Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешней и внутренней дифференциации обучения




 

Обучая, учитель стремится опереться на реальные учебные возможности учащихся. Исследования Н.А.Менчинской, З.И.Калмыковой, выполненные еще в 70-е годы, показали, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т.е. обучаемостью..

Реальная практика обучения свидетельствует о том, что предлагаемое содержание обучения усваивается учащимися по-разному. Исследования американского ученого Б.Блума. проведенные в 60-е годы, показали, что существуют три категории учащихся:

1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные: эти дети могут учиться в высоком темпе;

3) обычные учащиеся, составляющие большинство, их способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Б.Блум сделал вывод: способности ученика определяются его темпом учения.

Таким образом, постепенно возникал вопрос о дифференциации обучения.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части.

 

По словам Г.К.Селевко, дифференциация обучения – это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей контингента;

2) комплекс методических, психолого-педпгогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

В психолого-педагогической литературе выделяют два типа дифференциации – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности, обучаемости, работоспособности и т.д.).

Дифференциация данного вида может осуществляться:

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления.отделения. школы);
  • по уровню обучаемости (сильные, средние, слабые);
  • по уровню умственного развития (коррекционно-развивающие классы);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха и т.п.);
  • по религиозной принадлежности (православные, мусульманские, католические и т.д.);

Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся. Внутренняя дифференциация учащихся разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.

Если проблемы внутренней дифференциации обучения, которые активно разрабатываются в последние годы, не вызывают принципиальных разногласий и дискуссий, то вопросы внешней дифференциации периодически обсуждаются.

Так например, дифференциация по уровню умственного развития не получает в педагогике и психологии однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

 

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.   Повышается уровень мотивации учения в сильных группах. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. Деление детей по уровню развития негуманно.     Высвечивается социально-экономическое неравенство. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными. Получать от них помощь, соревноваться с ними. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.   Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах. Перекомплектование разрушает классные коллективы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...