Учебная деятельность и ее структура
Учебная деятельность как научное понятие в психологии не имеет однозначного определения. В широком смысле слова она соотносится с такими понятиями как «обучение», «учение» и «научение». Рассмотрим это соотношение [8]:
В узком смысле, согласно Д.Б.Эльконину, учебная деятельность – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Но понятно, что учебная деятельность распространяется на возрасты (просто не является ведущей), поэтому определение учебной деятельности должно быть шире.
В работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом и понимается как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [ 6, с. 192]. Содержанием учебной деятельности, как отмечал В.В.Давыдов, являются теоретические знания, отличающиеся от житейских, обыденных, а также знаний научных, но эмпирических. В науке существуют не только теоретические, но и эмпирические знания, получаемые при индуктивном методе познания, когда изучение отдельных предметов, фактов приводит к обобщающему выводу, научному понятию. Способ образования таких понятий «предполагает возможность оперирования непосредственно ощутимыми признаками изучаемых предметов. Он сугубо эмпиричен. На этой логической основе построены, как правило, многочисленные определители в различных естественных науках, например, определители высших растений, водорослей, насекомых, рыб и т.п.» [Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция// Вопросы философии. – 1965. - № 12. – c.49].
Характеристика теоретических знаний уже была дана в т.2.2 при рассмотрении системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как развивающей, напомним только, что усвоение содержания теоретических знаний идет через способ восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. дедуктивным методом познания.
Учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специально подчеркивал Д.Б.Эльконин [14] «Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий - прежде всего изменения самого ученика, его развитие… Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями» [14, c. 245]. Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.
Учебная деятельность имеет, конечно, и внешние результаты: полученное решение математической задачи, написанное учеником сочинение или диктант и пр. Но эти результаты важны для учителя и самих учащихся не сами по себе, а как показатели произошедших в учениках изменений. Своеобразный подход к понятию учебной деятельности предлагает Т.В.Габай (2) рассматривает учебную деятельность как составную деятельность, включающую две подсистемы, или деятельности. Первая – основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность - учение. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему – деятельности обучения. Деятельность учения – «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.
Обобщая вышесказанное, выделим основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному; 4) ведет к изменениям в самом человеке – ученике; 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий [6, с.193]. Определяя структуру учебной деятельности, Д.Б.Эльконин выделяет в ней следующие структурные компоненты:
· учебные задачи и ситуации; · учебные действия; · контроль; · оценка. Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, И.И.Ильясов отмечает, что «…учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизвдению и применеию к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач» [8 с. 43]. В то же время, являясь видом деятельности, учебная деятельность может быть представлена в совокупности трех ее компонентов:
3. Регулирующий компонент. Далее рассмотрим подробнее каждый из компонентов структуры учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|