Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
Фактически любой психологический процесс может быть использован в качестве защиты, и никакой обзор защит не может считаться полным. Следующие защиты высшего порядка были выбраны по следующим критериям: 1. Частота, с которой они упоминаются в психоаналитической клинической литературе и терапевтами-практиками 2. Их соотносимость с индивидуальными паттернами характера: 1. Репрессия (вытеснение или подавление) Одна из первых защит, привлекшая внимание Фрейда, и самая основная из защит высшего порядка. Активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания (забывание или игнорирование). 1. Может быть вызвана насилием или зверством. 2. Позднее описывалось отношение Р. к продуцируемым внутри процессам, нормальных с точки зрения развития. 3. Неклинический пример – временное забывание имени человека. Преобладание Р. над другими защитами свойственно истерическим личностям. Элемент Р. присутствует в действии большинства защит высшего порядка. 2. Регрессия Возврат к 1. ребячливым, детским моделям поведения, 2. более ранним стадиям развития, 3. знакомому образу действия после того, как был достигнут новый уровень компетенции. Всегда присуще переменам в развитии пациентов в долгосрочных психотерапии и психоанализе. Должна быть бессознательной. Том числе виды Р. – соматизация (общее физическое неблагополучие, привязанное к эмоциональному стрессу) и ипохондрия (постоянные причитания и жалобы на различные не поддающиеся лечению недомогания). Р. - стратегическая линия преодоления жизненных трудностей у инфантильных личностей. 3. Изоляция (аффекта) Удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания (чувства от понимания). Например: хирург, постоянно не настроенный на физические страдания своих пациентов или на свое собственное отвращение, дистресс или садистические чувства; хладнокровный полицейский офицер, расследующий убийство и т. д. «Психический ступор» как следствие катастроф. И. А. очень важна в плане адаптации в экстремальных ситуациях. В отличие от диссоциации, из сознания удаляется не весь опыт эмоционального переживания, а только его эмоциональное значение. Может возникнуть также в результате воспитания и индивидуального темперамента. Первичная защита у обсессивных личностей.
4. Интеллектуализация Неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации. Вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию. Обычно говорит, что не испытывает чувств, а использующий интеллектуализацию разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается ощущение отсутствия эмоции. 5. Рационализация Объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. 1. «Зеленый виноград» («не очень-то и хотелось» - если что-то не выхолит сделать) или 2. «сладкий лимон» («это не так уж плохо», «это был полезный опыт» – Р. случившихся неприятностей). Частая мантра: «спасибо за науку». 6. Морализация Поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего («я «обязан» следовать в данном направлении»). М. направляет желания в область оправданий или моральных обязательств. Частая мантра: «это формирует характер». Например: вера колонистов в то, что они несли плоды высшей цивилизации народам, чьи природные богатства они расхищали. Гитлер оправдывал свои ужасные фантазии тем, что за ним следовало поразительное количество приверженцев его взглядов. Он утверждал, что уничтожение евреев, гомосексуалистов и цыган необходимо для этического и духовного улучшения человеческой расы. Испанская инквизиция: морализация агрессии, жадности и жажды всемогущества. Очень важная защита у моральных мазохистов. Работа с такими пациентами столь же трудна, как и работа с психотиками.
7. Компартментализация (раздельное мышление) Совмещение взаимоисключающих установок за счет того, что противоречие между ними не осознается. Функция К. в том, чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги.Это разрыв между несовместимыми мысленными установками. Когда некто использует К., он придерживается двух или более идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия. Например: сожаление по поводу предубеждений и шутки по национальному вопросу. Обе противоречивые идеи должны быть доступны осознанию. 8. Аннулирование (или возмещение) Бессознательная попытка «уравновесить» некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект. Может рассматриваться в качестве естественного преемника всемогущественного контроля. Многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования (искупление грехов). Центральная защита у компульсивных личностей. 9. Поворот против себя (или аутоагрессия) Термин, придуманный Анной Фрейд. Перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя. Автоматическое и компульсивное использование данной защиты является общим для депрессивных личностей. Также наблюдается в некоторых случаях мазохистического характера. 10. Смещение (вымещение или замещение) Бессознательная переориентация импульса, поведения или чувства с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается. Триангуляция (включение в треугольник взаимоотношений), сексуальные фетиши, фобии – феномены С. Расизм, сексизм, гетеросексизм и т. п. содержат в себе значительный элемент С. Перенос содержит в себе С. Превалирующая защита у фобического характера.
11. Реактивное образование Защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие и т. п. Функция Р. О. - в устранении амбивалентности. 12. Реверсия Проигрывание (жизненного) сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект и наоборот. Например, если некто чувствует, что желание испытывать заботу со стороны других является постыдным или содержит угрозу, он может жертвенно удовлетворить свою потребность в зависимости, проявляя заботу о другом и бессознательно идентифицируясь с этим человеком, получающим удовлетворение от заботы о себе. Игра ребенка с куклами или «ролевыми персонажами» - это использование Р. 13. Идентификация Отождествление себя с другим человеком или группой людей. Многие виды И. вызываются необходимостью избегать тревогу, горе, стыд, другие болезненные аффекты, или для того, чтобы поддерживать себя, ощущая угрозу чувству самоуважения и целостности. Фрейд (1923) первым предложил различать защитную и незащитную И. – «анаклитическую» и «И. с агрессором». 1й тип – желание походить на знакомого человека, 2й – мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека. Считается, что потенциал И. расширяется и модифицируется в течение всей жизни и явл-ся основой психол. роста и изменений. 14. Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, разрядка) Снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. В терапии: поведение, предполагающее выражение отношений переноса, привносить которые в терапию в словесной форме пациент чувствует для себя еще недостаточно безопасным. Если человек полагается, в основном, на О. при решении своих психологических дилемм, то его можно считать импульсивной личностью. Но вообще О. может проявляться во многих резко отличающихся клинических случаях (например, О. сексуальных сценариев у истерических личностей).
15. Сексуализация (инстинктуализация) Превращение чего-то негативного в позитивное за счет приписывания ему сексуальной составляющей. Сексуальное побуждение – наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив. Для женщин более характерна С. зависимости, а для мужчин – агрессивности. Существует тенденция эротизировать свою реакцию на кого-либо, представляющего власть. 16. Сублимация Перенаправление базирующихся на биологии импульсов в социально приемлемую деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|