Среди мальчиков примерно в 2-4 раза превышает частоту Д среди
Девочек, однако более поздние лонгитюдные прослеживания это на- Блюдение не подтвердили. Тем не менее ученые активно анализируют Причины полового неравенства в частотах Д. Одни из них предполага- Ют, что эта разница отражает влияние полоспецифического биологи- Ческого механизма развития Д, в то время как другие небезоснова- Тельно утверждают, что она отражает эффект более обостренной чув- Ствительности социума к академической неуспеваемости мальчиков (мальчики более активны, подвижны и открыты, следовательно, их Проблемы замечаются учителем чаще и быстрее), чем девочек (девоч- Ки более стеснительны, реже поднимают руку, ведут себя тише и т.п.). Интересен тот факт, что частота встречаемости Д варьирует в разных Культурах: ее оценки наиболее высоки в англоговорящих странах, а Наиболее низки в Японии. Причина этих различий не установлена. Предполагается, что они могут быть объяснены как специфической Структурой языков, так и своеобразием социальных «порогов» при Установлении диагноза Д (то, что будет названо Д в США, в Японии Будет считаться отсутствием мотивации к обучению или результатом Плохой педагогики). ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕСПОСОБНОСТИ К ЧТЕНИЮ (СНЧ) В течение последних 20 лет симптоматика и этиология Д часто Попадали в спектр психогенетических исследований. Однако среди * Например, общеизвестны и признаны исследовательские и практические Разработки дефектологов Н.Г. Морозовой, Б.Д. Корсунской, С.А. Зыковой, Е.Л. Гончаровой, И.А. Соколянского, Р.Е. Левиной, М.Н. Никитиной, Н.А. Цыпиной,
Н.А. Крыловой, Н.А. Костючок, Г.Н. Беспалова, Л.Н. Никулина и др. Примеры Учебных программ для детей с трудностями в овладении чтением — в работах Е.Л. Гончаровой, Е.Д. Буриной и др. Психиатров и психологов не существует единой точки зрения отно- Сительно критериев установления диагноза СНЧ. В связи с этим ре- Зультаты, полученные в разных исследованиях, особенно в случаях, Когда применялись различные диагностические схемы, часто не срав- Нимы друг с другом. Было разработано несколько классификаций типов Д. Д. Джонсон, X. Майклбаст [298] и Е. Бордер [204] предложили разделить ошибки Произношения и правописания, делаемые дислексиками, на 3 груп- Пы: а) предоминантно аудиторные, б) предоминантно визуальные и в) смешанные. Другие авторы [339] также предложили выделить 3 типа СНЧ, но основанные на результатах нейропсихологического тестиро- Вания: а) речевая неспособность, б) артикуляторная и графомотор- Ная дискоординация и в) визуально-пространственная перцептивная Неспособность. Ученые, принимающие участие в Колорадском семейном иссле- довании Д [236], описали 4 типа дислексиков среди пробандов, при- Нявших участие в этой работе. Выделенные типы состояли из следую- Щих групп: а) дислексики с пространственно-логическим дефици- Том; б) дети с дефицитом кодирования и медленной скоростью Переработки информации; в) дислексики с относительно специфич- ным дефицитом, который выражается только в трудности чтения; Г) дислексики смешанного или глобального типа. Эта схема оказалась Весьма продуктивной: используя ее, исследователи классифицирова- ли 91% всей выборки пробандов. Основываясь на современных моделях чтения, разработанных в Рамках когнитивной психологии, Е.Григоренко и коллеги предложи-
ли следующую классификацию типов Д: а) Д, вызываемая _______неспособ- Ностью разлагать слова на фонемы; б) Д, вызываемая неспособнос- Тью декодировать слова; в) Д, вызываемая неспособностью автомати- Зировать навык чтения. Каждая из предлагаемых классификаций Д имеет свои основания. Однако все они разработаны на базе различных диагностических схем И, к сожалению, без кросс-валидизации использованных критериев, Поэтому вопрос о сопоставимости и пересекаемости подтипов СНЧ, Выделяемых разными авторами, остается открытым. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СНЧ Уже в начале нынешнего столетия были опубликованы исследо- Вания, в которых упоминался тот факт, что дети-дислексики часто имели родственников с трудностями в обучении чтению [289, 424]. Несколько позже были приведены дополнительные доказательства кон- Центрации Д в семьях. Обнаружилось также, что дети-дислексики обыч- но характеризуются нормальным уровнем интеллекта [249]. В 1980 г. Были опубликованы результаты одного из самых больших семейных исследований СНЧ [282]: выборка состояла из 116 пробандов (89 из Них — мужского пола) и их 319 родственников. Было установлено, что 47% отцов и братьев пробандов и только 38% матерей и сестер Испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные Отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что Д наследуется по аутосомно-доминантному типу с половой модифи- Кацией степени выраженности. Однако само по себе увеличение частоты встречаемости Д в семь- Ях пробандов не доказывает, что передача этого заболевания осуще- Ствляется генетическим путем. Дополнительное подтверждение гипо- Тезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака Было получено в рамках близнецовых исследований. В одном из них Были обследованы 228 пар однополых близнецов, среди которых 97 че- Ловек были диагностированы как дислексики. Выяснилось, что в Паре МЗ, в которых хотя бы один близнец имел СНЧ, 26 со- Близнецов также были диагностированы как дислексики, а у ДЗ кон-
Кордантными по Д оказались только 9 из 31 пары. Коэффициенты конкордантности МЗ и ДЗ составили соответственно 84 и 29% [188]. Результаты недавних близнецовых исследований также подтверж- Дают гипотезу о генетической передаче данного признака. Одни ис- следователи _______[238] оценили наследуемость СНЧ как равную 30%. Дру- гие [291], используя тестовую батарею, с помощью которой измеря- Ется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения, Нашли, что конкордантность МЗ близнецов по суммарному показате- лю этой батареи составила 67% по сравнению с 30% у ДЗ. Самые высокие показатели наследуемости (>70%) получены для правописа- Ния и способности различать фонемы. Кроме того, оказалось, что Фонологическая неспособность, т.е. неспособность различать фонемы Вне контекста слов-значений, представляет собой генетически наи- Более независимый от интеллекта компонент Д. Однако и здесь, несмотря на однозначность полученных результа- Тов, свидетельствующих в пользу наследственной природы Д, интер- Претироваться они должны осторожно. Дело в том, что среди близне- Цов СНЧ встречается значительно чаще, чем среди одиночнорожден- ных детей [284], поэтому можно предположить, что существует Специфический средовой компонент, влияющий на развитие Д имен- Но у близнецов, и, следовательно, оценки наследуемости, получен- Ные методом близнецов, могут быть искажены. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ СНЧ И РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СЦЕПЛЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|