Руют онтогенетическую память индивида.
В своем созревании гибкие динамические системы также пережи- Вают периоды повышенной чувствительности к внешним воздействи- Ям, но эти периоды по своей сути являются скорее сензитивными, Чем критическими. Многообразие индивидуальных различий, кото- Рые возникают на основе созревания структур, «зависящих от опы- Та», позволяет ставить вопрос о том, какую роль в этих процессах Играют индивидуальные особенности опыта, а какую — генетический Полиморфизм. НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во- Первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене- Тические факторы ответственны за формирование единых для всей Человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо- Хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни- Кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в Результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в Онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря Консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при- Знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду- Альной изменчивости. Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не- Возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно- Яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени Может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер- Вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное,
Присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова- ние признака [по: 397]. 60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об- Разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355]. Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес- Кого развития человека также следует различать два относительно не- Зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных, Общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду- Альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор- мирование индивидуальных различий (рис. 17,1). Для своей реализации генотип требует определенных условий сре- Ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен- Ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко- Торых возможно полноценное развитие человека как представителя Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ- Ствующие видовым требованиям природные, экологические условия, Позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище, Безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат- Ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об- Щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта И др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает Довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре- Делах которых оно остается возможным. Таблица 17.1 Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278) Характеристика Модели количествен- Ной генетики Модели генетики
Развития Объект исследования популяции индивидуумы Изучаемый феномен свойства и их Структура Биологические сис- Темы и компоненты Изучаемые аспекты развития индивидуальные Различия Нормативное разви- Тие Объяснительные структуры И механизмы Генетические и Средовые компо- Ненты вариативно- Сти Регуляторные меха- Низмы, контроли- Рующие экспрессию Генов (транскрип- Цию, трансляцию) Исследовательская методо- Логия Статистический Анализ индивиду- Альных различий Лабораторные экс- Перименты, вклю- Чающие генетичес- Кие манипуляции Учитывают ли модели дей- Ствующие биологические Процессы? Нет да Возможно ли математичес- Кое описание модели? Да не обязательно Принимается ли аддитив- Ность развития? Да, в типичных Случаях Нет Легко ли приложима модель К эмпирическим исследова- Ниям развития человека? Да нет, хотя результа- Ты могут быть ин- Терпретированы С этих позиций Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма Влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа- Ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма При сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса- Ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной Изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви- Доспецифические способности к развитию высших психических фун- Кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем Возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об- Наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в Большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный Фонд наследственности и экологически валидные природные и соци- Альные условия среды неразрывно взаимосвязаны. Формирование индивидуально-психологических различий тоже
Может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни- Кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва- Риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до- Пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин- Дивидуального (в том числе психологического) признака может быть Результатом как уникальной генетической конституции, так и уни- Кального жизненного опыта. Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова- Нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) Является предметом многочисленных экспериментальных исследова- Ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра- Стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча- Ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических Особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ- Ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа- Дения объекта исследования до различий в возможности обработки Результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде эти отличия представлены в табл. 17.1). СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало Разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была Направлена в основном на изучение общих закономерностей развития И возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|