Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложные поведенческие навыки




К первой группе — сложным поведенческим навыкам — относятся

ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и пантомимика и т.д.

Исследования ходьбы были начаты еще в Медико-биологическом

институте в конце 20-х годов и касались, главным образом, возраста

начала хождения. Самая большая выборка представлена в работе

Л.Я. Босик [20], которая, среди прочего, исследовала сроки появле-

ния основных двигательных действий ребенка — начала сидения и

хождения. В первом случае получен материал для 63 пар МЗ и 59 одно-

полых пар ДЗ близнецов; конкордантность МЗ составила 82,5%, ДЗ —

76,3%, т.е. разница невелика, однако среди МЗ меньше, чем среди

ДЗ, пар с большой разницей в сроках начала сидения. Корреляцион-

ный анализ и последующая оценка генетической и средовой детерми-

нации по Игнатьеву дали у мальчиков и девочек h2 = 58% и h2 = 38%

соответственно и высокий вклад общесемейной среды**, равный 38 и

59% дисперсии.

Сроки начала ходьбы получены у 97 пар МЗ и 97 пар однополых

ДЗ близнецов. Конкордантность МЗ близнецов по срокам начала хож-

дения равна 67%, ДЗ — 29,9%; внутрипарная разность более 2 меся-

цев в группе МЗ констатирована у 8,2% пар, в группе однополых ДЗ

близнецов — у 25,7% (одновременным началом считалась внутрипар-

ная разность не более двух недель). Корреляционный анализ дал

rМЗ = 0,89, rДЗ= 0,74, откуда h2 - 0,30; и, по той же формуле Игнатьева,

59% дисперсии определяется общесемейной средой. При этом у дево-

чек и мальчиков влияния генетических факторов примерно одинако-

вы (26 и 20% соответственно), а влияния семейной среды у мальчи-

ков выше: 73% против 57% у девочек,

Близкие результаты были получены и другими авторами. По дан-

ным Б.А. Никитюка [120], различия в сроках начала прямохождения

* Например, выделяются такие типы двигательной активности: обеспечение

позы и равновесия, локомоция, произвольные движения [45].

** Согласно М.В. Игнатьеву, он оценивается по формуле η2 = 2rДЗ — rМЗ ____________, где

символ η то же, что теперь обозначается как Ес или с2 [64].

констатировались у 39,2% МЗ пар и у 72% ДЗ, т.е. конкордантность МЗ

существенно выше, чем у ДЗ. Получаемая из этих данных приблизи-

тельная оценка наследуемости равна 0,43. Оказалось также, что у де-

тей с более ранним началом прямохождения раньше появляется и

речевая артикуляция; при этом по срокам начала артикуляции конкор-

дантность МЗ тоже выше, чем ДЗ: частота внутрипарных различий у

МЗ равна 23,1%; у однополых ДЗ — 44,1%, у разнополых ДЗ — 63,6%

[там же]. Возможно, что это говорит о наличии некоторого общего

фактора, определяющего общие двигательные способности; однако

таких данных пока очень мало.

Названные и другие работы свидетельствуют о том, что возраст, в

котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и гене-

тическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, по-ви-

димому, имеют несколько большее значение. Конечно, надо иметь в

виду, что в этом возрасте еще могут сказываться неблагоприятные

обстоятельства внутриутробного развития близнецов, искажающие

реальное внутрипарное сходство. К сожалению, в опубликованных

работах они не контролируются.

Другой тип сложных поведенческих навыков — спортивная дея-

тельность. Ее успешность зависит от очень многих факторов — морфо-

логических, физиологических, психологических, причем значимость

каждого из них различна в разных видах спорта, т.е. реально речь мо-

жет идти о совсем разных двигательных способностях*.

Однако можно оценить наиболее общие характеристики: склон-

ность к занятию спортом вообще и конкретным его видам в частности.

Итальянский исследователь Л. Гедда опросил 351 пару близнецов-спорт-

сменов, среди которых надежно диагностированы 92 пары МЗ и 227 пар

ДЗ, а затем вычислил конкордантность по занятиям спортом. Оказа-

лось, что среди МЗ близнецов в 66,3% пар спортсменами были оба

близнеца, среди ДЗ — 25,8%. Из 60 пар, в которых спортсменом был

только один из близнецов, 6% составляли МЗ и 85% — ДЗ [цит. по: 169].

Анализ родословных выдающихся спортсменов обнаруживает и

достаточно отчетливое семейное сходство. По данным К. Фейге, у 55%

спортсменов национального уровня хотя бы один из родителей зани-

мался спортом, а 22% из них тоже выступали на высших уровнях. Даже

дедушки (бабушки) в 11% случаев принадлежали к спортсменам выс-

шего уровня. У пловцов эти цифры даже выше: 62% их родителей

выступали в национальных сборных [цит по: 169].

Семейное сходство по занятиям спортом обнаружено и другими

исследователями. В целом эти работы позволяют считать, что наслед-

ственные факторы играют существенную роль в спортивных достиже-

* На русском языке см.: Благуш П. К теории тестирования двигательных спо-

собностей. М., 1982; Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты

спортивной ориентации и отбора. М., 1984.

ниях. Оценку их значимости в различных компонентах спортивных

способностей мы обсудим, когда перейдем к следующим группам ра-

бот в соответствии с принятой классификацией. А сейчас приведем

данные о мимике и пантомимике.

Мимику и пантомимику близнецов впервые зарегистрировал и

сопоставил финский исследователь А. Летоваара [314] во время показа

детям-близнецам (всего 69 пар) картинок приятного или отпугиваю-

щего содержания. Поведение регистрировалось при помощи скрытой

киносъемки и протоколировалось экспериментатором. По «рисунку»

мимики _______полная конкордантность обнаружена у 40,8% МЗ пар и толь-

ко у 4,3% ДЗ. Более похожими МЗ оказались и по интенсивности ми-

мических процессов, и по типу мимики.

Позже Л. Гедда и А. Нерони [цит. по: 69] изучали мимические реак-

ции у близнецов 5-15 лет (56 пар) во время просмотра кинофильмов.

Помимо лицевой мимики учитывалось положение головы, рук и ног.

Полностью конкордатными по мимике оказались 79% МЗ пар и только

32,5% ДЗ; дискордантными — 6 и 29% МЗ и ДЗ соответственно. МЗ

внутрипарно более похожи и по деталям пантомимики, особенно по

положению головы.

Интересную попытку не только описать, но и дать физиологичес-

кое толкование результатов предпринял немецкий исследователь

П. Сплиндер [цит. по: 209]. У 8 пар МЗ близнецов (21-54 года) и 4 пар

ДЗ (20-27 лет) скрытой камерой регистрировалась реакция на испуг,

вызываемый неожиданным действием сильных стимулов (главным

образом, звуковых). Анализ поведения в этой ситуации позволил ав-

тору выделить три фазы реакции: «шейно-плечевая реакция» (плечи

вперед, втягивание головы в плечи); сопутствующие защитные дви-

жения рук, ног; движения для выяснения причины, вызвавшей испуг.

Первая фаза внутрипарно одинакова, т.е. полностью конкордантна, и

у МЗ, и у ДЗ близнецов; оборонительные движения рук, туловища и

т.д. (как и общее положение тела в этой ситуации) сходны у МЗ и

непохоже у ДЗ; третья фаза, с точки зрения автора, по ряду причин

для такого анализа непригодна.

У этих же близнецов фиксировались и другие движения: тонкая

моторика (вдевание нитки в иголку, подкрашивание губ, бритье и

т.д.); грубая моторика — бросание мяча в цель и т.д.; мимика, сопро-

вождавшая любую реакцию или выполнение задания, поза и движе-

ния при сидении в кресле. Внутрипарное сходство оценивалось по

4-балльной системе, в процентах к общему числу реакций в данной

группе (МЗ или ДЗ близнецов). В табл. 11.1 приведены результаты, по-

лученные при оценке мимических движений.

По другим видам движений МЗ близнецы тоже, как правило, внут-

рипарно более похожи, чем ДЗ.

Очень маленькое количество пар делает эту работу разведыватель-

ной, однако она интересна тем, что в ней, очевидно, впервые дела-

Таблица 11.1

Оценки сходства мимики в парах близнецов (в %)

Близнецы Оценки сходства

Конкордатная Похожая Непохожая Дискордантная

МЗ 89,6 10,4 — —

ДЗ 3,7 9,3 3,7 83,3

ется попытка объяснить различия генотип-средовых соотношений в

разных видах движений их физиологическими механизмами, эволю-

ционными предпосылками и произвольностью-непроизвольностью

движения. Так, по мнению П. Сплиндера, непроизвольные движения

мимики имеют более высокую генетическую обусловленность пото-

му, что иннервация мимических мышц идет от промежуточного мозга

по экстрапирамидным путям — в них роль наследственности макси-

мальна; в движениях смешанного характера участвуют и экстрапира-

мидные пути, и пирамидный тракт — и в этом случае сходство МЗ

близнецов выше, чем ДЗ, но в целом оно ниже, чем в предыдущей

фазе; и наконец, произвольные движения обеспечиваются иннерва-

цией по пирамидному тракту, и потому в них сходство в парах и МЗ,

и ДЗ минимально. К экстрапирамидной иннервации относится и «шей-

но-плечевой рефлекс» (начальная стадия реакции испуга), который

является, очевидно, видоспецифической реакцией, свойственной и

всем людям (поэтому похожи и МЗ, и ДЗ близнецы), и другим млеко-

питающим.

Как будет показано далее, произвольная саморегуляция действи-

тельно может менять соотношение генетических и средовых детерми-

нант в изменчивости движений.

Почерк близнецов исследовал еще Ф. Гальтон, который отметил

широкий диапазон внутрипарных различий почерка — от очень похо-

жих до вполне различимых, и пришел к выводу о том, что почерк со-

близнецов путают в редких случаях. Конкордантность по общему сход-

ству — 5-15%. Последующие работы не дали надежного ответа: оцен-

ка графологами почерка МЗ и ДЗ по десяти признакам не выявила

существенных различий между ними. Непохожими оказались почерки

разлученных МЗ близнецов в упоминавшейся работе X. Ньюмена,

Ф. Фримена и К. Холзингера [344]. Попытки оценить внутрипарное

сходство МЗ и ДЗ близнецов по отдельным характеристикам почерка

также не дали четких результатов, хотя, очевидно, общая динамика и

темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственнос-

ти, чем детали почерка — форма букв и т.д. [209]. Из 249 пар МЗ близ-

нецов только у 5% было найдено полное внутрипарное сходство по-

черков [69].

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Вторая группа исследований объединяет признаки, получаемые _______в

стандартизованных двигательных пробах. Их, в свою очередь, можно

разделить на две подгруппы: в одну входят показатели, которые обыч-

но получают в стандартных измерениях характеристик, существенных

для спорта и физвоспитания; во вторую — используемые в психодиаг-

ностике и в психологических исследованиях двигательные тесты, вре-

мя двигательных реакций и т.д. К первой подгруппе относятся обыч-

ные пробы мускульной силы, гибкости, ловкости, беговые и прыж-

ковые тесты и т.д. Некоторое обобщение этих данных содержится в

работах Р. Коваржа [по: 169] и С.Б. Малыха [132, гл. VI]. К сожалению,

исследования проведены с близнецами разных возрастов — от 5 до

25 лет и чаще всего на выборках небольшого размера, что приводит к

большим различиям коэффициентов наследуемости и затрудняет ана-

лиз результатов.

Например, наследуемость мышечной силы сгибателя кисти ко-

леблется от 0,24 до 0,71, предплечья — от 0,42 до 0,80; абсолютной

мышечной силы — от 0,37 до 0,87 и т.д. То же в результатах скоростно-

силовых тестов. Однако в работе Ф. Вайса [447], который обследовал

180 пар МЗ и 300 пар ДЗ близнецов 10-летнего возраста, получены

_______следующие оценки наследуемости: для бега на 60 м h2 = 0,85; прыжков

в длину h2 = 0,86, толкания ядра h2 = 0,71. Показатели гибкости у подро-

стков 12-17 лет обнаружили максимальную наследуемость в движе-

ниях плечевых суставов (h2 = 0,91) и позвоночника (h2 = 0,84).

Как свидетельствуют суммарные данные по нескольким исследо-

ваниям [169], наибольшее влияние наследственности испытывает ско-

рость реакции, наименьшее — координация рук (рис. 11.1).

Вторая подгруппа двигательных проб («моторных тестов») исполь-

зуется для решения психологических и психофизиологических задач:

диагностики динамических характеристик поведения (например, тем-

перамента), свойств нервной системы, действия переключения, утом-

ления и т.д. Особое направление мысли связано с гипотезой о нали-

чии некоторого общего фактора скорости — индивидуального темпа,

характеризующего и двигательные реакции, и перцептивные, мысли-

тельные процессы, опознание, принятие решения и т.д.: если этот

общий фактор существует, то должен существовать индивидуальный

оптимальный («удобный», «предпочитаемый», «личный») темп, при-

чем его оценки, полученные при решении различных психологичес-

ких задач, должны коррелировать между собой [см.: 437]. Кроме того,

у каждого человека существует также максимально возможный темп,

при котором он еще в состоянии безошибочно выполнять ту или иную

деятельность. Поэтому двигательные тесты включают и пробы на ско-

рость реакций в разных условиях их реализации, и оценки темповых,

ритмических характеристик.

17 – 1432 257

Рис. 11.1. Суммарные данные о наследуемости (процент дисперсии) фи-

зических качеств по данным разных авторов [Kovar, 1981; цит. по: 169].

Правда, А. Анастази подчеркивает, наоборот, высокую специфич-

ность моторных тестов; она приводит результаты факторно-аналити-

ческих работ Э. Флейшмана и его сотрудников, выявивших 11 основ-

ных факторов, описывающих двигательные функции, среди них —

скоростные факторы; регуляторные; связанные с точностью движе-

ний и т.д. Интересно, что одноименные характеристики (например,

скорость), но относящиеся к разным органам движений (например,

руке и пальцам), входят в разные факторы, т.е. оказываются не зави-

сящими друг от друга. Поэтому вопрос о том, существует ли общий

фактор скорости (как, например, фактор общего интеллекта), оста-

ется открытым. А для психогенетических исследований двигательные

характеристики, как правило, выбираются не столько с целью изуче-

ния природы самих двигательных функций, сколько по логике тех

задач, в которые данный моторный тест включен: спортивного отбо-

ра, этиологии свойств нервной системы и т.д.

Наследуемость самого времени двигательной реакции была пред-

метом изучения в немногих работах; результаты оказались неодно-

значными (табл. 11.2).

Приведенные в таблице работы выполнены очень разными мето-

дами: различны и экспериментальные модели, и стимулы, и сами

движения, и статистическая обработка, поэтому сравнивать их трудно.

Однако обратим внимание на то, что нулевые значения коэффициента

наследуемости встречаются только в реакциях на звуковой стимул.

Таблица 11.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...