Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руют онтогенетическую память индивида.




В своем созревании гибкие динамические системы также пережи-

Вают периоды повышенной чувствительности к внешним воздействи-

Ям, но эти периоды по своей сути являются скорее сензитивными,

Чем критическими. Многообразие индивидуальных различий, кото-

Рые возникают на основе созревания структур, «зависящих от опы-

Та», позволяет ставить вопрос о том, какую роль в этих процессах

Играют индивидуальные особенности опыта, а какую — генетический

Полиморфизм.

НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-

Первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене-

Тические факторы ответственны за формирование единых для всей

Человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-

Хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни-

Кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в

Результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в

Онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря

Консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при-

Знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду-

Альной изменчивости.

Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не-

Возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно-

Яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени

Может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер-

Вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное,

Присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около

Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова-

ние признака [по: 397].

60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об-

Разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный

генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355].

Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес-

Кого развития человека также следует различать два относительно не-

Зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных,

Общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду-

Альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор-

мирование индивидуальных различий (рис. 17,1).

Для своей реализации генотип требует определенных условий сре-

Ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен-

Ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко-

Торых возможно полноценное развитие человека как представителя

Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ-

Ствующие видовым требованиям природные, экологические условия,

Позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище,

Безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат-

Ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об-

Щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта

И др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает

Довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре-

Делах которых оно остается возможным.

Таблица 17.1

Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278)

Характеристика Модели количествен-

Ной генетики

Модели генетики

Развития

Объект исследования популяции индивидуумы

Изучаемый феномен свойства и их

Структура

Биологические сис-

Темы и компоненты

Изучаемые аспекты развития индивидуальные

Различия

Нормативное разви-

Тие

Объяснительные структуры

И механизмы

Генетические и

Средовые компо-

Ненты вариативно-

Сти

Регуляторные меха-

Низмы, контроли-

Рующие экспрессию

Генов (транскрип-

Цию, трансляцию)

Исследовательская методо-

Логия

Статистический

Анализ индивиду-

Альных различий

Лабораторные экс-

Перименты, вклю-

Чающие генетичес-

Кие манипуляции

Учитывают ли модели дей-

Ствующие биологические

Процессы?

Нет да

Возможно ли математичес-

Кое описание модели?

Да не обязательно

Принимается ли аддитив-

Ность развития?

Да, в типичных

Случаях

Нет

Легко ли приложима модель

К эмпирическим исследова-

Ниям развития человека?

Да нет, хотя результа-

Ты могут быть ин-

Терпретированы

С этих позиций

Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма

Влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа-

Ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма

При сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса-

Ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной

Изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви-

Доспецифические способности к развитию высших психических фун-

Кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем

Возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об-

Наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в

Большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный

Фонд наследственности и экологически валидные природные и соци-

Альные условия среды неразрывно взаимосвязаны.

Формирование индивидуально-психологических различий тоже

Может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и

средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни-

Кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва-

Риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до-

Пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный

в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин-

Дивидуального (в том числе психологического) признака может быть

Результатом как уникальной генетической конституции, так и уни-

Кального жизненного опыта.

Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова-

Нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития)

Является предметом многочисленных экспериментальных исследова-

Ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра-

Стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча-

Ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических

Особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ-

Ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа-

Дения объекта исследования до различий в возможности обработки

Результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде

эти отличия представлены в табл. 17.1).

СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

В ОНТОГЕНЕЗЕ

Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало

Разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была

Направлена в основном на изучение общих закономерностей развития

И возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...