Внешней и внутренней дифференциации обучения
Обучая, учитель стремится опереться на реальные учебные возможности учащихся. Исследования Н.А.Менчинской, З.И.Калмыковой, выполненные еще в 70-е годы, показали, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т.е. обучаемостью.. Реальная практика обучения свидетельствует о том, что предлагаемое содержание обучения усваивается учащимися по-разному. Исследования американского ученого Б.Блума. проведенные в 60-е годы, показали, что существуют три категории учащихся: 1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; 2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные: эти дети могут учиться в высоком темпе; 3) обычные учащиеся, составляющие большинство, их способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени. Б.Блум сделал вывод: способности ученика определяются его темпом учения. Таким образом, постепенно возникал вопрос о дифференциации обучения. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части.
По словам Г.К.Селевко, дифференциация обучения – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей контингента; 2) комплекс методических, психолого-педпгогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах. В психолого-педагогической литературе выделяют два типа дифференциации – внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности, обучаемости, работоспособности и т.д.).
Дифференциация данного вида может осуществляться:
Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся. Внутренняя дифференциация учащихся разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности. Если проблемы внутренней дифференциации обучения, которые активно разрабатываются в последние годы, не вызывают принципиальных разногласий и дискуссий, то вопросы внешней дифференциации периодически обсуждаются. Так например, дифференциация по уровню умственного развития не получает в педагогике и психологии однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|