от нечистого, от лукавого», —когда в массе многообразных проявлений личности специалист затрудняется найти основную, сущностную их тенденцию. С этой точки зрения, например, известная методика, где в результате ее применения оказывается, что человек на 17% —холерик, на 31% — меланхолик и т. д., — это именно не более, чем исследовательская методика, представляющая еще совершенно «сырой» материал самонаблюдений испытуемых. Мы не ставим препятствий развитию типологии, поиску новых ее оснований, но эти основания должны быть не просто существевенными, но и сущностными, тоесть, в любом случае, — основания любых типологий всегда должны отвечать родовой сущности человека разумного, проявляющейся в четырех основных способах взаимодействия внутреннего и внешнего. Эта аксиома может быть названа «аксиомой человечности» для типологий, если они предназначаются для (само) познания Человека. По этому принципиальному вопросу мы говорим именно в момент, предваряющий применение методик мотивационно-личностного плана, поскольку до этого можно было бы выставить контрдовод против аксиомы человечности, утверждая, что эта аксиома является верной по крайней мере для всех млекопитающих. Но система их поведения не восходит выше характерообразующих особенностей, поскольку мотивы, как осознанные потребности в системе животного поведения отсутствуют. Более конкретно говоря, отсутствует мотивация отношения, ибо животное не выделяет себя из среды и не может поэтому к ней каким-либо образом относиться. Основными параметрами личности, по которым преломляется сущность основных способов взаимодействия внутреннего и внешнего являются: направленность, представляющая человека как личность и как субъекта деятельности в мотивах и других регулятивных образованиях личности;, активность, представляющая человека как индивидуальность в его характере и других характерологических образованиях; реактивность, представляющая человека в его темпераменте и других индивидуально-индивидных образованиях; и возможности, представляющие человека как целостное образование, обладающего родовой сущностью и соответствующими ей родовыми и индивидуально-своеобразными способностями, склонностями и дарованиями, обнаруживаемыми как свойства личности. По каждому из этих основных параметров описание типов не является исчерпывающим: оно лишь обозначает сущность индивидуально-своеобразного описания человека. Кроме того, в описании типов мотивации мы специально уделили внимание содержанию, связанному со взаимоотношением параметров, поскольку из того, что типы по своей сущности все отвечают сущности способов взаимодействия, никак не следует, что между типами существует по различным параметрам личности взаимнооднозначное соответствие: ибо параметры не совпадают по своему смыслу, что выражается в модели личности их ортогональностью. Вот почему к методике КМ столь объемным является пояснительный текст; по той же причине мы дополнили методику К. Томаса специальной таблицей, где, кстати, отчетливо видно, что «компромисс» по сути является фиктивным понятием в научном смысле: это лишь обозначение проблемы неопределенности, а не вариант решения проблемы. Обращаясь к содержанию методики КМ, отметим, что несомненным достоинством ее текста является практическое воплощение идеи типологии конструктивного поведения человека на концентрированном материале народной мудрости и распространенных афоризмов. В соответствии с сущностью конструктивного подхода к психодиагностике, вариабельность конструктивной активности человека предполагает индивидуально-своеобразное его поведение в различных ситуациях. Если эти ситуации задаются совершенно одинаково для всех испытуемых (например, в виде пословицы), и если такие ситуации компонуются по их общепринятому смыслу, то оценки их как раз и позволяют, в свою очередь, оценить конструктивность мотивации поведения и активности тех людей, что представили данные оценки. Подобно вышесказанному, преподаватель, оценивающий какие-либо суждения, фактически оценивает не только учащихся или слушателей, но еще и многократно, — через них, — оценивает себя. Эта его самооценка достаточно объективна, поскольку многократно опосредствована отношениями с другими людьми, тем более, что эти люди действительно находятся в определенном отношении к субъекту самооценки. То есть, средняя оценка успешности учащихся, собственных детей, супруга или подчиненных является, по сути, самооценкой тех людей, кто судит о других. Или: самая объективная оценка на экзамене, — это самооценка экзаменатора. В роли экзаменаторов мы предлагаем быть нашим слушателям, которым необходимо, не особенно задумываясь, — чтобы процедура «экзамена» не затягивалась, — проставить опенки по каждому конкретному суждению. В возможном тренинге конструктивного поведения и профессионального самоопределения ведущий уступает свое место четверым участникам, меняющимся по ходу тренинга. Должна быть создана непринужденная атмосфера «экзамена», — с тем чтобы глубинные предпочтения вариантов конструктивного поведения обнаруживались непроизвольно, спонтанно. Несложность содержания методики, его общедоступность позволяет применять ее в широких возрастных и социальных диапазонах. Объективность методики подтверждена экспертно и в ретестовых ее испытаниях. Методика дискриминативна, валидна и вполне стандартизуема.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|