Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика: «Конструктивность мотивации» («КМ»)




Инструкция: Представьте себе, что Вы — экзаменатор, оцени­вающий предлагаемые ниже суждения так, что неудовлетворяю­щие из них лично Вас оцениваются единицей или двойкой, а сов­падающие с Вашим личным мнением, или близкие к нему — чет­веркой или пятеркой. Оценка «3» не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена. За советами обращаться Вам не рекомендуется по Вашему положению экзаменатора, — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номе­ров суждений:

1. Первый блин всегда комом.

2. Чья земля — того и хлеб.

3. Когда мягко стелят — жестко спать.

4. Ум хорошо, а два лучше.

5. Руби дерево по себе.

6. Худую траву из поля вон.

7. Не подмажешь — не поедешь.

8. На вкус, да на цвет — товарищей нет.

9. Чужая душа — потемки.

10. Загнанных лошадей следует пристреливать.

11. Лучше поздно, чем никогда.

12. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что до­бавить.    

13. На языке мед, а на сердце лед.

14. Кто смел, тот и съел.

15. Цыплят по осени считают.

16. Правда в огне не горит и в воде не тонет

17. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут

18. Волка бояться — в лес не ходить.

19. Лучший способ разрешать споры - вовсе избегать их.

20. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет

21. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.

22. Всяк сверчок знай свой шесток: в чужие сани не садясь.

23. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

24. Дружно — не грузно: согласного стада и волк де берет.

25. И мутную воду пьют в невзгоду,

26. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воево­дой стоять.

27. Дружба дружбой, а служба — службой.

28. В конечном счете справедливость торжествует, а зло — на­казывается.

 

Обработка результатов: сложить количество баллов отдельно по четырем группам вопросов: К(20-80) = 60/80 +20.

1. №№: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25    Сумма: __________ («Медведь»)

2. №№: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 Сумма: __________ («Тигр»)

3. №№: 3, 7, И, 15, 19, 23, 27 Сумма: __________ («Пантера»)

4. №№: 4, 8, 12, 16. 20, 24, 28 Сумма: ___________ («Лев»)

 

Желательно, при совпадении значений сумм вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым Вы, как экза­менатор, проявили избыточную доброжелательность и тем самым невольно уравняли различное. Исправить достаточно две-три оцен­ки. Спасибо.

Результаты применения методики «КМ» позволяют сделать пред­варительное заключение об основном типе мотивации (мотивационной стратегии) по следующей схеме: см. схему «Взаимоотноше­ние типов... »

Уточнение типа мотивации обязательно проводится по методике когнитивной ориентации (Локус контроля по Д. Б. Роттеру):

Инструкция. Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них Вы согласны в большей степени. Обведите круж­ком одну из букв — «а» или «б».

1. а) Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их

      наказывают,

 б) В наше время неприятности происходят с детьми чаще все­го потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

2. а) Многие неудачи происходят от невезения.

б) Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.

3. а) Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки,   

   состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

б) Аморальные поступки будут происходить всегда, независи­мо от того,  

    насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.

4. а) В конце концов к людям приходит заслуженное признание,

б) К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнан­ными.

5. а) Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно,

б) Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут за­висеть от

    случайных обстоятельств.

6. а) Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения

   обстоятельств.

б) Способные люди, которые не стали руководителями, сами не

    использовали свои возможности.

7. а) Как бы Вы ни старались, некоторые люди все равно не будут

     симпатизировать Вам.

б)  Тот, кто сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет

   ладить с другими.

8.  а) Наследственность играет главную роль в формировании

     характера и поведения человека.

б) Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

9. а) Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть — того

    не миновать»,

б) По-моему, лучше принять решение и действовать, чем на­деяться

   на судьбу.

10. а) Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не

       представляет затруднений.

  б) Даже хорошо подготовленный специалист обычно не вы­держивает

      проверки с пристрастием.

11. а) Успех  является результатом усердной работы и мало зависит от     

       везения.

  б) Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

12. а) Каждый гражданин может оказывать влияние на важные

       государственные решения.

   б) Обществом управляют люди, которые выдвинуты на 

      общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

13. а) Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу

       осу­ществить их.

   б) Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что

        многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

14. а) Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.

   б) В каждом человеке есть что-то хорошее.

15. а) Осуществление моих желаний не связано с везением.

   б) Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему в жизни  

       можно часто прибегать к этому.

16. а) Руководителем нередко становятся благодаря счастливому

      стечению обстоятельств.

  б) Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людь­ми.  

      Везение  здесь ни при чем.

17. а) Большинство из нас не может влиять сколько-нибудь серь­езно на

       мировые события.

   б) Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут

       управлять событиями в мире.

18. а) Большинство людей не понимает, насколько их жизнь за­висит от  

       случайных обстоятельств.

   б) На самом деле такая вещь, как везение не существует.

19. а) Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

  б) Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

20. а) Трудно узнать, действительно ли Вы нравитесь человеку, или нет.

   б) Число Ваших друзей зависит от того, насколько Вы рас­полагаете к

       себе других.

21. а) В конце концов неприятности, которые случаются с нами,

       уравновешиваются приятными событиями.

   б) Большинство неудач является результатом отсутствия

      спо­собностей, незнания, лени или всех трех причин, вместе взя­тых.

22. а) Если приложить достаточно усилий, то формализм и безду­шие

      можно искоренить.

  б) Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому форма­лизм и

      бездушие не искоренить.

23. а) Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда

      они выдвигают человека на поощрение.

   б) Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

24. а) Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами

      решили то, что должны делать.

   б) Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит ра­бота

       каждого подчиненного.

25. а) Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной,

   б) Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей

       жизни.

26. а) Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к

       окружающим,

   б) Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если

                ты им нравишься, то нравишься.

27. а) Характер человека зависит, главным образом, от его силы воли.

  б) Характер человека формируется, в основном, в коллективе.

28. а) То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

   б) Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направ­лении, не

        зависящем от моей силы воли.

29. а) Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно

        так, а не иначе,

   б) В конце концов, за плохое управление организацией ответ­ственны   

       сами люди, которые в ней работают.

 

Форма бланка ответов по шкале Д. Б. Роттера:

1      а      б 11           а      б     21      а      б

10    а      б 20      а      б     30      а      б

Обработка результатов осуществляется по ключу в соответст­вии с двумя основными измерениями локуса контроля личности:

№ 1: Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б,              

                                          15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а,

                                          26б, 28б, 29а.

№ 2: Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, К(20-80) = 60/23+20.       15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а,

                                       28а, 29б

 

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том чис­ле и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты пси­хики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о ло-кусс контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, атрибуцией ситуации для них предпочтителен шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущий мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интервалы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом поведение направлено па последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении таким образом имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчив ости в случаях серьезных неудач. Однако в целом, в реальном, внешне наблюдаемом поведении ин­терналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более, что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, — как считают Дж. Дигман, Р. Кэттелл и Дж. Роттер. В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на положительном полюсе свой­ства настойчивости, планомерности, старательности, ответственно­сти, аккуратности и упорядоченности. Отрицательный полюс со­ставляют апатичность, небрежность, безответственность и необя­зательность. Интерпретация такого рода отвечает понятию силы супер-Эго (фактору у Р. Кэттелла). Дж. Роттер, как видно из вышеприведенного текста, несколько иначе расставляет акценты полюсов, смягчая характеристики исключением моральных оценок и представлением об архетипичности локуса контроля. Это прак­тически означает, что независимо от нравственных ценностей че­ловек всегда в принципе склонен поступать в соответствии с его локусом контроля, обращенным либо на непосредственность реак­ций, либо на их большую опосредствованность. В таком случае естественно обнаруживается связь, для экстерналов, — с эмоцио­нальной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением. Для интерналов отмечается эмоциональная стабиль­ность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.

В целом, в соответствии с отношением параметров активности реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором ре­активности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...