Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование генотип-средовых соотношений




В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

В исследовании М. Риза [по: 318], проведенном на 45-47 парах МЗ

близнецов, 38-39 однополых парах и 70-82 парах разнополых ДЗ пер-

вых дней жизни (3,7 дня для доношенных и 46,9 дня для недоношен-

ных или имевших медицинские проблемы, ликвидированные к мо-

менту обследования), у тех и других получены одинаково низкие внут-

рипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость,

способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности

во сне и бодрствовании. Корреляции у МЗ близнецов колеблются в

пределах 0,06-0,31, у однополых ДЗ они равны 0,06-0,59, у разнопо-

лых — 0,13-0,30. Автор полагает, что главной причиной этого являют-

ся пренатальные условия и особенности родов; аргументом в пользу

такого объяснения служат корреляции между различиями по пове-

денческим характеристикам, с одной стороны, и весом при рожде-

нии и тесту Апгар, говорящему о физиологической зрелости ново-

рожденного, — с другой. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом возрасте

гены не являются основным источником индивидуальных различий

по темпераменту «или, точнее, еще не являются».

В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех

исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов — от 3 до

12 месяцев жизни (группы МЗ — от 29 до 117 пар, ДЗ — от 18 до

213 пар), использовавших разные методики оценки поведения детей —

от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в

парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возраст-

ных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Коэффициент наследуемо-

сти, правда, пока невелик — в среднем около 30%, но генетические

влияния уже вполне отчетливы.

Это подтверждается и методом приемных детей: в Колорадском

исследовании биологические сиблинги (101 пара в возрасте 1 года)

имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности

поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар приемных сиблингов она

была практически нулевой (0,09). На следующем, втором, году жизни

генотипические влияния еще более отчетливы. В Луизвилльском близ-

нецовом исследовании (близнецы 1,5 и 2 лет, 30-83 пары МЗ и 28-

50 пар ДЗ) при оценке поведения ребенка двумя разными методами

коэффициенты наследуемости уже достаточно высоки: h2 = 0,42-0,56,

что сопоставимо с величиной генетической детерминации экстравер-

сии и нейротицизма у взрослых.

По данным того же исследования, в течение первых двух лет МЗ

близнецы оказываются более похожими и по возрастной динамике

оценок, получаемых по шкалам темперамента и личности; усреднен-

ные по нескольким шкалам и возрастным этапам (в пределах 9-48 ме-

16-1432 241

сяцев) корреляции таковы: rмз = 0,50; rдз = 0,18. Это может говорить о

том, что индивидуальные траектории развития на данном отрезке

онтогенеза также испытывают влияние наследственности.

Э.Ф. Кириакиди [77] у близнецов 21-25 месяцев жизни (x = 23мес.)

оценивала, среди прочего, особенности поведения по методике Н. Бейли (одна

из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагности-

ки детского развития). Эта часть шкалы объединяется в три фактора, два из

которых могут быть отнесены к категории темперамента: эмоциональность —

экстраверсия и активность. Результаты показали, что на абсолютные оценки

по этим факторам влияют конкретные особенности домашней среды: нали-

чие в семье бабушки, систематические игры родителей с детьми, хорошие

жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэф-

фициент наследуемости от этих обстоятельств не зависит. Генетический ком-

понент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и

0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по

активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях боль-

шую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональность и

активность оказались связанными генетической корреляцией (rG = 0,45), что

свидетельствует о наличии у них некоторой общей основы, общей системы

генов, определяющих вариативность обеих черт.

Несколько иной подход к исследованию динамики поведения де-

тей был реализован в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, в

котором были выделены 9 компонентов, описывающих динамику

поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), ре-

гулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, напри-

мер, проявлений голода, отправления физических функций, смены

циклов сна и бодрствования и т.д.); приближение-удаление (иначе

обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и дви-

гательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на но-

вую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активно-

сти; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения

поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (дли-

тельность какой-либо деятельности и способность продолжать ее воп-

реки помехам). На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследова-

ния А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты ко-

торого в табл. 10.1 [по: 132; гл. VIII].

Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется

генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характерис-

тик поведения ребенка, т.е. темперамента.

Поданным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (оно

началось в 1957 г.; первичная выборка— 133 ребенка раннего возраста), был

выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая

ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция «к», пло-

хая адаптивность и высокая интенсивность реакций.

Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. В Нью-Йор-

кском исследовании в парах возрастов получены положительные корреля-

Таблица 10.1

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании

Темперамента А. Торгерсен

Показатели темперамента Возраст

2 месяца 9 месяцев 6 лет

Активность 1,52 5,26*** 11,34***

Регулярность 4,98** 12,86*** 4,22***

Приближение-удаление 0,83 6,77** 8,80***

Адаптивность 0,57 2,28* 2,23*

Интенсивность 2,55* 5,32*** 9,56***

Порог реактивности 2,82** 9,90*** 2,91***

Настроение 1,54 3,31** 3,32**

Отвлекаемость 1,40 3,94*** —

Внимание-настойчивость " 4,40*** 5,13***

Примечание. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов оценивалось по соотноше-

нию дисперсий внутрипарных разностей. Значимое F-отношение говорит о боль-

шем сходстве МЗ по сравнению с ДЗ и, следовательно, о наличии генетического

компонента в изменчивости признака.

*р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001

ции: 1 год и 2 года — 0,42; 2 и 3 года — 0,37; 3 и 4 года — 0,29; в Колорад-

ском проекте аналогичные корреляции даже выше: 0,54, 0,61, 0,54 соответ-

ственно. Более того, начиная с трех лет обнаруживаются связи с темпера-

ментом в период ранней взрослости (17-24 года): корреляции с оценками,

полученными в 1 и 2 года, приближаются к нулю, но затем, в 3 и 4 года, они

уже равны 0,31 и 0,37 (подумаем: ведь это интервал в 15-20 лет!).

Более того, трудный темперамент детства имеет проекцию в приспособ-

ленность взрослого человека к разным сферам деятельности — обучения,

социальной, семейной и т.д.; соответствующие корреляции с первым и вто-

рым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в 3 года трудно-

сти взрослого уже имеют корреляцию r -0,21, а в 4 года r -0,32 (минус здесь

означает, что, чем выше оценки трудного темперамента в детстве, т.е. чем он

труднее, тем ниже приспособленность взрослого).

По данным упоминавшегося близнецового исследования А. Торгерсен,

из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют

высокую генетическую составляющую (слабая реакция «к», высокая интен-

сивность реакций, низкая регулярность: h2 = 0,94; 0,82; 0,68 соответственно),

один — плохая адаптивность — определяется в основном общесемейной сре-

дой (с2 = 0,55), и еще один — негативное настроение — индивидуальной

средой (е2 = 0,63). Правда, в двух последних признаках влияния наследствен-

ности тоже констатируются: h2 = 0,26 и 0,37 соответственно (см. [132; гл. VIII]).

16* 243

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...