Защитные механизмы. Общая характеристика защитных механизмов низшего и высшего порядка.
Защита (защитный механизм) – 1. Неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний; 2. Глобальный, закономерный, здоровый, адаптивный способ переживания мира. Первым, кто наблюдал некоторые из этих процессов и дал им названия, был Фрейд. Наиболее ранний контекст, в котором говорилось о защитах, был тот, где задачей терапевта служило уменьшение их интенсивности, т. к. Фрейд впервые столкнулся с защитами в драматическом ключе, у людей с эмоциональными нарушениями, с преобладанием истерических черт. Для них было бы лучше полностью пережить переполняющие их эмоции, которых они так опасаются, и тем самым высвободить свою энергию. В данном контексте применяемые защиты были неадаптивны, и терапевтическая ценность их ослабления или слома являлась верной. Из-за этого первоначального контекста идея о защитных механизмах как о малоадаптивных, к тому же, встреченная светской публикой с энтузиазмом, приобрела незаслуженно негативный оттенок. На самом деле, действие защиты может быть равно как патологическим, так и адаптивным. Полезные функции защит: 1. Бессознательное стремление избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; 2. Сохранение самоуважения. Проблемы с использованием защит возникают лишь в тех случаях, когда существует недостаток в более зрелых психологических навыках, или когда данные защиты упорно используются для исключения возможных других. Все мы пользуемся «примитивными» защитами: отрицаем, расщепляем и имеем стремление к всемогуществу. Однако большинство из нас дополняют эти реакции более изощренными способами переработки тревоги и ассимиляции сложной, беспокоящей реальности. Пограничная или психотическая личностная структура обусловлена отсутствием зрелых защит, а не наличием примитивных.
Каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Автоматический выбор определенных защит происходит при сложном взаимодействии по меньшей мере 4 факторов: 1. Врожденного темперамента; 2. Природы стрессов, пережитых в раннем детстве; 3. Защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; 4. Усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит. Некоторые защиты представляют собой более «примитивный» процесс, чем другие. К ним (первичным, незрелым, примитивным, защитам «низшего порядка) относятся те, что имеют дело с границей между собственным «я» и внешним миром. Защиты, причисляемые ко «вторичным», более зрелым, более развитым или к защитам «высшего порядка», работают с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго. Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обладать двумя качествами: 1. Недостаточная связь с принципом реальности; 2. Недостаточный учет отделенности и константности объектов вне собственного «я». Примитивные защиты довербальны, дологичны, всеобъемлющи, образны и имеют магический характер. Общая характеристика «примитивных» защит: 1. Примитивная изоляция Это автоматический психологический уход от социальных или межличностных ситуаций (реальности) в другое состояние сознания (психическое состояние). Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. Изоляция замещает напряжение, происходящее от взаимодействия с другими. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции. У особо впечатлительных, склонных к изоляции людей, развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь. Изолирующиеся люди, избегающие другие пути реагирования на тревогу, описываются аналитиками как шизоидные (тип организации характера). Однако бегство от реальности почти не требует ее искажения. Успокоение находится не в непонимании мира, а в удалении от него.
2. Отрицание Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестает существовать). Взрослые часто используют отрицание в случае кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т. п.). Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «всё прекрасно и всё к лучшему». Они маниакальны по характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. 3. Всемогущий контроль. Фантазирование о способности влиять на мир, обладании силой и неограниченными возможностями, восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую (социопатическую, антисоциальную). 4. Примитивная идеализация (и обесценивание) Восприятие другого человека как идеального и всемогущего (и наоборот). Психологическое слияние с этим сверхъестественным Другим, обеспечивающее безопасность и надежду освободиться от стыда. В т. ч. выражается в религиозных верованиях. Чем более зависим человек, тем сильнее для него соблазн идеализации. Преобладающая защита у нарциссического типа – любить себя самого можно лишь совершенствуясь.
О. – неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации. 5. Проекция, интроекция и проективная идентификация П., И. и П. И. основаны на недостаточности психологического разграничения собственной личности и окружающего мира. П. – процесс, в результате которого происходитошибочное восприятие своих внутренних процессов как приходящих извне. В благоприятных и зрелых формах – основа эмпатии. Основной способ понимания мира и приспосабливания к жизни у параноидного характера. И. –бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей (процессы вовне как приходящие изнутри). Один из известных патологических процессов И. – «идентификация с агрессором». И. может приводить (в горе, при утрате) к депрессии. Систематически использующаяся защита у депрессивного характера. П. И. –Впервые описала Мелани Кляйн (1946). Это объединение П. и И. в единую защиту, когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей П. П. И. вкупе с расщеплением ложится в основу заключения о пограничной личностной организации. 6. Расщепление Эго Представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного. Находит отражении в мифологии: добро и зло, Бог и дьявол, демократия и коммунизм, ковбои и индейцы, одинокий правдолюбец и ненавистная бюрократия и т. д. 7. Диссоциация Отделение себя от неприятных переживаний. Действие Д. глобальным и поразительным образом охватывает всю личность. Многие диссоциированные состояния психотичны по своей природе. Д. отличается от всех описанных выше примитивных защит тем, что последние представляют собой нормальные способы функционирования и становятся проблемными только если человек остается в них слишком долго или исключает другие пути взаимодействия с реальностью. Д. – это реакция на травму. Это может быть отделение от тела во время угрожающих жизни бедствий и серьезных хирургических операций. Маленькие дети, неоднократно подвергавшиеся ужасному абьюзу (жестокое обращение, надругательство), могут научиться Д. как привычной реакции на стресс; если они выживают и становятся взрослыми, то могут быть диагностированы как страдающие от характерологического диссоциативного расстройства и названы множественной личностью.
Диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти. Травмированные люди склонны реагировать на обычный стресс как на опасность для жизни, немедленно впадая в амнезию или становясь совершенно другими – ко всеобщему смятению. В крайней форме Д. трансформирует идентичность использующего ее человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|