Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития пластиковых карт и их классификация




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Место и роль банковских пластиковых карт в системе безналичных
    расчетов

 

 

Студент      Богач Наталья Витальевна                                  _____________

 

Руководитель Конюшева Мария Григорьевна                          _____________

 

          Рецензент Ребровский Дмитрий Владимирович           ______________

 

Допустить к защите ГАК

Зав.кафедрой

                                                                                          ___________________________

 


                                                                                          «_____»______________2005г.

 

Ульяновск 2005

 

Введение

 

Расчеты с использованием наличных денег очень дорого обходятся государственным и коммерческим структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, выявление и борьба с фальшивомонетчиками, содержание персонала и обновление оборудования – все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. В России, например, около 20% стоимости каждого рубля уходит на содержание его же собственного обращения. Один из перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота – это создание эффективной системы безналичных расчетов, инструментом которой являются пластиковые карты, место и роль которых и рассматривается в данной дипломной работе.

Время появления банковских пластиковых карточек является в определенной степени спорным вопросом. Все зависит от того, о каких карточках идет речь. В России даже многие банковские сотрудники, рассуждая о карточках, путают разные понятия. Некоторые говорят о кредитных карточках, некоторые называют их банковскими, некоторые – пластиковыми. Понятия эти хоть и пересекающиеся, но не совпадающие – они "про разное". На самом деле, говоря о пластиковых карточках, мы имеем в виду лишь материал, из которого они изготовлены. Прилагательное "банковские" уточняет, что их выпускает (эмитирует) банк, "кредитные" – указывает на схему расчетов между держателем карточки и эмитентом – организацией, выпустившей их, а это может быть не обязательно банк, а, например, страховая компания, магазин, телефонная компания и т.п. Практически любой гражданин западной страны имеет несколько таких карточек. Те, кто купил заграничный бумажник, обнаружили там множество очень нужных кармашков. Там хранят пластиковые карточки.

В последние годы тема "пластиковых денег" принимает все большую актуальность. Эксперты, анализирующие тенденции создания нового экономического пространства с общей валютой, в своих отчетах делают упор на тематику пластиковых карточек. На сегодняшний день стремление к созданию единого платежного пространства и соответственно выбор платежных инструментов – это действительно современные тенденции во всех государствах.

Российские граждане долгое время имели весьма смутное представление о банковских пластиковых карточках. Распад СССР сломал многие старые стереотипы системы безналичных расчетов и денежных отношений. Появились новые, динамичные банки, строящие планы своего развития не на стремлении получать сиюминутную выгоду, а исходя из понимания важности интегрирования в мировое банковское сообщество, принятия в повседневной работе высоких качественных стандартов обслуживания клиентов, необходимости применения передовых технологий и уважения к потребностям рядовых граждан.

Для того чтобы завоевать доверие клиентов, недостаточно предоставлять им только традиционный спектр услуг. Необходимо менять формы и методы обслуживания, расширять сервисные возможности, предоставлять комплексный банковский сервис.

В условиях острой конкуренции на ритейловом рынке необходимо находить новые решения, т. е. адаптировать свою деятельность к меняющейся технологической инфраструктуре.

Для российских банков весьма актуален вопрос предоставления населению и организациям полного спектра услуг на рынке банковских пластиковых денег. И здесь неоценим опыт развитых западных пластиковых платёжных систем.

Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с безналичными электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников – наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.

При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег как таковых. Коммерческие банки в современных условиях, просто обязаны идти в ногу со временем, и предоставлять клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением электронных систем расчетов.

Предметом исследования данной работы являются розничные банковские услуги на рынке банковских пластиковых карт, как высокотехнологичные банковские продукты и как средство получения доходов коммерческим банком.

Цель данной работы – на основе материалов учебников банковского дела, современной публицистики, рассмотреть возможности использования банковских пластиковых карт, проанализировать их работу на основе имеющегося опыта работы российских банков, современного законодательства и технологической оснащенности современных коммерческих банков, определить возможные перспективы их развития.

В данной дипломной работе были поставлены следующие задачи:

­ провести классификацию пластиковых карт;

­ рассмотреть правовые основы функционирования банковских пластиковых карт в России;

­ выявить преимущества использования пластиковых карт в системе безналичных расчетах;

­ провести анализ тарифной политики банка на рынке пластиковых карт;

­ провести анализ динамики доходов от использования банковских пластиковых карт на примере филиала Национального Банка «ТРАСТ» (ОАО) в г.Ульяновск;

­ разработать бизнес план зарплатного проекта между филиалом Национального Банка “ТРАСТ” (ОАО) в г.Ульяновск и крупным предприятием города ОАО “Контактор”;

­ рассмотреть перспективы развития розничных электронных банковских услуг и интернет-банкинга.

 

 

   Глава 1 Теоретические аспекты использования банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов

История развития пластиковых карт и их классификация

Первое теоретическое упоминание об использовании карт (card) как платежного средства появилось в Англии и относится к концу позапрошлого века (Looking Backwards. James Bellamy 1880).

На практике пионерами в этой области оказались США. Именно здесь в 20-х годах 20 века начали использовать прототип совре­менных карт.

Интересно то, что впервые карты появились не в сфере бан­ковского, а в сфере нефтяного бизнеса: нефтяные компании (на бензоколонках), гостиницы, рестораны и компании по прокату автомобилей начали выпуск карт, как средства предоставления кредита своим клиентам [8,с.9]. Эти карты имели строго ограниченное распространение, как по видам услуг, так и географически. В на­стоящее время такие карты называются собственническими, "клубными" (proprietary), в отличие от универсальных карт (universal).

Первые карты изготавливались из картона или металла. Человек, пользующийся такой картой, получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара. Фирма-эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы.

С увеличением числа пользователей встал вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной карте. Это вызвало к жизни процесс эмбоссирования карт (тиснение номе­ра карты, данных клиента, срока действия карты).

Практически без изменения эмбоссирование сохранилось до наших дней и широко используется, в том числе и на смарт-картах. Первые карты с эмбоссированием изготавливались из металла, но вско­ре они были вытеснены пластиковыми картами, так как после­дние оказались более практичными.

Однако эти карты не были еще платежным средством. Они подтверждали принадлежность пользователя к той или иной системе учреждений сферы обслуживания. Использование "клуб­ных" карт широко распространено и в наше время.

С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчетов с помощью специальных карточек. Особый успех выпал на долю ресторанной кредитной карты “Diners Club” (“Обеденный клуб”). Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карту “DC” и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в “DC”, который ежемесячно выставлял клиенту общий счет. Клиент расплачивался с “DC”, а тот – с ресторанами.

Изначально в зарубежной классификации универсальные карты разделялись на карточки для “путешествий и развлечений” (Travel and Entertainment – T&E) и чисто банковские [8,с.13]. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express, и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карты же, выпускаемые банками, имели более “потребительский” характер и предназначались для “обычных клиентов”.

Первую универсальную карту в 1951 году выпустил неболь­шой нью-йоркский банк Long Island. Первая универсальная карта большого банка Bank of America (в настоящее время Bank America) прошла испытания в Калифорнии в 1956 году.

Успех на региональном уровне убедил Bank of America в перспективности затеи, и с 1966 года он начал продажу лицен­зии на использование карточной технологии другим банкам. С этого времени начинается бурное развитие этого вида банковс­ких услуг.

С точки зрения производства, карты мало чем отличались от предыдущих, но по своим функциям это были совершенно новые карты.

Фактически, выпуск первых универсальных карт можно считать моментом рождения "пластиковых денег".

Положение, при котором Bank of America имел преимуще­ство, быстро перестало устраивать другие банки, и в 1970 году Bank of America под давлением со стороны лицензированных им банков согласился передать контроль над бизнесом карт новой организации банков – National BankAmeriCard.Inc (NBI), в ко­торой он был лишь одним из членов. В 1977 году название NBI было заменено на Visa USA Inc..

Изменение имени имело огромное значение, не только по­тому, что оно стерло последние ассоциации с банком-прароди­телем, но также потому, что это событие открыло дорогу широ­кому распространению карт Visa в США и за рубежом.

В то время как Bank of America преуспевал в своей нацио­нальной программе карт, конкурирующие банковские группы решили не оставаться в стороне, и в 1966 году 14 Нью-йоркских банков учредили организацию Interbank Card, Inc., 4 калифор­нийских банка – организацию Western States Bankcard Association (в качестве имени для своей карты они выбрали Master Charge). После серии объединений на базе этих двух организаций воз­никло то, что во всем мире хорошо известно под именем MasterCard.

Обе организации с момента учреждения приняли уставные решения не принимать в свои ряды банки-члены организации-конкурента, и потребовалось 10 лет (с 1966 по 1976) и несколько судебных процессов, чтобы двойное членство было разрешено. Дальнейшее сотрудничество Visa и MasterCard в большей степе­ни было вызвано их общими интересами в борьбе с небанковс­кими картами конкурентов, в первую очередь proprietary кар­той Discover, выпускаемой American Express и Sears. В 1984 и 1985 годах представители обеих организаций согласовали принципы свободного электронного обмена транзакциями, и пришли к со­гласованию некоторых технических стандартов. Все это позво­лило Visa и MasterCard начать выпуск общего бюллетеня для торговых учреждений, содержащего список карт, запрещенных к приему (так называемый "hot list" или "stop list", или "warning list").

Основным аргументом для внедрения "пластиковых денег" являлось удобство пользователя. С появлением электронных средств регистрации и сбора информации появилась возмож­ность заносить и считывать информацию на карту при помощи магнитного кодирования сигнала.

Первой организацией, применившей этот способ на плас­тиковых картах была Международная ассоциация по авиапере­возкам (IATA, Interactional Air Transportation Association), ко­торая осуществляла контроль за багажом при помощи инфор­мации, записанной на магнитной дорожке пластиковой карты. Впоследствии принятая IATA система кодирования стала стан­дартной. На современных пластиковых картах это – первая до­рожка, имеющая длину 79 символов (210 бит/дюйм, 7 бит на знак) и содержащая алфавитно-цифровую информацию.

Впоследствии подобный принцип использовали на банков­ских картах для кодирования номера карты, что позволило вне­дрять электронные платежи. Разработка этой системы кодиро­вания принадлежит Американской банковской ассоциации (American Bankers' Association).

Эта система также вошла в стандарт. На современных пла­стиковых картах появилась вторая дорожка, имеющая 40 сим­волов (75 бит/дюйм, 5 бит на знак).

Впоследствии появилась третья дорожка, на которой чаще всего записывается PIN-код (Personal Identification Number – пер­сональный идентификационный номер), а иногда состояние счета клиента. Разработчиком этой дорожки была компания Thrift Industry. Информация на этой дорожке может перезаписывать­ся и изменяться в процессе использования. На дорожку может быть записано 197 цифровых знаков (210 бит/дюйм, 5 бит т знак).

Начало применения пластиковых карт с магнитной поло­сой датируется 1969 годом. В комбинации с эмбоссированием такие карты широко используются до сих пор. На таких картах информация на первых двух дорожках предназначается только для считывания. Она записывается при выдаче карты и в про­цессе использования не изменяется.

Как это не удивительно звучит, пластиковые деньги пришли на российский, точнее советский рынок в конце 60-х годов. Первые пластиковые карты были Diners Club International. Представители этой системы подписали с Госкомимуществом в лице ВАО "Интурист" агентское соглашение на обслуживание в СССР этой платежной системы.

В 1974 году аналогичное соглашение было подписано с Visa International, в 1975 году с Eurocard, Master Card, в 1986 году с JBC International. Обслуживались по пластиковым карточкам исключительно иностранцы. Форма обслуживания была скрытной и выполняла сервисные функции, предоставляемые Интуристом своим клиентам.

Перемены, начавшиеся в нашей стране в середине восьмидесятых годов и ознаменовавшие собой начало приобщения банковской системы к западным стандартам, создали почву для появления пластиковых карт.

Вообще, успех развития небумажных платежных средств объясним:

- они более защищены от подделки, что позволяет их использовать в более широкой сфере расчетов и с большим количеством участников;

- клиенты видят в них более удобную форму расчетов и позволяют широко использовать кредит в повседневной практике;

- заинтересованность появляется у торговых точек, которые с согласием принимать, как платежное средство, карты расширяют круг своих клиентов;

- с позиций государства использование платежных систем снижает стоимость обслуживание наличной массы, ускоряет оборачиваемость денежной массы.

Основная особенность платежных систем построенных на пластиковых картах состоит в обслуживании розничного товарооборота в экономике. Особенности выражаются в технических особенностях проведения платежей и раскрываются при рассмотрении видов пластиковых карт, их эволюции.

В ходе развития платежных систем возникли разные виды пластиковых карт, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

Классификация карт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...