Операционный компонент учебной деятельности
(учебная задача, учебные действия) По Д.Б.Эльконину, основной единицей учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. Ее отличие от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта (в овладении им обобщенным способом действий), а не предметов, с которыми действует субъект (хотя и они могут происходить). Приведем пример, показывающий отличие учебной задачи от практической. Так, если техник из службы сервиса восстанавливает звук или регулирует цвет в домашнем телевизоре, то студент политехнического института, проделывая то же самое в учебной лаборатории, добивается не только устранения этих неисправностей, но и овладевает способом их устранения. Он приобретает некую новую способность и тем самым изменяется сам как субъект учебной деятельности. По всей вероятности, для студента недостаточно только один раз проделать эту работу, чтобы выступать в роли настройщика телеаппаратуры. Чтобы стать разносторонне способным специалистом своего дела, ему предстоит повторить подобные операции не раз. И вот специфика учебной задачи состоит именно в том, чтобы учащийся овладел не единичным, отдельным способом решения какой-то одной типичной задачи, а научился общему принципиальному подходу к решению всех задач данного класса. Таким образом, учащийся как субъект учебной деятельности должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач. А преподаватель, поставивший учебную задачу перед учащимся, должен ввести его в ситуацию, которая сориентирует на этот общий способ решения во всевозможных частных и конкретных условиях.
Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над которыми в данный отрезок учебного времени работает обучающийся, должен быть известен учителю, так же как и ученику. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Балл). Они даются в определенных условиях и предполагают определенные учебные действия. Учебная задача, как и любая другая, рассматривается в качестве системного образования (Г.А.Балл), в котором обязательны два компонента: · предмет задачи в исходном состоянии; · модель требуемого состояния предмета задачи. В трактовке Л.М.Фридмана в состав любой задачи входят одни и те же части:
Е.И.Машбиц выделяет существенные особенности учебной задачи:
Учебная задача как процесс понимания учеником смысла заданий проходит следующие этапы: Первый этап – это понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся.
Второй этап – «принятие» задачи обучающимися, он должен решить ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понята и принята к решению. Третий этап связан с тем, что решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады, неудовлетворенности собой) и желание поставить и решать собственную задачу. Учебная задача решается путем выполнения учебных действий. Учебные действия могут рассматриваться с разных точек зрения, с разных позиций. Рассмотрим основные их виды. В.В.Давыдов выделяет следующие учебные действия [10, с.19-20]: 1) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; 2) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; 3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; 4) построение системы частных задач, решаемых общим способом; 5) контроль за выполнением предыдущих действий; 6) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. П.Я.Гальперин выделяет виды учебные действий с точки зрения формы. Он рассматривает: · материальное действие – это реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Материализованное действие осуществляется с помощью знаково-символических средств: схем, диаграмм, чертежей и др.; · перцептивное действие – это идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия; · речевое действие может осуществляться как громкая речь или внешняя реь про себя, которые различаются по своей функции: сообщение чего-либо другому или себе; · умственное действие – это действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства. Э.Д.Телегина и В.В.Габай [12, с.47-48] рассматривают умственные действия, которые используются в начальной школе.К ним относятся: 1. Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т.д.). 2. Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других. 4. Продуктивные действия: создание нового продукта – придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение; преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи; формирование новых целей: задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа, решения задачи. Н.Ф.Талызина все действия, входящие в деятельность учения, делит на два класса [11, с.56]: 1) общие – виды познавательной деятельности (приемы), которые используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К ним относятся:
2) специфические – действия, которые отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний (например, звуковой анализ, сложение и др.) Как отмечает В.В.Давыдов, первоначально школьники не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени детям помогает учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики (именно в этом процессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность, т.е. умение учиться).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|