Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочинения Псевдо-Пселла 3 страница





[1] Hayton D. Michael Psellos’ De Daemonibus in the Renaissance // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 193.

[2] Zervos C. Un Philosophe né oplatonicien du XIe siè cle Michel Psellos. Paris, 1920.

[3] См.: Renauld E. Une traduction franç aise du de Michel Psellos // Revue des é tudes grecques. 33 (1920). 56-95; Svoboda K. La dé monologiede Michel Psellis. Brno, 1927; Михаил Пселл. Богословские сочинения / пер. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998. С. 20; Рас­сел Д. Б. Лю­ци­фер и дья­вол в сред­ние ве­ка. СПб., 2001; Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996. С. 159-160.

[4] Рукописи Codex. Paris. 1182 изданы: Michael Psellus. Theologica / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V. I; Psellus Michael. Theologica / Ed. by L. G. Westerink, J. M. Duffy. Leipzig, 2002. V. II.

[5] Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν // PG V. 122. Col. 819-876.

[6] Joannou P. P. Dé monologie populaire – demonologie critique au XIe siè cle. La vie iné dite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971. P. 41. Joannou P. P. Christiche metaphysic in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos. [Studia Patristica et Byzantina, 3]. Ettal, 1956. P. 97. Fisher E. A. Michael Psellos in a Hagiographical Landscape: The life of St. Auxentios and Encomion of Symeon the Metaphrast // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 57-72.

[7] Gautier P. Le de Daemonibus du pseudo-Psellos // Revue des É tudes Byzantines 38 (1980) 105-152. Gautier P. Pseudo-Psellos: Graecorum opiniones de daemonibus // Revue des É tudes Byzantines 46 (1988) 85-107; Τ ί ν α π ε ρ ὶ δ α ι μ ό ν ω ν Δ ο ξ ά ζ ο υ σ ι ν Ἓ λ λ η ν ε ς // PG V. 122. Col. 875-882.

[8] См.: Greenfield R. H. Traditions of belief in late Byzantine demonology. Amsterdam, 1988. P. 155-156.

[9] Эти работы к сожалению нам не доступны. См.: Cortesi M. and Maltese E. V. Per la fortuna della demonologia pselliana in ambiente umanistico // Dotti bizantini e libri greci nell’Italia del secolo xv / Ed. M. Cortesi and E. V. Maltese. Naples, 1992. 129-192; Maltese E. V. “Natura daemonum… habet corpus et versatur circa corpora”: una lezione di demonologia dal medioevo Greco // Il demonio e I sioi comlici. Dottrine e credenze demonologiche nella Tarda Antichita / Ed. S. Pricoco. Messina, 1995. 265-284.

[10] Karahalios G., priest. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Cosmos-Man. Doctoral Dissertation University of Heidelberg Faculty of Philosophy. Heidelberg, 1970. P. 78-80.

[11] В своей более поздней диссертации прот. Георгий замечает, что Пселл использует по отношению к телам демонов(τ ὰ δ α ι μ ό ν ι α σ ώ μ α τ α ) слова «ἔ ν υ λ ά π η κ α ι ἐ μ π α θ ῆ » «вещественные несколько и страстные», но истолковывает их в том смысле, что падение демонов отдалило их от божественного присутствия и приблизило к материи, в которой находится все отрешенное от блага. Причем ἐ μ π α θ ῆ - это пояснение для ἔ ν υ λ ά π η. Слова эти не означают материальности в полном смысле слова, но указывают лишь на отдаление демонов от первоначальной благодати. См.: Κ α ρ α χ ά λ ι ο ς Γ. Α., π ρ ω τ. Η Α ν θ ρ ω π ο λ ο γ ί α τ ο υ Μ ι χ α ή λ Ψ ε λ λ ο ύ. Ἐ ν α ί σ ι μ ο ς ἐ π ὶ δ ι δ α κ τ ο ρ ί ᾳ δ ι α τ ρ ι β ὴ ὑ π ο β λ η θ ε ί σ α ε ἰ ς τ ὴ ν Θ ε ο λ ο γ ι κ ὴ ν Σ χ ο λ ὴ ν τ ο ῦ Π α ν ε π ι σ τ η μ ί ο υ Ἀ θ η ν ῶ ν. Α θ ή ν α, 1990. Σ. 109-110.

[12] Из исследований по богословию Пселла наибольшего внимания заслуживают: Dakouras D. G. Die antiken Religionen bei Michael Psellos. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophischen Fakultä t der Universitä t zu Kö lin. Kö ln, 1975; Κ ο υ τ σ ο γ ι α ν ν ο π ο υ λ ο ς Δ. Ι. Η θ ε ο λ ο γ ι κ ή σ κ έ ψ ι ς τ ο υ Μ ι χ α ή λ Ψ ε λ λ ο ύ // Ε π ε τ η ρ ί ς Ε τ α ι ρ ε ί α ς Β υ ζ α ν τ ι ν ώ ν Σ π ο υ δ ώ ν 34 (1965) 208-217; Karahalios G., priest. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Cosmos-Man. Heidelberg, 1970; Κ α ρ α χ ά λ ι ο ς Γ. Α., π ρ ω τ. Η Α ν θ ρ ω π ο λ ο γ ί α τ ο υ Μ ι χ α ή λ Ψ ε λ λ ο ύ. Α θ ή ν α, 1990. Σ. 109-110;

[13] Из общих обзоров по истории церковной письменности, рассматривающих богословские взгляды Пселла достойны внимания: Pelikan J. The Spirit of Eastern Christendom (600-1700) / The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago and London, 1977. V. II. P. 243-250. Γ α ζ ή Ε. Ο δ ε ύ τ ε ρ ο ς β ί ο ς τ ω ν τ ρ ι ώ ν ι ε ρ α ρ χ ώ ν. Μ ι α γ ε ν ε α λ ο γ ί α τ ο υ «ε λ λ η ν ο χ ρ ι σ τ ι α ν ι κ ο ύ π ο λ ι τ ι σ μ ο ύ ». Α θ ή ν α, 2004. Σ. 156-171.

[14] См. например: Gautier P. Lettre au Sultan Malik-Shan Ré digé e par Michel Psellos // REB 3 (1977) 73-97; Безобразов П. В. Хрисовул императора Михаила VII Дуки // ВВ 6 (1899) 141-143.

[15] Анализ исторической ценности эпистолярного наследия Пселла см.: Скабаланович Н. А. Византийское государство и Церковь… С. 110-112.

[16] Ε ἰ ς τ ὸ ν δ ρ ο υ γ γ ά ρ ι ο ν τ ῆ ς β ί γ λ η ς κ ῦ ρ ι ν Κ ω ν σ τ α ν τ ῖ ν ω ν τ ὸ ν Ξ ι φ ι λ ῖ ν ο ν, ἀ ξ ι ώ σ α ν τ α α ὐ τ ὸ ν μ ε τ α β α λ ε ῖ ν τ ὸ τ ο ῦ Ἀ ρ ι σ τ ο τ έ λ ο υ ς λ ο γ ι κ ὸ ν Ὄ ρ γ α ν ο ν ἀ π ὸ τ ο ῦ ἀ σ α φ ο ῦ ς ἐ π ὶ τ ὸ σ α φ έ ς // Phil. Min. V. II. S. 14-17. Одно время считалось, что именно труд Пселла по логике – “Обозрение как введение в логическую науку Аристотеля” был переведен на латинский язык Петром Испанским и оказал сильнейшее влияние на развитие науки на Западе. Это сочинение стало первым и единственным учебником по логике по которому несколько веков обучалась молодежь. Анализ этого сочинения см.: Pranti K. Michael Psellus und Petrus Hispanus. Leipzig, 1867. Успенский Ф. Н. Очерки византийской образованности. М., 2001. С. 135-141. Его же. История Византийской Империи. XI-XV вв. Восточный вопрос. М., 1997. С. 90.

[17] Allatii L. De Psellis et eorum scriptis diatriba // Patrologiae Cursus Completus / Accurante J. -P. Migne. Series Graeca (далее PG ). Paris, 1857-1866. V. 122. P. 501.

[18] Bibliotheca Graeca Medii Aevi / Ed. Satha C. Parisiis, 1874, 1876. Vol. IV-V.

[19] Michaelis Pselli. Scripta Minora. / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Milano, 1936, 1941. V. Ι -Ι Ι.

[20] Michaelis Pselli. Orationes Hagiographicae / Ed. by E. A. Fisher. Leipzig, 1994.

[21] Michael Psellus. Orationes panegyricae / Ed. by Dennis G. T. Stuttgart, 1994.

[22] Michaelis Pselli. Orationes forenses et acta. Ed. by G. Dennis. Stuttgart, 1994.

[23] Michael Psellus. Oratoria minora / Ed. by Littlewood, A. R. Leipzig, 1985.

[24] Michael Psellus. Philosophica minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia) edr. Duffy, J. M. Leipzig, 1992. V. I. Michael Psellus. Philosophica minora (Opuscula psychologica, theologica, daemonologica) / Ed. by D. J. O' Meara. Leipzig, 1989. V. 2.

[25] Michael Psellus. Poemata / Ed. by L. G. Westerink. Stuttgart, Leipzig, 1992.

[26] Michael Psellos. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L. G. Westerink. Utrecht, 1948. Истории публикаций творений Михаила Пселла посвящена статья: Duffy J. Dealing with the Psellos Corpus: From Allatius to Westerink and the Bibliotheca Teubneriana // Reading Michael Psellos / Ed. by C. Barber and D. Jenkins. Leiden-Boston, 2006. P. 1-12.

[27] Анализ структуры сочинения см.: Hussey J. Michael Psellus, the Byzantine Historian… Р. 82-83. Любарский Я. Н. Михаил Атталиат и Михаил Пселл // Византия и средневековый Крым. Барнаул, 1992. С. 95-96. Самое первое издание " Хронографии" планировал осуществить К. -В. Газе (в 20-30-е года XIX века) при финансовой поддержке русского князя Н. П Румянцева, которое, однако, по неизвестным причинам оказалось невозможным довести до выхода в свет, хотя оно уже и было оплачено русскими деньгами. См.: Медведев И. П. Малоизвестный проект первого издания " Хронографии" Михаила Пселла // ВВ. М., 2001. Т. 60. С. 183-191.

[28] Особого замечания заслуживает стиль Пселла, вызывавший восхищение многих исследователей. По словам Е. Рено – современным Пселлу риторам, достаточно было знания о стереотипных способах применения языка, но Пселл сумел освободиться от школьного формализма и тематик, традиционных для риторики и мифологии, оказавшись в развитии стиля своего языка, как за пределами грамматистов и риторов, так и отцов Церкви. Став великим писателем Греции, он не нуждался в моделях, образцом ему служили преимущественно крупные представители классической литературы; именно изучением эллинской мысли оформился и развился его талант. См.: Renauld E. Introduction // Michel Psellos Chronografie (976-1077), I. Paris, 1926. P. 15-17.

[29] Полное название сочинения — “Краткая история правителей Древнего Рима, а затем и Нового времени, оставившая без внимания тех царей, кто не совершил ничего достойного упоминания, начиная с Ромула. Сочинитель же истории славнейший ипертим Пселл”. См.: Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер. Я. Н. Любарский, Д. А. Черноглазов, Д. Р. Абдрахманова. СПб., 1978. С. 302.

[30] Камнем преткновения явились некоторые “вульгарные” выражения Пселла, будто бы не присущие его языку, а также несоответствие некоторых фактов в изложении Краткой Истории с Хронографией, что по замечанию других исследователей не является серьезным возражением, так что имеется больше причин говорить о принадлежности этого сочинения Пселлу. Об этом см.: Любарский Я. Н. “Краткая История” Михаила Пселла: существует ли проблема авторства? // ВВ. 1994. Т. 55. C. 80-84.

[31] В. Артс указывает на то что имеется, по крайней мере, 70 слов, которые не встречаются в других работах Пселла. Одной из вопиющих ошибок “Краткой истории” кажутся слова, что некоторый Кандак был крещен Филиппом (См.: Хронография. С. 307). Незнание Нового Завета Пселлом, где говорится о крещении ап. Филиппом евнуха царицы Кандакии, кажется автору невероятным и служит еще одним доводом к отрицанию авторства Пселла. См.: Aerts W. J. Introduction // Michaelis Pselli. Historia Syntomos / Editio princeps, recensuit, anglice vertit et commentario instruxit Aerts W. J. 1990. P. 14-15.

[32] По словам Д. А. Черноглазова, Краткая История дошла до нас лишь только в одной рукописи, и мы не знаем точно, что стояло в ее автографе. Кроме того, сам жанр хроники допускает более свободное обращение с языком сравнительно с изощренной Хронографией или речами. Что же касается слов, отсутствующих в прочих произведениях, то, если бы были произведены соответствующие подсчеты, такая же картина, вероятно, обнаружилась бы и во многих других случаях. См.: Черноглазов Д. А. Замечания о “Краткой истории” Михаила Пселла // Хронография. Краткая история. С. 267, 268.

[33] Бибиков М. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 129.

[34] Текст опубликован: Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή  // PG V. 122. Col. 687-782; критическое издание: Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L. G. Westerink. Utrecht, 1948; Psellos M. De omnifaria doctrina (Episodes about the Mind). Translated from Greece, Comments and Epilogue by Lela Alexidze (не доступно). Небольшая богословская часть имеется в переводе архим. Амвросия (Погодина). См.: Михаил Пселл. Богословские сочинения. СПб. 1998. (Ссылки на текст этого источника указываются в дальнейшем по изданию в Патрологии Миня).

[35] Такое предположение высказано архим. Амвросием: см.: Амвросий (Погодин), архим. Предисловие // Михаил Пселл. Богословские сочинения. С. 68.

[36] Hohlweg A. Medizinischer “Enzyklopadismus” und das Π ό ν ε μ α Ι α τ ρ ι κ ό ν des Michael Psellos // BZ 66 (1978) S. 79.

[37] На сложный и неоднозначный путь формирования этого источника указывает Westerink, предполагая что первоначально оно представляло собой личные записи Пселла, не предназначенные для публикации и значительно некритически дополненные компиляциями из античных источников его учеником. Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή  первоначально была запланирована как положительный ответ на Placita Псевдо-Плутарха, однако обращается также к сочинениям неоплатоников: Олимпиодора, Прокла, Плутаха и Порфирия и “Эннеадам” Плотина. В отдельных главах заметно критическое отношение к Плотину, а также некоторое недопонимание компилируемых из него текстов, что совершенно непоходит на Пселла и указывает на деятельность оформителя. Текст претерпел несколько редакций, в результате которых заново упорядочивались главы и, во второй редакции были добавлены главы о Троице (1-14), об уме и душе (21-46), о добродетелях (66-81). Westerink L. G. Exzerpte aus Proklos'… // BZ. V. 52. 1959. S. 2-7; Westerink L. G. Introduction // Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Utrecht, 1948. S. 1-11.

[38] Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula philosophica, psychologica, demonologica) / Ed. by D. J. O' Meara. Leipzig, 1989. V. II.

[39] Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia). Ed. by Duffy J. M. Leipzig. 1992. V. I. Авторство некоторых из изданных сочинений так и осталось однако под сомнением. В особенности это касается философских и натурфилософских текстов. Критический обзор обоих томов этого издания см.: Μ π ε ν ά κ η ς Λ. Γ. Β ι β λ ι ο κ ρ ι σ ί α τ ῶ ν δ ύ ο τ ό μ ω ν τ ῆ ς Bibliotheca Teubneriana: Michael Psellus, Philosophica Minora. Vol. I. 1992 κ α ι Vol. II. 1989 (1995) // Μ π ε ν ά κ η ς Λ. Γ. Β υ ζ α ν τ ι ν ή φ ι λ ο σ ο φ ί α. Κ ε ί μ ε ν α κ α ι μ ε λ έ τ ε ς. Α θ ή ν α, 2002. Σ. 487-495.

[40] Сочинения Пселла с обзором Халдейских Оракулов, почти единственный сохранившийся источник, содержащий сведения об Халдейских Оракулах, комментарии на них, а также отрывочные цитаты. Во многих своих сочинениях Пселл воспроизводит отрывочные цитаты из этого сборника. Как показали исследования этих материалов, Пселл вероятно не имел на руках полного Комментария Прокла на Λ ό γ ι α халдеев (главного и несохранившегося до наших дней источника с самими Оракулами и их толкованиями), поскольку, учитывая страстный интерес Пселла и его современников к Халдейским Оракулам (ими интересовался например также епископ Михаил Италик. См.: Duffy J. Reactions of two Byzantine Intellectuals to the Theory and Practice of Magic: Michael Psellos and Michael Italikos // Byzantine Magic / Ed. by G. Maguire. Washington, 1995. P. 83-95. P. 91-97), он воспроизводит в действительности очень мало реальных сведений о них. Во времена Пселла текста Комментарий уже не существовало, и он черпал сведения из полемического трактата Прокопия против Комментария Прокла. Соответственно позднейшие упоминания об Оракулах зависят от Пселла (Любопытно, что Оракулы упоминает Никифор Грегора в своем комментарии на Π ε ρ ὶ ἐ ν υ π ν ί ω ν Синезия). Westerink L. G. Proclus, Procopius, Psellos // Mnemosyne: Bibliotheca Classica Batava. 10 (1942) 275-280.

[41] Μ π ε ν ά κ η ς Λ. Γ. Β ι β λ ι ο κ ρ ι σ ί α τ ῶ ν δ ύ ο τ ό μ ω ν τ ῆ ς Bibliotheca Teubneriana: Michael Psellus, Philosophica Minora. Vol. I. 1992 κ α ι Vol. II. 1989 (1995) // Μ π ε ν ά κ η ς Λ. Γ. Β υ ζ α ν τ ι ν ή φ ι λ ο σ ο φ ί α. Κ ε ί μ ε ν α κ α ι μ ε λ έ τ ε ς. Α θ ή ν α, 2002. Σ. 493-494.

[42] В этом сочинении Пселл затрагивает вопросы шарообразности (σ φ α ι ρ ο ε ι δ ῆ ) земли, задолго опережая Коперника в рассмотрении этого вопроса (гл. 1), пишет о величине солнца, луны и земли (гл. 2, 26), о землетрясениях, кометах (гл. 7), ураганах (гл. 7), природе небес (гл. 19), солнечных затмениях и т. д. См.: Pselli ad imperatorem dominum Michaelem Ducam sqlutiones breves quaestionum naturalium // PG V. 122. Col. 783-810. Биографы Николая Коперника его первым учебником считают трактат о четырех математических дисциплинах атрибутируемый Пселлу, а самого Пселла в известном смысле – учителем Коперника. См.: Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования. М., 16 (1982) 329-330.

[43] Die handschriftliche Ü berlieferung der sogenannten Psellos-Paraphrase der Ilias (Meletemata. Beiträ ge zur Byzantinistik und Neugriechischen Philologie. Hamburg 2 (1991) (не доступно).

[44] Подробный анализ этого сочинения см.: Сокурова Н. И. О значении имплицитной информации… С. 292-297. Сметанин В. А. О критериях и уровне научности энхиридия Михаила Пселла… С. 380-411.

[45] См.: Fortescue A. Michael Psellus // The Catholic Encyclopedia 1911. V. XII. P. 545.

[46] Сохранилось три сочинения Пселла по теории античной музыки. Анализ музыкальных воззрений Пселла cм.: Герцман Е. В. Музыкально теоретические знания Михаила Пселла // Византийская Цивилизация в освещении российских ученых 1947-1991. С. 169.

[47] Michele Psello. Autobiografia: encomio per la madre. Ed. by Criscuolo U. Naples, 1989 P. 85-153.

[48] Garzya A. Un encomio del vino, inedito di Michele Psello // Byzantion. 1969. V. 35. P. 418-428.

[49] Michaelis Pselli in Mariam Sclerenam. Ed. by Spadaro, M. D. Catavia, 1984. S. 71-88.

[50] Michael Psellus: The essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Ed. by Dyck, A. R. Vienne, 1986 P. 39-50.

[51] Ibid. S. 90-98.

[52] Нефедкин А. Сочинение Михаила Пселла “О военном строе” // Военно-исторический журнал “Para Bellum”. № 6. 1998. // http: //www. vzmakh. ru/parabellum/n6_s1. htm

[53] Joannou P. Aus den unedierten schriftes des Psellos: das lehrgedicht zum messopfer und der traktat gegen die vorbestimmung der todesstunde // BZ 51 (1958) 1-3; Τ ο ῦ ὑ π ε ρ τ ί μ ο υ Μ ι χ α ὴ λ τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ῦ // POEMATA Op. 56. S. 399-406. Рассмотрению этого источника и его историко-богословскому комментарию посвящена вторая глава нашего дипломного сочинения. См.: Ларионов А. В. Михаил Пселл как богослов и историк Церкви. Дипломная работа. Волгоград, 2005. С. 25-42.

[54] Michaelis Pselli orationes forenses et acta. S. 2-181. Обвинение против Керулария также издано: Π ρ ὸ ς τ ὴ ν σ ύ ν ο δ ο ν κ α τ η γ ο ρ ί α τ ο ῦ ἀ ρ χ ι ε ρ έ ω ς // Scr. Min. V. II. P. 232-328.

[55] Поскольку до настоящего времени не существует полного библиографического описания богословских сочинений Пселла (ввиду издания новых, ранее неопубликованных сочинений), представляется целесообразным в настоящей работе привести перечень с краткой характеристикой творений. Далеко не полное описание творений Пселла можно найти в следующих книгах: Михаил Пселл. Богословские сочинения / Пер. с греч. пред. и прим. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998. С. 30-31, 33-45; Krumbacher K. Geschichte der Byzantinischen Literatur (527-1453). Munchen, 1891. S. 177-178; Lexicon fur theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau, 1962. Bd. 7. S. 398-399; Fortescue A. Michael Psellus // The Catholic Encyclopedia XII (1911) P. 545. Μ π α λ α ν ό ς Δ. Ὀ ι β υ ζ α ν τ ι κ ο ί ἐ κ κ λ η α σ τ ι κ ο ί σ υ γ γ ρ α φ ε ί ς ἀ π ὸ τ ο ῦ 800 μ έ χ ρ ι τ ο ῦ 1453. Ά θ ῆ ν α ι, 1951. σ σ. 76-85. Jugie M. Psellos Michel // Dictionnaire de Theologie Catholique Vol. XIII. P. 1149-1158.

[56] Michaelis Pselli theologica (далее сокр. THEOLOGICA) / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V. 1.

[57] Π ε ρ ὶ τ ῶ ν μ ε τ ὰ θ ε ὸ ν κ α ὶ π ε ρ ὶ θ ε ὸ ν τ ε τ α γ μ έ ν ω ν δ ι α κ ό σ μ ω ν κ α ὶ τ ά ξ ε ω ν // THEOLOGICA, Op. 112. S. 439-441.

[58] Ε ἰ ς τ ὸ " ο ἱ μ ὲ ν ἄ ν θ ρ ω π ο ι τ ρ ε π τ ο ί, ο ἱ δ ὲ δ α ί μ ο ν ε ς ἄ τ ρ ε π τ ο ι " // THEOLOGICA, Op. 29. S. 117-121.

[59] Ἐ κ τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ λ ό γ ο υ, ε ἰ ς τ ὸ «τ ί ς ο ὐ σ ί α θ ε ο ῦ; » // Ibid. Op. 56. S. 217-220.

[60] Ε ἰ ς τ ὸ «κ ύ ρ ι ο ς ἔ κ τ ι σ έ μ ε ἀ ρ χ ὴ ν ὁ δ ῶ ν α ὐ τ ο ῦ » // Ibid. Op. 10. S. 37-43.

[61] Ε ἰ ς τ ὸ «ε ἶ δ ο ν ἄ ν θ ρ ω π ο ν ἐ ν Χ ρ ι σ τ ῷ π ρ ὸ ἐ τ ῶ ν δ ε κ α τ ε σ σ ά ρ ω ν » // Ibid. Op. 86. S. 340-343.

[62] Также издано: Scr. Min. V. II. P. 401-410.

[63] Стихи написаны вероятно непосредственно после событий 1054 года, поскольку в заглавии значится Константин Пселл, еще не принявший монашество. Поэма чрезвычайно полемична и начинается сразу с обличений в обрядовых отличиях Запада от Востока. Поэма сложена в стихах вероятно по прямому указанию носителей государственной власти, для распространения в среде народа, с целью формировать общественное мнение: правящие круги были заинтересованы, чтобы события 1054 г. были истолкованы не в пользу Западных. Σ τ ί χ ο ι Κ ω ν σ τ α ν τ ί ν ο υ κ α ὶ σ ε β α σ τ ο ῦ τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ῦ κ α τ ὰ Λ α τ ί ν ω ν // POEMATA Op. 57. S. 407-415.

[64] Τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ π ε ρ ὶ τ ῶ ν ψ α λ μ ῶ ν π ρ ὸ ς τ ό ν β α σ ι λ έ α κ ῦ ρ Μ ι χ α ὴ λ τ ὀ ν Δ ο ῦ κ α ν κ α ὶ π ε ρ ὶ τ ῶ ν ἐ π ι γ ρ α φ ῶ ν α ὐ τ ῶ ν κ α ὶ λ ο ι π ῶ ν // Scr. Min. V. II. P. 372-385; Τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ ε ἰ ς τ ὰ ς ἐ π ι γ ρ α φ ὰ ς τ ῶ ν ρ μ ε ’ ψ α λ μ ῶ ν // Ibid. Р. 386-388; Τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ὺ ε ἰ ς τ ὰ ς ἐ π ι γ ρ α φ ὰ ς τ ῶ ν ψ α λ μ ῶ ν π ρ ὸ ς τ ὸ ν β α σ ι λ έ α κ ῦ ρ Μ ι χ α ὴ λ Δ ο ύ κ α ν // Ibid. Р. 389-400.

[65] Τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ. Τ ί τ ὸ κ α τ ’ ε ἰ κ ό ν α κ α ὶ τ ὶ τ ὸ κ α θ ’ ὁ μ ο ί ω σ ι ν; // Ibid. P. 411-414.

[66] Τ ί ς ὁ π α ρ ά δ ε ι σ ο ς; τ ὶ τ ὸ τ ὴ ς ζ ο ῆ ς ξ ύ λ ο ν κ α ὶ τ ί τ ὸ ξ ύ λ ο ν τ ὴ ς γ ν ώ σ ε ω ς // Ibid. P. 415-416.

[67] Π ε ρ ὶ τ ο ῦ τ ῶ ν ἁ μ α ρ τ ι ὼ ν σ χ ο ι ν ί ο υ // Ibid. P. 419-420.

[68] Π ε ρ ὶ τ ο ῦ τ ῆ ς δ ό ξ η ς τ ο ῦ θ ε ο ῦ σ κ η ν ὼ μ α τ ο ς // Ibid. P. 423-424.

[69] Π ε ρ ὶ δ ό γ μ α τ ο ς // PG V. 122. Col. 811-813.

[70] Π ε ρ ὶ τ ῶ ν ἐ π τ ά σ υ ν ό δ ω ν // PG V. 122. Col. 813-818.

[71] Главы 1-19, см.: Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή  // PG V. 122. Col. 819-876.

[72] Выражение принадлежит Гансу Белтингу, который еще до публикации текста, использовал проповедь для характеристики понимания образа в XI-XII столетии. Эта, чрезвычайно длинная проповедь (1450 строк в издании Готье), привлекла внимание исследователей своей заключительной секцией, в которой Пселл подробно и очень эмоционально описывает образ умершего на кресте Христа (11. 1266-1438). Для описания иконы распятого Христа в своей проповеди Пселл использует необычное выражение – ἔ μ ψ υ χ ο ς ε ἰ κ ώ ν (живая или одушевленная икона), которое он прилагает к образу умершего Христа. Уникальное ἔ μ ψ υ χ ο ς качество образа Христа согласно Пселлу, принадлежит исключительно иконе Распятия и, сравнивая ее с другими образами, он ассоциирует ее с положением Иисуса, осужденного Пилатом. На основе этой поразительной метафоры возникает вопрос о значении образа в XI веке. Кроме того, Пселл широко использует медицинские и анатомические подробности для описания образа распятого Христа. Композиция проповеди также построена довольно необычно: Пселл предлагает слушателям изменить свою перспективу и перенестись во времена страданий Христовых на кресте. По предположению Е. Фишер, композиция проповеди указывает на то, что она предназначалась для произнесения перед собранием монашествующих на одном из богослужений Страстной Седмицы. Gautier P. Un discourse iné dit de Michel Psellos sur la cricifixion // REB 49 (1991) 5-66; Fisher E. A. Image and Ekphrasis in Michael Psellos' Sermon on the Crucifixion // Byzantinoslavica 55 (1994) fasc. 1. 44-55.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...