Ледний включает в себя неспецифическую неспособность к обучению
(которая может развиваться в результате психического заболевания, * О синдроме расстройства обучения см. далее, а также [49]. Например, аутизма, травм головного мозга, отсутствия необходимых Социальных навыков) или специфическую неспособность ребенка к Обучению (СНО). В рамках широкого синдрома расстройства обучения Понятием специфической НО описывается круг детей, которые обна- Руживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря На сохранный интеллект. Эта специфическая неуспеваемость не может Быть объяснена повреждениями слухового, зрительного или моторно- Го аппарата, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством, А также культурной или социальной депривацией, Из-за отсутствия четкого определения СНО существуют проти- воречивые оценки ее встречаемости: они варьируют от 5 до 20-30%. В отечественной литературе указывается, что количество детей, ко- Торые по разным причинам (не считая мотивационных или плохого Качества преподавания) испытывают трудности в обучении или даже Проявляют неспособность к усвоению школьной программы, колеб- лется, по оценкам разных исследователей, от 20 до 30% [171]. Часто- Та встречаемости СНО в отобранных выборках, например, среди де- тей_______, страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или Эмоциональными расстройствами, значительно выше, чем в нормаль- Ных популяциях. Ранняя диагностика СНО и применение специализированной Педагогической помощи, как и при синдроме аутизма, являются ре- Шающими для коррекции и благоприятного прогноза. СНО часто со-
Провождается признаками школьной дезадаптации, развитием вто- Ричных эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно амери- Канской статистике, специфическая НО — основной повод для того, Чтобы бросить школу, и, кроме того, частота ее встречаемости весьма Высока среди несовершеннолетних правонарушителей. Были предприняты многочисленные попытки разработать класси- Фикацию разных видов СНО, однако ни одна из них не стала обще- Принятой. Большинство эмпирических и теоретических работ по спе- Цифической НО концентрируются вокруг ее двух основных видов — Вербальной НО (специфической неспособности к чтению — дислек- Сии) и невербальной НО (специфической неспособности к матема- Тике — дискалькулии, к письму и правописанию — дисграфии). Особым _______предметом внимания профессионалов, которые работают С детьми, страдающими СНО, являются часто сопутствующие ей эмо- Циональные и поведенческие расстройства. Встречаемость вторичных расстройств среди детей, страдающих СНО, составляет примерно 50%. Одним из частых вторичных синдромов оказался на первый взгляд Далекий от специфической НО синдром асоциального поведения. При Объяснении комплекса девиантных проявлений, сопутствующих СНО, Существуют три основных точки зрения. Согласно первой, расстрой- Ства, сопутствующие СНО, представляют собой ее осложнения и раз- Виваются в результате неадекватной школьной адаптации, пережива- Ния школьной неуспешности, снижения мотивации, социальной Изолированности от сверстников. Основной дефект этой точки зре- Ния — ее неспособность объяснить, почему многие дети, страдаю- Щие СНО, проявляют поведенческие и эмоциональные расстройства До начала школьного обучения. Согласно второй точке зрения, на-
Оборот, именно наличие эмоциональных и поведенческих проблем Ведет к развитию специфической НО. Это объяснение также не пред- ставляется полностью адекватным, поскольку около 50% детей, стра- Дающих СНО, не проявляют эмоциональных и поведенческих рас- Стройств. Наконец, согласно третьей точке зрения, те же этиологи- Ческие корни, что и СНО, имеют синдромы, сопровождающие общую НО; они связаны с нарушениями функционирования головного моз- Га, возникающими, возможно, в результате влияния определенных Генетических механизмов. Критики этой теории отмечают, что она, Скорее всего, слишком упрощает реальные связи различных пове- Денческих отклонений. Основными способами терапии СНО являются специализирован- Ные формы обучения, семейное консультирование и поведенческие Модификации. Более детально все эти вопросы рассмотрим на примере дислексии. Дислексия. В случае дислексии (Д), т.е. специфической неспособ- Ности к чтению (СНЧ), ребенок испытывает трудности при декоди- Ровании написанных слов и при поиске их разговорных аналогов. Ди- Агноз дислексии ставится в случаях, когда ребенок не обучается чи- Тать при сохранном интеллекте, отсутствии каких-либо психических заболеваний, которые _______могли бы объяснить этот дефект, при отсут- Ствии в анамнезе падений или ушибов, которые могли бы привести к Травме головного мозга, и при наличии адекватной его возрасту сис- Темы школьного (или индивидуального) обучения. Обычно наличие Д становится очевидным в младшем школьном Возрасте, когда детей обучают чтению и письму. Эти навыки требуют Усвоения специального фонематического кода, соединяющего напи- Санные слова и их разговорные аналоги. В связи с тем что Д проявля- Ется в процессе обучения, ее считают специфической формой неспо- Собности к обучению. Термин «дислексия» происходит от латинских Корней dys — «трудный» и греческого lexis — «речь». Дочитается рас- Стройством развития, вызываемым влиянием генетических или сре-
Довых (пре- и постнатальных) факторов. Очень важно различать Д и Простое отставание в чтении, связанное с нелюбовью к чтению, от- Сутствием мотивации к нему или недостаточным мастерством педагога. Д представляет собой расстройство, проявляющееся в течение Всей жизни. Тем не менее чтение дислексиков может быть улучшено В результате кропотливой педагогической работы, направленной на Развитие и тренировку когнитивных процессов, включенных в про- Цесс чтения. Д изучается психологами, генетиками, педагогами, специалистами по развитию человеческого мозга и дефектологами*. Общепринятого Определения Д не существует. Согласно современным теориям, в центре Д находятся два специфических дефицита — фонематический (неспо- Собность расчленять слово на фонемы) и дефицит, связанный с неспо- Собностью быстро перерабатывать информацию, поступающую в визу- Альной форме (например, быстро называть нарисованные на бумаге Предметы). Эти процессы не являются взаимодополняющими; известны Случаи развития только фонематического дефицита, однако у дислек- Сиков оба дефицита часто наблюдаются одновременно, причем в этом случае Д поддается коррекции труднее, чем другие ее варианты. Частота встречаемости Д не установлена. Ее оценки варьируют от 5-10 до 20-30%, в зависимости от того, насколько строги критерии Установления диагноза. Ранние исследования показали, что частота Д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|