Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.1. Подлинные творения




Письменное наследие Михаила Пселла огромно и весьма разнообразно. Сохранилось свыше 500 его произведений одного только эпистолярного характера. Это письма, адресованные к самым разнообразным лицам: к византийским императорам и иностранным властителям[14], придворным чиновникам, патриархам, митрополитам и епископам, чинам патриаршего управления, монашествующим и неназванным лицам[15]. Своим творчеством Пселл затронул множество сфер знания: сохранились его творения по риторике, истории, поэтике, математике, логике[16], химии, медицине, философии и богословию[17]. Первые значительные публикации сочинений Пселла были осуществлены в серии Патрология Миня (том 122), а также в Mesaionike Bibliotheke, греческим ученым Сафой, опубликовавшим некоторые тексты из парижской рукописи Parisinus graecus 1182[18]. Изданием значительной части эпистолярного наследия Пселла наука обязана двухтомному изданию Куртса-Дрекселя (E. Kurtz и F. Drexl) Scripta minora[19]. И, наконец, пришла эпоха выдающегося филолога Л. Вестеринка, создавшего целую программу по публикации творений Пселла в Немецкой Академии Наук в Восточном Берлине. Под его руководством был опубликован целый ряд критических изданий Михаила Пселла: агиографические сочинения (Orationes Hagiographicae)[20], панегирики (Orationes panegyricae)[21], судебные документы (Orationes forenses et acta)[22], малое собрание речей Пселла (Oratoria minora)[23], философские трактаты (Philosophica minora)[24], стихотворные сочинения (Poemata)[25]. Сам Вестеринк подготовил и осуществил критическое издание Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή  (De omnifaria Doctrina), опубликованное еще в Патрологии Миня[26].

Литературно-исторический вклад главных исторических произведений Пселла – “Хронографии[27]”, написанной Пселлом на классическом κ ο ι ν ή [28], и более простонародной “Краткой истории” трудно переоценить[29]. Эти сочинения содержат уникальный материал в том числе и по церковной жизни XI века, описание которой подается через призму личного ее восприятия автором. Принадлежность Пселлу “Краткой истории” долго оспаривалась[30]. Многочисленные лингвистические и фактические ошибки в тексте рукописи побудили издателя искать иного автора для Истории[31]. На настоящий момент большинство современных исследователей считают автором Пселла, т. к. возражения противников неубедительны[32], а композиционное сходство с “Хронографией” очевидно[33].

Главное сочинение Пселла энциклопедического характера – Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή  (Всестороннее учение)[34], состоит из 193-х глав, посвященных богословским вопросам, проблемам учения о душе, этики, философии, медицины и астрономии. Эта своеобразная “энциклопедия” написана, вероятно, в подражание Философских глав преп. Иоанна Дамаскина[35] или иного патристического сочинения подобного жанра и представляет собой попытку систематического сочленения космологических идей поздних неоплатоников афинской школы о мире и его иерархичности с христианским учением с целью создания некоего общего универсального христанского представления о мире. Сочинение содержит обширный и систематически излагаемый материал: во-первых рассматриваются богословские вопросы, о вере, Боге и Троице; затем следует комплекс вопросов об уме, душе и ангелах; рассматриваются и описываются различные виды добродетелей, проблема зла в мире, а также ряд медицинских вопросов: об осуществлении зачатия, о возникновении мужского и женского пола, о тройняшках и близнецах, о сходстве родителей с детьми, о питании плода, о здоровье, болезни и возрасте, о том, как возникают мечты. В конце рассматриваются астрологические темы. Источником для глав этой работы по естествознанию и медицине, определенно послужили работы Плутарха[36]. Историю возникновения этого источника исследовал Л. Вестеринк, выявив, что сочинение первоначально представляло собой компиляцию из Прокла и других неоплатоников, осуществленную Пселлом для своих лекций в Университете Константинополя. В дальнейшем большая часть конспекта была переработана для представления его императору Михаилу Дуке, однако неясно самим ли Пселлом или его учениками. В любом случае опус отражает сильную зависимость молодого Пселла от известных философских книг[37].

Весьма значительным собранием небольших по объему философских трактатов Пселла стало издание – Philosophica Minora[38], в первый том которого вошли сочинения по логике, физике и метерологии[39], а во второй – по психологии, богословию и демонологии. Во втором томе этого издания опубликовано 49 небольших сочинений среди которых содержатся также тексты, посвященные описанию теургического учения древних халдеев и истолкованию древнего языческого сочинения Халдейские Оракулы[40]. Подлинность восьми текстов изданных J. Duffy в первом томе и трех, опубликованных D. J. O’Meara во втором томе собрания, все же вызывает сомнения. Эти тексты, содержащиеся в рукописи Χ Ι Ι Ι века собрания Bodleianus Barroccianus Gr. 131, вероятнее всего принадлежат неизвестному автору из философской школы Пселла[41].

Вопросам естественно-научного характера, кроме определенных глав Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή , посвящен также трактат, написанный для Михаила Дуки, – Краткие разъяснения природных вопросов[42]. Кроме того, Пселл написал важные сочинения: парафраз на Илиаду[43], поэму о греческих диалектах, трактат по топографии Афин, краткое изложение права – " Обозрение законов" [44], объяснение юридических терминов[45], трактаты по теории музыки[46], энкомий матери[47], энкомий вину[48], послание к Склирене[49], сочинения посвященные описанию риторических приемов: " О Еврипиде и Писиде" [50], " О Гелиодоре и Ахиллесе Тации" [51], краткий трактат “О военном строе” посвященный описанию военной тактики античной эпохи[52], стихотворную “Поэму о литургической жертве”, важную для исторического обзора символического истолкования литургии, которая, несмотря на свою краткость и стихотворность, может быть поставлена в одном ряду с сочинениями подобного рода[53].

Пселл, в качестве секретаря императоров, писал множество императорских хрисовулов, обвинительных и защитительных судебных речей, опубликованных в издании Michaelis Pselli orationes forenses et acta, среди них помещено также трагично известное “Обвинение” против патриарха Михаила Керулария[54].

Рассмотрим более подробно многочисленные богословские сочинения Пселла[55]. В наиболее объемном их издании Michaelis Pselli theologica (в двух томах) опубликованы трактаты, посвященные толкованию творений свт. Григория Богослова, а также отдельных изречений Священного Писания[56]. Издание содержит ряд используемых нами экзегетических сочинений связанных с ангелологической тематикой: конспект, составленный Пселлом из Ареопагитик по ангельским иерархиям – “О близких Богу и окружающих Бога порядках и чинах” (112)[57]; [Толкование] на изречение “отныне узрите небеса отверстыми и ангелов Божьих восходящих и нисходящих”; [Толкование] на его же слово, на высказывание “как же Он не располагается в [определенном] месте? ”. Не менее важны экзегетические главы на изречения – “Люди изменчивы, демоны – неизменны”[58]; “Какова сущность Божия”[59]; “Господь созда мя, начало путей Своих”[60]; “Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяте”[61], “О генеалогии от Адама до Христа” и многие другие (всего в первом томе издано 114 глав).

Издание Michaelis Pselli poemata содержит стихотворные сочинения Пселла: назидательные духовно-нравственные поэмы (1-15), из которых наиболее интересны: Толкование на Песнь Песней (2), О догмате (3), О семи Соборах (4), Стихи о том, что ум соответствует солнцу, душа – луне, а плоть – земле, от каждого из которых, ума, души и плоти, составляется человек, сохраняющий целостный образ (13); энкомии императорам (16-20), богослужебные каноны (служба Симеону Метафрасту и Косьме Майумскому) (23-24), стихотворение о сотворении Адама, его изгнании, Божием о нем попечении и об Антихристе (κ α ὶ π ε ρ ὶ τ ο ῦ Ἀ ν τ ι χ ρ ί σ τ ο υ ) (55)[62], литургическая поэма Пселла (56), полемическое сочинение – стихи против Латинян (κ α τ ὰ Λ α τ ί ν ω ν )[63], о Крещении (60), Перечисление частей тела человека (61), “К душе”, – стихотворение написанное, в стиле редкого жанра Исповеди, основанного еще блаж. Августином (63), стихи о молитве (65), краткие стихотворения на праздники и различные религиозные темы: на Рождество, Крещение, Преображение, Неделю Ваий, Воздвижение Креста, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу, Всех Святых и др. (69-92) В издании Scripta Minora изданы следующие богословские сочинения: cерия небольших трактатов о надписании псалмов, которые видимо написаны в продолжение подобного сочинения св. Григория Нисского[64], сочинение «Что значит “по образу и по подобию”? » [65] , “Что такое рай? Что такое древо жизни и познания? ”[66], “О заключении грешных”[67], “О славе Божией, нисшедшей на скинию”[68].

К догматическим творениям Пселла относятся уже упоминавшиеся стихотворения “О догмате”[69], " О пяти Соборах" [70], а также начальные главы Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή , где содержится исповедание веры, рассматривается троичный догмат, объясняется христианская терминология[71]. Единственным литургическим сочинением Пселла, посвященным целиком истолкованию евхаристических обрядов, является стихотворная поэма “О литургической жертве”. Проповеди Пселла – это Слово на Благовещение, на Усекновение главы Иоанна Крестителя, на перенесение мощей архидиакона Стефана, о чудесах Архистратига Михаила, на Пасху, “О Распятии” и др. Последняя проповедь привлекла внимание исследователей, своей заключительной секцией, которая любопытна необычностью изображения мертвого Христа на кресте и ярко иллюстрирует ”инновационный тип иконы XI-XII столетий в Византии”[72].

Важнейшее экзегетическое сочинение Пселла – толкование на библейскую книгу “Песнь песней”[73]. Трактаты по антропологии наиболее многочисленны, это следующие главы Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή : “Об уме” (гл. 20-26), “О душе” (гл. 27-31), “О добродетелях” (гл. 48-58)[74], а также весомая часть издания трактатов Пселла Philosophica Minora, где среди прочих содержится также трактат “О предопределении смерти”[75], который опровергает учение о безусловном предопределении Богом всех событий в жизни человека.

Житие святого Авксентия, написанное Пселлом во время его пребывания в Вифинском монастыре горы Олимп, – единственное сочинение Пселла в этом жанре. Как указывает П. Иоанну, Пселл мог иметь в своих руках множество источников для составления биографии этого святого[76], жившего при императоре Феодосии Младшем [77].

Трактаты по демонологии представляют собой резюме античных учений о демонах. Это сочинения – “О демонах”[78], “Еллинские представления о демонах”[79]. Кроме всего перечисленного у Пселла имеются трактаты: “О богословии и разделении с учениями эллинов”[80] – посвящен поиску точек соприкосновения античности и христианства, а также “Отвержение учения оригенистов о восстановлении тел, и отчасти его опровержение”, где Пселл обличает учение о всеобщем восстановлении, называя его “неразумным нечестием”[81].

Приведенный обзор богословских сочинений Пселла, представляет далеко не полный список его работ (некоторые из его сочинений до сих пор остаются не изданными), однако даже представленный ряд наименований впечатляет числом написанных им богословских трудов, из которых до настоящего времени изучена лишь самая малая часть, несравнимая с общим объемом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...