Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы характеров в психоаналитической диагностике.




1. Психопатические (П.) (антисоциальные (А. С.)) личности

Ø Вероятно, наиболее непопулярные и пугающие пациенты

Ø Психопатический континуум более нагружен в направлении от пограничного до психопатического, т. к.: для них характерна базисная неспособность к человеческой привязанности и опора на примитивные защитные механизмы; однако даже П. личности с высоким уровнем функционирования обладают антисоциальной эмоциональностью (например, удачливый и занимающий видное социальное положение фальшивомонетчик).

Ø (Бурстен): Организующий принцип, внутренняя мотивация П. личности: «Сделать всех» или сознательно манипулировать другими

Ø Драйвы, аффекты и темперамент: Обладают большей базальной агрессией, чем другие. Здесь играют роль некоторые генетические факторы. Нейрохимические и гормональные исследования указывают на вероятность биологического субстрата для высоких уровней аффективной и хищнической агрессии у АС личностей. Сниженная реактивность автономной нервной системы. Этот факт считается объяснением их постоянного стремления к острым ощущениям и очевидной «неспособности обучаться через опыт». Т. е. обладают врожденными тенденциями к агрессивности и к более высокому, чем в среднем, порогу приносящего удовольствие возбуждения. Неспособность членораздельно проговаривать свои эмоции. Вместо этого они действуют. Переживают, как правило, слепую ненависть или маниакальное радостное настроение.

Ø Защитные адаптационные процессы: Основная защита – всемогущий контроль. Также проективная идентификация, диссоциация и отыгрывание вовне. Потребность оказывать давление (защищает от стыда, отвлекает от поиска сексуальных перверсий). Дефективное Супер-Эго, недостаток первичных взаимных привязанностей к другим людям. Ценность других людей редуцируется до их полезности, определяющейся их согласием терпеть затрещины. Открыто и осознанно хвастаются своими победами, завоеваниями, успешными махинациями и обманами, если это производит впечатление. С возрастом, из-за гормональных снижений и естественного убывания физической силы, П. имеют тенденцию «выгорать» и становятся более податливыми к психотерапии. Диссоциация личной ответственности: избил любовницу – «повздорили», «вышел из себя».

Ø Объектные отношения: Детство – обилие опасностей и хаоса. Суровая дисциплина и сверхпотворство. Характерно наличие слабых, депрессивных и мазохистичных матерей; вспыльчивых, непоследовательных и садистических отцов; алкоголизм; применение наркотиков. Переезды, потери, семейные разрывы. Обычные эмоции ассоциируются со слабостью и уязвимостью. Отсутствует интернализованная основа для иного понимания роли речи, нежели как для манипулирования другими. Еще один клинический аспект: в детстве избалованы материально, но испытали эмоциональную депривацию (подарки как компенсация тревожащих чувств). Иногда ребенок повторяет защитные решения своих родителей: демонстрация ими неповиновения авторитетам (учителям, консультантам, служителям закона). Родители же подкрепляют манипулятивное своих детей, подтвердающее «право на всё».

Ø Собственное «Я»: Повышенный уровень агрессии. Имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей. В итоге, единственным объектом катексиса является собственное «Я» и его личные побуждения к власти. Поэтому сэлф-репрезентации поляризованы между желаемым состоянием личного всемогущества и пугающим состоянием отчаянной слабости. Агрессивные и садистические действия могут стабилизировать ощущение собственного «Я» благодаря снижению неприятных состояний возбуждения и восстановлению самоуважения. Отсутствие у ребенка четких ограничений и непонимание серьезных последствий импульсивных действий. Примитивная зависть – желание разрушать всё, что является наиболее желанным. Активное обесценивание и пренебрежение абсолютно всем, что принадлежит к области нежности и ласки. АС психотики убивают тех, кто их привлекает.

Ø Перенос и контрперенос: Основной перенос на терапевта – проекция своего внутреннего хищника – предположение о том, что клиницист намерен использовать пациента для своих эгоистических намерений. Если терапевт может быть полезен пациенту для некоторых личных целей, то второй будет вести себя невероятно очаровательно. Обычный контрперенос на озабоченность пациента не быть использованным и на стремление перехитрить эскплуатирующего терапевта – шок и сопротивление появляющемуся ощущению, что важнейшая для терапевта идентичность человека, оказывающего помощь, уничтожается. Наивные терапевты могут доказывать свое намерение оказать помощь. Если не удается, следующие обычные реакции Т. – враждебность, презрение и моралистическое поругание пациента. Открытая ненависть пациента не характерна, поскольку способность ненавидеть - это своего рода привязанность. Другие комплементарные (дополняющие) контпереносные реакции включают в себя ужасающей силы страх. Сообщают о холодности, безжалостных взглядах П. пациентов и своем беспокойстве, что такой пациент подчинит их своему влиянию. Часты мрачные предчувствия. Важно выдержать эти чувства, а не отрицать или компенсировать их, т. к. минимизация угрозы пациента может побудить последнего продемонстрировать свою деструктивную силу.

Ø Терапевтические рекомендации при диагнозе «психопатия»: - неподкупность (терапевта, рамок, условий) – негибкость – бескомпромиссная честность (прямое сообщение, выполнение обещаний, совершение добра перед лицом угрозы и настойчивое обращение к реальности, признание интенсивных негативных чувств по отношению к пациенту) – отсутствие самораскрытия (будет расценено как слабость) – отсутствие морализаторства (бесполезно, совести нет) – оставаться последовательным, не карающим и не поддающимся эскплуатации – демонстрация силы (единственного уважаемого П. качества) – занять позицию «граничащей с безразличием независимой силы» - не инвестироваться эмоционально в изменение пациента (начнется саботаж терапии)

2. Нарциссические личности (Н. Л.)

v Люди, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Термины «нарциссическая личность» и «патологический нарциссизм» применяются к диспропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике. Во внутренней жизни подобных пациентов чего-то недостает. Испытывают глубинное чувство, что обмануты и нелюбимы. Мыслители, подчеркивавшие первичную привязанность, понимали нарциссическую патологию как компенсацию ранних разочарований во взаимоотношениях.

v В работе «Комплекс Бога» Эрнест Джонс описал (первым из авторов психоаналитического толка) наиболее явно грандиозный тип НЛ. Характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других. Вильгельм Райх в книге «Анализ характера»: «самоуверенный… надменный… энергичный, часто – подавляющий своей манерой держаться… (тот, кто) будет, как правило, предвосхищать любую приближающуюся атаку собственным нападением».

v Явная грандиозность личности лишь одна из форм того, что сегодня принято считать нарциссической проблемой. Современные аналитические концепции охватывают множество различных внешних проявлений ядерных проблем идентичности и самоуважения. Бурстен предложил следующую типологию нарциссических личностей: страстно-требовательный, параноидный, манипулятивный и фаллический.

v В каждом тщеславном и грандиозном нарциссе скрывается озабоченный собой, застенчивый ребенок; в каждом депрессивном и самокритичном – прячется грандиозное видение того, кем этот человек должен бы или мог бы быть. Общим для нарциссических личностей, по-разному себя проявляющих, является внутреннее чувство или страх, что они «не подходят», чувство стыда, слабости и своего низкого положения.

v Драйвы, аффекты и темперамент: Конституциональная предрасположенность: в клинических исследованиях часто звучит, что люди, имеющие риск развития Н. характера, могут оказаться более других конституционально чувствительны к невербальным эмоциональным сообщениям. А именно: Н. развивается у таких детей, который кажутся сверхчувствительными к непроявленным, невыраженным аффектам, отношениям и ожиданиям других. Элис Миллер считает, что многие семьи «содержат» одного ребенка, чей природный интуитивный талант бессознательно используется его воспитателями для поддержания их собственной самооценки, и что этот ребенок вырастает в замешательстве от того, чью жизнь ему положено прожить. Такие дети с большей вероятностью используются как нарциссическое расширение и, следовательно, повзрослев, более подвержены риску стать Н. Кернберг предполагал, что они, возможно, обладают или врожденным сильным драйвом агрессии, или конституционально обусловленной недостаточной способностью переносить агрессивные импульсы. Такая особенность может в некоторой степени объяснять тот факт, что Н. люди долгое время стремятся избегать изучения своих собственных драйвов и желаний: они могут бояться их силы. Стыд и зависть – главные эмоции, ассоциированные с Н. организацией личности. Другое их широко известное качество – склонность осуждать самих себя или других. Если они ощущают дефицит чего-либо и им кажется, что у других все это есть, они могут попытаться разрушить то, то те другие имеют, выражая сожаление, презрение или путем критики.

v Защитные и адаптивные процессы: Используют целый спектр З., но наиболее фундаментально зависят от идеализации и обесценивания. Они комплементарны: при идеализировании собственного «Я» значение и роль других людей обесценивается, и наоборот. Их «грандиозное Я» может ощущаться внутренне или же проецируется. Озабоченность престижностью. Родственная защитная позиция – перфекционизм. Они считают, что главное в терапевтическом воздействии – самосовершенствование, а не понимание самого себя с целью поиска более эффективных способов обращения с собственными потребностями. Постоянная критика себя самого или других и неспособность получать удовольствие при всей двойственности человеческого существования. Иногда они решают свои проблемы с самоуважением, считая кого-либо: любовника, учителя, литературного героя – совершенным. Затем чувствуют собственное величие, идентифицируясь с ним.

v Объектные отношения: Отношения с другими людьми перегружены с Н. стороны проблемой самоуважения. Такие люди редко приходят в терапию, имея ясное намерение стать хорошим другом, примерным членом семьи или любовником. Но для них не является необычным (особенно в среднем возрасте) осознавать, что существует нечто неправильное в их отношениях с другими. Одна из проблем оказания помощи таким пациентам: доведение до них того факта, что принимать людей не осуждая и не используя, любить не идеализируя, выражать подлинные чувства без стыда – это хорошо. Н. личности настолько нуждаются в сэлф-объектах, что другие аспекты взаимоотношений бледнеют перед этой потребностью, а могут и вовсе не проявляться. Наиболее печальная цена Н. – недоразвитая способность к любви. Их потребительская цель – удовлетворение собственных потребностей – просто не оставляет другим никакой иной энергии, кроме связанной с их функционированием в качестве сэлф-объектов и нарциссических расширений. Их сообщения близким противоречивы: потребность в других велика, но любовь к ним поверхностна. Большинство аналитиков считает, что люди становятся Н., потому что другие используют их в качестве собственного нарциссического придатка.

v Собственное «Я»: Чувство смутной фальши, стыда, зависти, пустоты или незавершенности, уродства и неполноценности или их компенсаторные противоположности – самоутверждение, чувство собственного достоинства, презрение. Защитная самодостаточность, тщеславие и превосходство. Кернберг описывает эти противоположные состояния Эго как, соответственно, истощенное или грандиозное. На некотором уровне осознают свои психологические слабости. Боятся отделения, резкой потери самоуважения или самосоответствия (например, при критике) или внезапных сильных чувств, как никто другой. Склонны к ипохондрической озабоченности и болезненному страху смерти. Избегание чувств и действий, выражающих осознание личной несостоятельности либо реальную зависимость от других. Стремятся отрицать раскаяние и благодарность. Нуждается во внешнем подтверждении, чтобы ощущать внутреннее соответствие. Акцентировать следует или грандиозный аспект, или аспект бессилия Н. переживания самого себя.

v Перенос и контрперенос (П и КП): Перенос вызывает ощущения, качественно отличные от тех, которые обычно возникают при работе с большинством других типов людей. Отсутствие интереса у пациента к исследованию переноса. Н. пациенты имеют сильные реакции на терапевта. С большой энергией обесценивают или идеализируют. Не интересуются значением данных реакций и искренне смущаются внимательным к ним отношением. Обычно переносы настолько Эго-синтонны, что оказываются недоступны для исследования. Обесцененный терапевт воспринимается как защищающийся, и идеализированный, который к тому же комментирует завышенную оценку собственной личности пациентом, будет идеализироваться и дальше как некто, чье совершенство включает в себя исключительную скромность. В обеих ситуациях появляется чувство, что ваша подлинная сущность как человека, имеющего некоторый опыт и искренне пытающегося помочь, подавляется. Контртрансферентное ощущение того, что вас вычеркнули и игнорируют как реальную личность. Родственные КП: скука, раздражение, сонливость и смутное ощущение того, что в терапии ничего не происходит, неполное присутствие в кабинете. КП на идеализирующего человека: грандиозное расширение, объединение с пациентом в союзе взаимного восхищения. Особый вид переноса Н. личностей: скорее экстернализуют некий аспект собственного «Я», нежели проецируют определенный внутренний объект. Т. е. вместо чувства, что терапевт похож на мать или отца, проецирует либо грандиозную, либо обесцененную часть собственного Я. Терапевт становится контейнером для внутренних процессов поддержания самооценки, представляет собой сэлф-объект, а не совершенно отдельную личность, которая вызывает у пациента чувства, подобные тем, что вызывали фигуры из прошлого. Для этого терапевта приводят в замешательство и лишают присутствия духа. Кохут и др. сторонники Я-психологии выделяют несколько видов сэлф-объектного переноса: зеркальный, близнецовый и «альтер-эго» паттерны.

v Терапевтическое применение диагноза «нарциссизм»: Первейшее условие терапии – терпение. Существуют конкурирующие теории этиологии и терапии. Больше всего споров между Кохутом и Кернбергом в 70е и 80е годы: Кохут рассматривал патологическй нарциссизм с т. зр. Развития (созревание шло нормально и встретилось с трудностями в разрешении норм. Потребностей идеализации и деидеализации. Кернберг понимал это с т. зр. структуры (что-то оч. рано пошло неправильно, позволив окружить себя примитивными защитами, кот. Отличаются от нормы скорее качественно, чем по степени выраженности). Таким образом, приверженцы сэлф-психологии рекомендуют доброжелательное принятие идеализации или обесценивания и непоколебимое эмпатирование переживаниям пациента. Кернберг же защищает тактичную, но настойчивую конфронтацию грандиозности, а также систематическую интерпретацию защит от зависти и жадности. Приверженцы 1го подхода пытаются остаться внутри субъективного опыта пациента., вторые колеблются между внутренней и внешней позицией. Большинство терапевтов находят, что для разных пациентов подходят разные этиологические и терапевтические теории. Кернберг предположил, что подход Кохута можно считать разновидностью поддерживающей терапии для Н. пациентов в промежутке от пограничных до психотических. Многие аналитики считают, что подобный подход применим к сильно нарушенным и депрессивно-истощенным Н. пациентам.

Основные терапевтические предположения, обходящие данные противоречия: 1. Терапевт должен воплощать неосуждающее, реалистичное отношение к хрупкости пациента. Н. Л. может почувствовать себя кранйе опустошенным, если совершена ошибка в эмпатии. Единственной возможностью залечить подобную рану явл-ся выражение раскаяния. Извинения становятся примером сохранения самоуважения несмотря на наличие изъянов. Критически важно: при признании собственных неизбежных ошибок не становишься чрезмерно самокритичным. 2. Постоянное внимание к латентному состоянию сэлф пациента, кот. парадоксальным образом затопляет манифестное состояние. Любая Н. Л. испытывает сильнейший стыд, столкнувшись с тем, что считает критикой. Терапевт должен уметь ощутить и принять боль, чтобы произвести сензитивные вмешательства. Не следует стимулировать сильный стыд, это может привести к прекращению терапии или секретам от терапевта. Нужно увеличивать осознание и честность Н. Л. относительно природы его поведения. Один из способов – вопрос: «Выражали ли вы прямо свои потребности?». Н. Л. глубоко стыдятся попросить о чем-либо: считают, что признание любой потребности разоблачает дефицит в их собственном Я. В итоге, они пытаются убедить аналитика, что их проблема – в бесчувственности и невнимании людей, с кот. они живут.

Н.Л. нуждаются в терапевте больше, чем люди, не испытывающие дефицит в самооценке.

3. Шизоидные личности (Ш. Л.)

· Людей с этим типом характера привлекают возможности, подобные философским изысканиям, духовным дисциплинам, теоретическим наукам и творческой деятельностью в искусстве.

· Большинство практикующих аналитиков продолжает рассматривать диагнозы шизоидных, шизотипальных и избегающих личностных расстройств как непсихотические версии шизоидного характера, а диагнозы шизофрении, шизофрениморфного и шизоаффективного расстройства – как психотический уровень шизоидного функционирования.

· Драйвы, аффекты и темперамент: с т. зр. темперамента, личности, становящиеся Ш., являются гиперреактивными и легко поддаются перестимуляции. Врожденно сензитивные. Их родственники часто рассказывают, что в детстве их угнетал избыток света, шума или движения. В области драйвов Ш. Л. представляется борющейся с проблемами орального уровня: озабочена необходимостью избежать опасностью быть поглощенной, всосанной, разжеванной, привязанной, съеденной. Окружающий мир ощущается ими как пространство, полное потребляющих, извращающих, разрушающих сил, угрожающих безопасности и индивидуальности. В основании Ш. Л. лежит динамика сл. тенденций: удаляться, избегать, искать удовлетворения в фантазии, отклонять физический вещественный мир. Не производят впечатления высокоагрессивных личностей, хотя нек. их фантазии содержат насилие. Их часто считают мягкими и спокойными. Любят фильмы ужасов, книжки о настоящих преступлениях и апокалиптические видения о разрушении мира. У многих Ш. Л. на достаточно высоком уровне функционирования наблюдается недостаток общих защит. Имеют тенденцию находиться в соприкосновении со многими эмоциональными реакциями до уровня подлинного переживания, что отдаляет и даже пугает тех, с кем они общаются. Имеют тенденцию принимать и мир и себя достаточно полно. Возможно, они страдают от значительной тревоги по поводу базальной безопасности. Чувствуя себя подавленными, они прячутся – или буквально уходя в отшельничество, или погружаясь в свои фантазии. «Расщепление» в этимологии слова «шизоид», проявляется в двух областях: между собственным Я и окружающим миром; между переживаемым собственным Я и желанием.

· Защитные и адаптационные процессы Уход во внутренний мир, мир воображения. Нередко используют проекцию и интроекцию, идеализацию, обесценивание, интеллектуализацию. Редко прибегают к вычеркивающим аффективную и чувственную информацию отрицанию и репрессии. Также не являются преобладающими защиты, организующие опыт по линиям плохого и хорошего – разделение на части, морализация, уничтожение, реактивное образование и поворот против себя. При стрессе удаляются от собственного аффекта так же, как и от внешней стимуляции. Наиболее адаптивная и волнующая их способность – креативность. Более здоровый шизоид занимается искусством, научными исследованиями, теоретическими разработками, духовными изысканиями. Более нарушенный – пребывает в своем личном аду, где их потенциальные способности поглощаются страхом и отстраненностью. Главная цель терапии с Ш. Л. – сублимация аутистического ухода в творческую активность.

· Объектные отношения: Первичный конфликт – близость и дистанция, любовь и страх. Глубокая амбивалентность по поводу привязанности. Страстно жаждут близости, хотя и ощущают постоянную угрозу поглощения другими. Ищут дистанции, чтобы сохранить свою безопасность и независимость, но при этом страдают от удаленности и одиночества. В сексуальном плане некоторые Ш. Л. оказываются удивительно безразличными, часто несмотря на способность функционировать и получать оргазм. Чем ближе Другой, тем сильнее страх, что секс означает западню. Кляйн относит Ш. механизмы к универсальной параноидно-шизоидной позиции раннего детства. Одним типом отношений, который, возможно, провоцирует избегание у ребенка, является покушающийся, сверхвовлеченный, сверхзаботливый тип воспитания. Развитию Ш. паттерна, возможно, способствует не только уровень, но и содержание родительской вовлеченности. Например, противоречивые и дезориентирующие коммуникации. В подобной ситуации ребенок может уходом защищать себя от непереносимого уровня гнева и сомнений. Возможно ощущение глубокой безнадежности. Противоречащая предыдущей теория о возникновении Ш. характера – о людях, чье детство хар-сь одиночеством и пренебрежением родственников в такой степени, что их приверженность уходу можно понять как создание хорошего по необходимости. И покушение, и депривация совместно определяют шизоидную проблему.

· Собственное «Я»: Один из наиболее поражающих аспектов – игнорирование ими конвенциональных общественных ожиданий. Могут быть совершенно индиферрентны к тому эффекту, который они производят на других.Ш. собственное Я всегда находится на безопасной дистанции от остального человечества. Часто описывают бесстрастное, ироническое и слегка презрительное отношение многих Ш. Л. к окружающим. Состояние покинутости для них менее губительно, чем поглощение. Ш. Л. нередко привлекают теплые, экспрессивные, социабельные люди, например, истерические личности. Могут быть оч. Заботливыми по отношению к другим, хотя и продолжают при этом нуждаться в сохранении защитного личного пространства. Без сомнения, некоторые из них выбирают занятие психотерапией, где они могут безопасно применить свою исключительную сензитивность, помогая другим. Их самоуважение часто поддерживается индивидуальной творческой деятельностью. Ш. стремится к подтверждению (скорее внутреннему) его исключительной оригинальности, сензитивности и уникальности. Часто бывают резко самокритичны.

· Перенос и контрперенос: На ранних фазах терапии довольно характерно косноязычие и ощущение пустоты и растерянности. Бывают долгие периоды молчания, пока пациент не интернализует безопасность сеттинга. Затем многие терапевты получают удовольствие от работы с пациентами Ш. структуры. Ш. Л часто бывают очень чувствительны к своим внутренним реакциям и бывают благодарны за возможность находиться там, где выражение их собственной личности не вызывает тревоги, пренебрежения и не высмеивается. Первичная трудность при работе с Ш. пациентами – находить путь ко внутреннему миру пациента, не вызывая слишком большой тревоги из-за вторжения. Ш. Л. предпочитают разобщенный и затемненный стиль взаимоотношений. Т. о. можно легко впасть в ответное разобщение и рассматривать своих пациентов скорее как интересный экземпляр, чем как человеческое существо. Их естественный трансферный «тест»: усилия, направленные на выяснение обстоятельства, достаточно ли терапевт заинтересован в них, чтобы выносить сложные запутанные послания и сохранять намерение понимать и помогать своим пациентам. Естественно, они боятся, что терапевт эмоционально отдалится от них и отнесет их к категории безнадежных отшельников или забавных чудаков. К Ш. пациентам нужно подходить таким образом, как если бы их внутренние переживания, даже чуждые окружающим, имели потенциально распознаваемое значение и могли составить основание для неугрожающей интимности с другим индивидом. Отстраненность Ш. пациента представляет собой распознаваемую защиту, а не непреодолимый барьер для отношений. Субъективная хрупкость Ш. Л. отражается в чувстве слабости и беспомощности терапевта. Образы и фантазии деструктивного, пожирающего внешнего мира захватывают обоих участников терапевтического процесса. Появляются также противоположные образы всемогущества и разделенного превосходства («Мы вдвоем образуем Вселенную»). Накопленные восприятия пациента как исключительного, уникального, непонятого гения или недостижимого мудреца могут присутсвовать во внутреннем ответе терапевта, возможно, параллельно с отношением сверхвовлеченного родителя, воображающего собственное величие при помощи своего особенного ребенка.

· Терапевтические рекомендации при диагнозе «шизоидной личности»:

 

18) Понятие «параметр» психоаналитической техники (по К. Айслеру).

19) Классическая психоаналитическая техника. Критерии и стадии.

20) Модификация классической психоаналитической техники в зависимости от уровня организации личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...