Сложные поведенческие навыки
К первой группе — сложным поведенческим навыкам — относятся ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и пантомимика и т.д. Исследования ходьбы были начаты еще в Медико-биологическом институте в конце 20-х годов и касались, главным образом, возраста начала хождения. Самая большая выборка представлена в работе Л.Я. Босик [20], которая, среди прочего, исследовала сроки появле- ния основных двигательных действий ребенка — начала сидения и хождения. В первом случае получен материал для 63 пар МЗ и 59 одно- полых пар ДЗ близнецов; конкордантность МЗ составила 82,5%, ДЗ — 76,3%, т.е. разница невелика, однако среди МЗ меньше, чем среди ДЗ, пар с большой разницей в сроках начала сидения. Корреляцион- ный анализ и последующая оценка генетической и средовой детерми- нации по Игнатьеву дали у мальчиков и девочек h2 = 58% и h2 = 38% соответственно и высокий вклад общесемейной среды**, равный 38 и 59% дисперсии. Сроки начала ходьбы получены у 97 пар МЗ и 97 пар однополых ДЗ близнецов. Конкордантность МЗ близнецов по срокам начала хож- дения равна 67%, ДЗ — 29,9%; внутрипарная разность более 2 меся- цев в группе МЗ констатирована у 8,2% пар, в группе однополых ДЗ близнецов — у 25,7% (одновременным началом считалась внутрипар- ная разность не более двух недель). Корреляционный анализ дал rМЗ = 0,89, rДЗ= 0,74, откуда h2 - 0,30; и, по той же формуле Игнатьева, 59% дисперсии определяется общесемейной средой. При этом у дево- чек и мальчиков влияния генетических факторов примерно одинако- вы (26 и 20% соответственно), а влияния семейной среды у мальчи- ков выше: 73% против 57% у девочек, Близкие результаты были получены и другими авторами. По дан- ным Б.А. Никитюка [120], различия в сроках начала прямохождения
* Например, выделяются такие типы двигательной активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция, произвольные движения [45]. ** Согласно М.В. Игнатьеву, он оценивается по формуле η2 = 2rДЗ — rМЗ ____________, где символ η то же, что теперь обозначается как Ес или с2 [64]. констатировались у 39,2% МЗ пар и у 72% ДЗ, т.е. конкордантность МЗ существенно выше, чем у ДЗ. Получаемая из этих данных приблизи- тельная оценка наследуемости равна 0,43. Оказалось также, что у де- тей с более ранним началом прямохождения раньше появляется и речевая артикуляция; при этом по срокам начала артикуляции конкор- дантность МЗ тоже выше, чем ДЗ: частота внутрипарных различий у МЗ равна 23,1%; у однополых ДЗ — 44,1%, у разнополых ДЗ — 63,6% [там же]. Возможно, что это говорит о наличии некоторого общего фактора, определяющего общие двигательные способности; однако таких данных пока очень мало. Названные и другие работы свидетельствуют о том, что возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и гене- тическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, по-ви- димому, имеют несколько большее значение. Конечно, надо иметь в виду, что в этом возрасте еще могут сказываться неблагоприятные обстоятельства внутриутробного развития близнецов, искажающие реальное внутрипарное сходство. К сожалению, в опубликованных работах они не контролируются. Другой тип сложных поведенческих навыков — спортивная дея- тельность. Ее успешность зависит от очень многих факторов — морфо- логических, физиологических, психологических, причем значимость каждого из них различна в разных видах спорта, т.е. реально речь мо- жет идти о совсем разных двигательных способностях*. Однако можно оценить наиболее общие характеристики: склон- ность к занятию спортом вообще и конкретным его видам в частности.
Итальянский исследователь Л. Гедда опросил 351 пару близнецов-спорт- сменов, среди которых надежно диагностированы 92 пары МЗ и 227 пар ДЗ, а затем вычислил конкордантность по занятиям спортом. Оказа- лось, что среди МЗ близнецов в 66,3% пар спортсменами были оба близнеца, среди ДЗ — 25,8%. Из 60 пар, в которых спортсменом был только один из близнецов, 6% составляли МЗ и 85% — ДЗ [цит. по: 169]. Анализ родословных выдающихся спортсменов обнаруживает и достаточно отчетливое семейное сходство. По данным К. Фейге, у 55% спортсменов национального уровня хотя бы один из родителей зани- мался спортом, а 22% из них тоже выступали на высших уровнях. Даже дедушки (бабушки) в 11% случаев принадлежали к спортсменам выс- шего уровня. У пловцов эти цифры даже выше: 62% их родителей выступали в национальных сборных [цит по: 169]. Семейное сходство по занятиям спортом обнаружено и другими исследователями. В целом эти работы позволяют считать, что наслед- ственные факторы играют существенную роль в спортивных достиже- * На русском языке см.: Благуш П. К теории тестирования двигательных спо- собностей. М., 1982; Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М., 1984. ниях. Оценку их значимости в различных компонентах спортивных способностей мы обсудим, когда перейдем к следующим группам ра- бот в соответствии с принятой классификацией. А сейчас приведем данные о мимике и пантомимике. Мимику и пантомимику близнецов впервые зарегистрировал и сопоставил финский исследователь А. Летоваара [314] во время показа детям-близнецам (всего 69 пар) картинок приятного или отпугиваю- щего содержания. Поведение регистрировалось при помощи скрытой киносъемки и протоколировалось экспериментатором. По «рисунку» мимики _______полная конкордантность обнаружена у 40,8% МЗ пар и толь- ко у 4,3% ДЗ. Более похожими МЗ оказались и по интенсивности ми- мических процессов, и по типу мимики. Позже Л. Гедда и А. Нерони [цит. по: 69] изучали мимические реак- ции у близнецов 5-15 лет (56 пар) во время просмотра кинофильмов. Помимо лицевой мимики учитывалось положение головы, рук и ног. Полностью конкордатными по мимике оказались 79% МЗ пар и только 32,5% ДЗ; дискордантными — 6 и 29% МЗ и ДЗ соответственно. МЗ
внутрипарно более похожи и по деталям пантомимики, особенно по положению головы. Интересную попытку не только описать, но и дать физиологичес- кое толкование результатов предпринял немецкий исследователь П. Сплиндер [цит. по: 209]. У 8 пар МЗ близнецов (21-54 года) и 4 пар ДЗ (20-27 лет) скрытой камерой регистрировалась реакция на испуг, вызываемый неожиданным действием сильных стимулов (главным образом, звуковых). Анализ поведения в этой ситуации позволил ав- тору выделить три фазы реакции: «шейно-плечевая реакция» (плечи вперед, втягивание головы в плечи); сопутствующие защитные дви- жения рук, ног; движения для выяснения причины, вызвавшей испуг. Первая фаза внутрипарно одинакова, т.е. полностью конкордантна, и у МЗ, и у ДЗ близнецов; оборонительные движения рук, туловища и т.д. (как и общее положение тела в этой ситуации) сходны у МЗ и непохоже у ДЗ; третья фаза, с точки зрения автора, по ряду причин для такого анализа непригодна. У этих же близнецов фиксировались и другие движения: тонкая моторика (вдевание нитки в иголку, подкрашивание губ, бритье и т.д.); грубая моторика — бросание мяча в цель и т.д.; мимика, сопро- вождавшая любую реакцию или выполнение задания, поза и движе- ния при сидении в кресле. Внутрипарное сходство оценивалось по 4-балльной системе, в процентах к общему числу реакций в данной группе (МЗ или ДЗ близнецов). В табл. 11.1 приведены результаты, по- лученные при оценке мимических движений. По другим видам движений МЗ близнецы тоже, как правило, внут- рипарно более похожи, чем ДЗ. Очень маленькое количество пар делает эту работу разведыватель- ной, однако она интересна тем, что в ней, очевидно, впервые дела- Таблица 11.1 Оценки сходства мимики в парах близнецов (в %) Близнецы Оценки сходства Конкордатная Похожая Непохожая Дискордантная МЗ 89,6 10,4 — — ДЗ 3,7 9,3 3,7 83,3 ется попытка объяснить различия генотип-средовых соотношений в разных видах движений их физиологическими механизмами, эволю- ционными предпосылками и произвольностью-непроизвольностью
движения. Так, по мнению П. Сплиндера, непроизвольные движения мимики имеют более высокую генетическую обусловленность пото- му, что иннервация мимических мышц идет от промежуточного мозга по экстрапирамидным путям — в них роль наследственности макси- мальна; в движениях смешанного характера участвуют и экстрапира- мидные пути, и пирамидный тракт — и в этом случае сходство МЗ близнецов выше, чем ДЗ, но в целом оно ниже, чем в предыдущей фазе; и наконец, произвольные движения обеспечиваются иннерва- цией по пирамидному тракту, и потому в них сходство в парах и МЗ, и ДЗ минимально. К экстрапирамидной иннервации относится и «шей- но-плечевой рефлекс» (начальная стадия реакции испуга), который является, очевидно, видоспецифической реакцией, свойственной и всем людям (поэтому похожи и МЗ, и ДЗ близнецы), и другим млеко- питающим. Как будет показано далее, произвольная саморегуляция действи- тельно может менять соотношение генетических и средовых детерми- нант в изменчивости движений. Почерк близнецов исследовал еще Ф. Гальтон, который отметил широкий диапазон внутрипарных различий почерка — от очень похо- жих до вполне различимых, и пришел к выводу о том, что почерк со- близнецов путают в редких случаях. Конкордантность по общему сход- ству — 5-15%. Последующие работы не дали надежного ответа: оцен- ка графологами почерка МЗ и ДЗ по десяти признакам не выявила существенных различий между ними. Непохожими оказались почерки разлученных МЗ близнецов в упоминавшейся работе X. Ньюмена, Ф. Фримена и К. Холзингера [344]. Попытки оценить внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по отдельным характеристикам почерка также не дали четких результатов, хотя, очевидно, общая динамика и темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственнос- ти, чем детали почерка — форма букв и т.д. [209]. Из 249 пар МЗ близ- нецов только у 5% было найдено полное внутрипарное сходство по- черков [69]. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Вторая группа исследований объединяет признаки, получаемые _______в стандартизованных двигательных пробах. Их, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы: в одну входят показатели, которые обыч- но получают в стандартных измерениях характеристик, существенных для спорта и физвоспитания; во вторую — используемые в психодиаг- ностике и в психологических исследованиях двигательные тесты, вре- мя двигательных реакций и т.д. К первой подгруппе относятся обыч- ные пробы мускульной силы, гибкости, ловкости, беговые и прыж- ковые тесты и т.д. Некоторое обобщение этих данных содержится в
работах Р. Коваржа [по: 169] и С.Б. Малыха [132, гл. VI]. К сожалению, исследования проведены с близнецами разных возрастов — от 5 до 25 лет и чаще всего на выборках небольшого размера, что приводит к большим различиям коэффициентов наследуемости и затрудняет ана- лиз результатов. Например, наследуемость мышечной силы сгибателя кисти ко- леблется от 0,24 до 0,71, предплечья — от 0,42 до 0,80; абсолютной мышечной силы — от 0,37 до 0,87 и т.д. То же в результатах скоростно- силовых тестов. Однако в работе Ф. Вайса [447], который обследовал 180 пар МЗ и 300 пар ДЗ близнецов 10-летнего возраста, получены _______следующие оценки наследуемости: для бега на 60 м h2 = 0,85; прыжков в длину h2 = 0,86, толкания ядра h2 = 0,71. Показатели гибкости у подро- стков 12-17 лет обнаружили максимальную наследуемость в движе- ниях плечевых суставов (h2 = 0,91) и позвоночника (h2 = 0,84). Как свидетельствуют суммарные данные по нескольким исследо- ваниям [169], наибольшее влияние наследственности испытывает ско- рость реакции, наименьшее — координация рук (рис. 11.1). Вторая подгруппа двигательных проб («моторных тестов») исполь- зуется для решения психологических и психофизиологических задач: диагностики динамических характеристик поведения (например, тем- перамента), свойств нервной системы, действия переключения, утом- ления и т.д. Особое направление мысли связано с гипотезой о нали- чии некоторого общего фактора скорости — индивидуального темпа, характеризующего и двигательные реакции, и перцептивные, мысли- тельные процессы, опознание, принятие решения и т.д.: если этот общий фактор существует, то должен существовать индивидуальный оптимальный («удобный», «предпочитаемый», «личный») темп, при- чем его оценки, полученные при решении различных психологичес- ких задач, должны коррелировать между собой [см.: 437]. Кроме того, у каждого человека существует также максимально возможный темп, при котором он еще в состоянии безошибочно выполнять ту или иную деятельность. Поэтому двигательные тесты включают и пробы на ско- рость реакций в разных условиях их реализации, и оценки темповых, ритмических характеристик. 17 – 1432 257 Рис. 11.1. Суммарные данные о наследуемости (процент дисперсии) фи- зических качеств по данным разных авторов [Kovar, 1981; цит. по: 169]. Правда, А. Анастази подчеркивает, наоборот, высокую специфич- ность моторных тестов; она приводит результаты факторно-аналити- ческих работ Э. Флейшмана и его сотрудников, выявивших 11 основ- ных факторов, описывающих двигательные функции, среди них — скоростные факторы; регуляторные; связанные с точностью движе- ний и т.д. Интересно, что одноименные характеристики (например, скорость), но относящиеся к разным органам движений (например, руке и пальцам), входят в разные факторы, т.е. оказываются не зави- сящими друг от друга. Поэтому вопрос о том, существует ли общий фактор скорости (как, например, фактор общего интеллекта), оста- ется открытым. А для психогенетических исследований двигательные характеристики, как правило, выбираются не столько с целью изуче- ния природы самих двигательных функций, сколько по логике тех задач, в которые данный моторный тест включен: спортивного отбо- ра, этиологии свойств нервной системы и т.д. Наследуемость самого времени двигательной реакции была пред- метом изучения в немногих работах; результаты оказались неодно- значными (табл. 11.2). Приведенные в таблице работы выполнены очень разными мето- дами: различны и экспериментальные модели, и стимулы, и сами движения, и статистическая обработка, поэтому сравнивать их трудно. Однако обратим внимание на то, что нулевые значения коэффициента наследуемости встречаются только в реакциях на звуковой стимул. Таблица 11.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|