Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психогенетические исследования.




ДВИЖЕНИЙ

ДВИЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

В работах, анализирующих результаты психогенетических иссле-

дований когнитивных функций и личностных характеристик, иногда

отмечается целесообразность изучения более «простых» признаков, к

которым чаще всего относят сенсорные пороги и скорость двигатель-

ных реакций. Бесспорно, простые признаки — более удобный и перс-

пективный объект генетического исследования. Когда же речь идет о

двигательных (которые теперь часто называют «моторными» — от англ.

«motor») функциях, то их перспективность повышается еще и благо-

даря тому, что они позволяют достаточно точно задавать, менять,

контролировать условия их реализации. Контур их регуляции (и само-

регуляции) достаточно хорошо изучен [14, 19, 168, 75 и др.], поэто-

му экспериментатор может избирательно влиять на те или иные зве-

нья функциональной системы, выясняя роль каждого из них в реали-

зации движения. Такой возможности не предоставляет, пожалуй,

никакая другая психологическая функция.

Вместе с тем скорость двигательной реакции имеет высокую ре-

тестовую надежность: корреляции _______времени реакций (ВР) в повтор-

ных экспериментах, в том числе при проведении их разными экспе-

риментаторами (коэффициент константности), или двух частей рада

измерений, полученных в одном опыте (коэффициент однороднос-

ти), колеблются, за редким исключением, вокруг величин 0,8-0,9

[123]. Все это, вместе с относительной простотой регистрации реак-

ции, сделало движение, двигательную реакцию одним из наиболее

широко используемых объектов экспериментальных исследований в

психологии.

Помимо самой двигательной сферы (включающей и такие специ-

фически человеческие формы, как речевые движения и письмо), с

помощью двигательных реакций тестируются и изучаются особеннос-

ти темперамента, сенсорные функции, психофизиологические и ин-

теллектуальные характеристики и т.д. Только благодаря движению че-

ловек получает некоторые виды сенсорной информации (например,

зрительная перцепция существует благодаря движениям глаз, гапти-

ческая — благодаря движениям кисти и пальцев). Именно изучение

движений как средства активного взаимодействия со средой привело

Н.А. Бернштейна еще в 40-х годах к созданию физиологии активнос-

ти — новой и очень продуктивной области, тесно смыкающейся с

психологией [14], Некоторые авторы даже включают движение как

обязательный компонент в определение термина «поведение»,

Индивидуальные характеристики двигательных реакций коррели-

руют с психометрическими оценками интеллекта, Судя по некоторым

данным, эта связь выше, если измеряется время реакции выбора, а не

простой двигательной, и с увеличением числа альтернатив корреля-

ция увеличивается (наиболее отчетливо — у лиц с низким IQ). Кроме

того, с IQ выше коррелирует интраиндивидуальная вариативность ВР,

а не средняя его величина для данного индивида; чем выше IQ, тем

ниже вариативность ВР. Наконец, есть сведения о том, что латентный

период двигательной реакции и скорость самого движения по-разно-

му коррелируют с IQ (вторая выше, чем первый), но вместе они дают

корреляцию с IQ примерно такую же, как, например, тест Равена с

тестом Векслера [250, 251].

Вместе с тем «простоту» двигательных актов не надо преувеличи-

вать. Даже простейший из них предполагает постановку цели движе-

ния («модели потребного будущего» — по Н.А. Бернштейну, «акцеп-

тора результатов действия» — по П.К.Анохину), формирование и ре-

ализацию адекватной задаче моторной программы («подвижного

функционального органа» — по А.А. Ухтомскому), обратную связь —

оценку и коррекцию результата движения. В лабораторном экспери-

менте к этому добавляются восприятие и запоминание инструкции,

принятие решения об осуществлении или, наоборот, торможении

реакции и т.д. Наконец, необходимо различать движение-реакцию и

движение-акцию, «живое движение», т.е. не ответ на внешнее раздра-

жение, а решение некоторой задачи. Функциональная структура дви-

гательного действия в этих случаях может сильно различаться [41].

Иначе говоря, движение — это тоже признак-«событие», хотя и

легче верифицируемый, чем, например, интеллект.

Однако двигательные реакции имеют несколько особенностей,

важных для психогенетического исследования. К ним относится прежде

всего их отчетливо фиксируемая тренируемость и, как следствие это-

го, возможность реализации одного и того же движения на разных

уровнях регуляции: осознанной _______(произвольной) и автоматизирован-

ной. Согласно концепции Н.А. Бернштейна, нейрофизиологическое

обеспечение движения в этих случаях оказывается разным; поэтому

исследователь получает уникальную возможность оценить генотип-

средовые соотношения в изменчивости признака (движения), остаю-

щегося фенотипически одним и тем же, но меняющего свои внутрен-

ние — психологические и физиологические — механизмы.

По гипотезе А.Р. Лурия, базировавшейся на концепции психического раз-

вития Л.С. Выготского, подобный феномен должен существовать и в онтоге-

незе: с переходом от элементарных, «натуральных» форм функций к высшим,

социально опосредствованным, роль генотипа должна снижаться. Некоторые,

правда, очень немногие, подтверждения тому есть; однако структурная и

функциональная сложность высших психических функций чрезвычайно зат-

рудняет разработку этой гипотезы. Возможность исследовать ее в ситуации

лабораторного эксперимента с использованием двигательных реакций, по-

зволяющих более строго контролировать необходимые переменные, пред-

ставляется более перспективной.

Помимо сказанного, движение как объект психогенетического

исследования имеет, очевидно, еще одно преимущество. Как уже от-

мечалось, одно из основных ограничений метода близнецов заключа-

ется в возможности неодинаковых средовых воздействий в парах МЗ и

ДЗ близнецов: среда, актуальная для формирования когнитивных и

личностных особенностей, у первых может быть более сходной, и

тогда получаемые оценки наследуемости окажутся завышенными (см.

гл. VII). Когда же речь идет о моторике, мет серьезных оснований по-

лагать, что члены пар МЗ и ДЗ близнецов имеют разные средовые

возможности для ее развития [337]; иначе говоря, справедливость по-

стулата о равенстве сред в этом случае более очевидна и, следователь-

но, получаемые оценки наследуемости более надежны.

Таким образом, движения человека — важный для познания ин-

дивидуальности и продуктивный для психогенетического исследова-

ния признак.

Однако, хотя еще Ф. Гальтон в работе «Наследственность таланта»

[35] отметил передачу в семьях успехов в гребном спорте и борьбе, т.е.

наследуемость двигательных качеств человека обсуждалась в хроноло-

гически первом же психогенетическом исследовании, движения не

стали в психогенетике объектом систематического изучения. Посвя-

щенных им работ немного, они разрозненны и не образуют логичной

цепи решаемых проблем, поэтому метаанализ, весьма информатив-

ный, как мы видели, для исследований интеллекта, здесь невозмо-

жен. Для того чтобы хоть как-то упорядочить имеющийся в данной

области материал, воспользуемся классификацией этих исследований,

предложенной С.Б. Малыхом [132; гл. VI]. Он выделил четыре группы

работ, различающихся изучаемыми фенотипами: а) сложные поведен-

ческие навыки; б) стандартизованные двигательные пробы; в) физио-

логические системы обеспечения мышечной деятельности; г) нейро-

физиологический уровень обеспечения движений. Конечно, границы

между этими группами условны; например, анатомия мышц и суста-

ВОВ существенно определяет параметры движений, относящихся к пер-

вым трем группам; процессы саморегуляции особенно важны для ха-

рактеристик движений второй и четвертой групп и т.д. Вот почему

излагаемый далее материал может быть сгруппирован и иначе*, но

эта схема хота бы в первом приближении систематизирует разрозненные

данные, имеющиеся в психогенетических исследованиях моторики.

Показатели, относящиеся к нейрофизиологическому уровню, бу-

дут рассмотрены в главах, посвященных психофизиологическим при-

знакам. Сейчас остановимся на трех первых группах показателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...