Сочинения Псевдо-Пселла 5 страница
[159] Ἐ κ τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ λ ό γ ο υ, ε ἰ ς τ ὸ «τ ί ς ο ὐ σ ί α θ ε ο ῦ » // THEOLOGICA, Op. 56. S. 218. 33-36ff.
Ἐ κ τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ λ ό γ ο υ, ε ἰ ς τ ὸ «τ ί ς ο ὐ σ ί α θ ε ο ῦ » // THEOLOGICA, Op. 56. S. 218. 26-33ff.
[161] e)gw de/ fhmi kaiì th\n uÀ lhn, th\n pa/ntv a)p%kisme/nhn qeou=, to\ aà kraton aiå sxoj, to\ e)n toiÍ j ouÅ si mh\ oÄ n kaiì e)n toiÍ j mh\ ouÅ sin oà n. См.: Ei¹ j to\ " kaà n tij oiã htai t%½ a(plh=j eiå nai fu/sewj hÄ tele/wj aà lhpton" // THEOLOGICA, Op. 86. S. 342. 64-65ff.
Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 725В.
[163] Ibid. Col. 725D. [164] Формальное определение тела, которое дает Пселл, вполне привычно для нашего понимания:
[165] Интересно наблюдение А. Лосева, который отождествляет средневековое учение о космосе с данными современной науки. Согласно Лосеву, в современной науке Û lh – это самые легкие элементы во вселенной – водород или гелий, которые находятся в разреженном состоянии в верхних слоях атмосферы. Все остальные элементы, которые составляют весь вещественный мир, это “физическая и числовая организация этого основного и единственного первовещества”, отличающиеся лишь более тяжелым атомным весом. Лосев А. Ф. Античный космос… С. 158-160. [166] Пселл выделяет несколько состояний душ: и первое из них – когда душа живет сама по себе (kaq' e(auth\n), в отделении от тела (ἀ π ο λ υ θ ε ῖ σ α τ ο ῦ σ ώ μ α τ ο ς ). Psellos Michel. Chronographie ou histoire d'un siè cle de Byzance (976-1077). Texte é tablit et traduit par Renauld E. I-II. Paris, 1926-1928 // TLG 2702 1 / 6. 8. 2-3. [Рус. пер. Хроногр. С. 132-133]. [167] Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 703D. [168] «ἡ μ ὲ ν ψ υ χ ὴ μ έ σ η ἐ σ τ ὶ τ ῆ ς ἀ μ ε ρ ί σ τ ο υ κ α ὶ τ ῆ ς μ ε ρ ι σ τ ῆ ς ο ὐ σ ί α ς ». См.: Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 717С. [169] Ψ υ χ ὴ θ ε ῖ ό ν χ ρ ῆ μ ά ἐ σ τ ι κ α ὶ ε ἰ κ ὼ ν π ρ ω τ ο τ ύ π ο υ κ α λ ο ῦ, π ᾶ σ α δ ὲ ε ἰ κ ὼ ν ὁ μ ο ί ω σ ι ν ἔ χ ε ι π ρ ὸ ς τ ὸ ἀ ρ χ έ τ υ π ο ν, τ ὸ δ ὲ ἀ ρ χ έ τ υ π ο ν ὁ θ ε ό ς. См.: Ε ἰ ς τ ὸ " ε ἶ δ ο ν ἄ ν θ ρ ω π ο ν ἐ ν Χ ρ ι σ τ ῷ π ρ ὸ ἐ τ ῶ ν δ ε κ α τ ε σ σ ά ρ ω ν " // THEOLOGICA, Op. 27. S. 109. 61-62ff.
[170] Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 112. [171] Возникновение души человека Пселл связывает с библейским повествованием о сотворении человека, когда Бог “вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2: 7)”. Так, Пселл вопрошает: “Каково ее происхождение? И каким образом она возникла? Мы производим ее бытие от дуновения, которое вдохнул в первого человека Бог”. Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 709С. [172] Как божественную сущность невозможно определить, не впадая в антиномии и антропоморфизмы, так нельзя иметь точное познание души. После провозглашения души “божественным предметом”, невозможно говорить о познании ее сущности, поскольку это будет означать возможность познания сущности Божией. Если мы можем познать “часть” божественного т. е. душу, значит можем постигнуть и “Целое” т. е. Бога. А поскольку нам невозможно знать Бога как Он есть, но мы говорим лишь о постижении Его, то в таком случае, то же самое следует относить и к душе. См.: Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 113-114. [173] Далее Пселл развивает, согласно со святоотеческим учением, мысль о различении образа Божия в человеке от подобия. Душа сотворена по образу (κ α τ ' ε ἰ κ ό ν α ), который является только способностью (δ ύ ν α μ ι ς ) делания благих дел (τ ὴ ν τ ῶ ν κ α λ ῶ ν ἐ ρ γ α σ ί α ν ), началом (ἀ ρ χ ή ), основанием (ἀ φ ο ρ μ ὴ ) и наброском добродетелей (σ κ ι α γ ρ α φ ί α τ ῶ ν ἀ ρ ε τ ῶ ν ), в то время как подобие (ὁ μ ο ί ω σ ι ν ), которого она должна достигнуть через добродетельную жизнь, – это завершение (τ έ λ ο ς ) и исполнение образа. Поэтому подобием отдельные люди обладают в разной степени. Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 707-709AВ. [174] Ibid. Col. 701-703. [175] См.: Платон. Федр. 246. [176] Τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ῦ [De anima et mente] // Michaelis Pselli Philosophica Minora V. II. S. 2. 3-4ff. [177] Ε ἰ ς τ ὸ “ο ἱ μ ὲ ν ἄ ν θ ρ ω π ο ι τ ρ ε π τ ο ί, ο ἱ δ ὲ δ α ί μ ο ν ε ς ἄ τ ρ ε π τ ο ι ” // THEOLOGICA Op. 29. S. 121. 116-118ff. [178] Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 704А. [179] Ibid. Col. 704CD, 718С. [180] Особый интерес для рассмотрения структуры небесного мира и его свойств представляют главы 20-26 Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή “Об Уме”. Используя язык, терминологию и само учение неоплатоников, и в частности Прокла, Пселл интегрирует в них христианское содержание.
[181] О. Георгий оспаривает мнение, которое высказал С. Зервос по поводу соотнесения “Непричастного Ума”. Рассматривая Пселла как истового неоплатоника, С. Зервос утверждает, что в космической иерархии Непричастный Ум расположен у Пселла после Бога (усматривая в нем, по-видимому, одну из неоплатонических эманаций Единого), что, по мнению о. Георгия противоречит взглядам и учению самого Пселла. См.: Karahalios G. The philosophical trilogy… P. 124; Zervos C. Un Philosophe né oplatonicien du XIe siè cle Michel Psellos. Paris, 1920. P. 149.
Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 701В.
Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 704CD. [184] Ibid. Col. 701CD. [185] Ibidem. [186] Здесь ум не подразумевается как антропологическая составляющая. [187] Δ ι δ α σ κ α λ ί α Π α ν τ ο δ α π ή // PG V. 122. Col. 701D. [188] Ibidem. [189] Ibid. Col. 703В. [190] Ἑ λ λ η ν ι κ α ὶ δ ι α τ ά ξ ε ι ς π ε ρ ὶ τ ῆ ς θ ε ί α ς δ η μ ι ο υ ρ γ ί α ς κ α ὶ δ ι α φ ο ρ α ὶ ἰ δ ι ω μ ά τ ω ν τ ῶ ν κ ρ ε ι τ τ ό ν ω ν γ ε ν ῶ ν // Michaelis Pselli Philosophica Minora (Opuscula philosophica, psychologica, demonologica) / Ed. D. J. O' Meara. Leipzig, 1989. V. II. S. 123. 6ff-14ff. [191] Данный параграф введен нами в диссертационное исследование для общего и контекстного представления философской эрудиции Пселла, и в особенности ввиду того, что он обращается к этим философским концепциям в одном из своих сочинений по ангелологии (см.: Прил. 3). [192] Τ α τ ά κ η ς Β. Ν. Η Β υ ζ α ν τ ι ν ή φ ι λ ο σ ο φ ί α. Α θ ή ν α, 1977. 164. [193] Как указывает Westerink, необходимость толкования и дополнения “Халдейских Оракулов”, возникла ввиду незначительности сохранившейся информации об этом сборнике и огромном интересе, которое проявлял к нему сам Пселл и его современники. Westerink L. G. Proclus, Procopius, Psellos… P. 275. Сборник “Халдейских Оракулов” приписан двум Юлианам (отцу и его сыну) жившим во втором веке н. э., а именно сыну, прозванному “халдеем”. Эти предсказания были даны ему богами в Халдее. Согласно Пселлу, Юлиан-отец, еще до рождения сына, просил для него архангельскую душу и когда ребенок родился, он поместил его под покровительство всех божеств и души Платона. Этот сборник стал отправной точкой работы плотиновской школы по философии магов. Zervos C. Un Philosophe né oplatonicien du XIe siè cle Michel Psellos. Paris, 1920. P. 212-220. Как указывает другой автор, “Халдейские Оракулы” были написаны позднейшими последователями Платона, с целью его сакрализации и придания его сочинениям большего авторитета. См.: История философии. Запад-Россия-Восток / Под ред. Мотрошиловой. Кн. 1. М., 2000. С. 153-154. Главные сочинения Пселла, посвященные истолкованию древних философских учений следующие: Τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ῦ ἑ ξ ή γ η σ ι ς τ ῶ ν Χ α λ δ α ι κ ῶ ν ρ η τ ῶ ν (“Толкование Пселла на Халдейские изречения”), Τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ ἔ κ θ ε σ ι ς κ ε φ α λ α ι ώ δ η ς κ α ὶ σ ύ ν τ ο μ ο ς τ ῶ ν π α ρ ὰ Χ α λ δ α ί ο ι ς δ ο γ μ ά τ ω ν (“Его общее и краткое разъяснение Халдейских изречений”), а также – Ψ ε λ λ ο ῦ ὑ π ο τ ύ π ω σ ι ς κ ε φ α λ α ι ώ δ η ς τ ῶ ν π α ρ ὰ Χ α λ δ α ί ο ι ς ά ρ χ α ί ω ν δ ο γ μ ά τ ω ν (“Общий очерк Пселла о древних учениях Халдеев”). См.: Phil. Min. V. II. S. 126-151. Кроме специальных толкований, Пселл также упоминает о священном искусстве халдеев в Обвинении патриарху Михаилу Керуларию. Π ρ ὸ ς τ ὴ ν σ ύ ν ο δ ο ν κ α τ η γ ο ρ ί α τ ο ῦ ἀ ρ χ ι ε ρ έ ω ς // Scr. Min. S. 241-242. [194] Duffy J. Reactions of two Byzantine Intellectuals… P. 84. [195] Как отмечает А. Ф. Лосев, халдейская философская теория, в дошедшем до нас виде, имеет двольно жалкий и противоречивый характер. Краткий конспект всего халдаизма, принадлежащий Пселлу представляет собой нагромождение неизвестно как связанных между собой теорий, причем этот недостаток нельзя приписывать Пселлу – он лишь отразил конгломерат противоречивых халдейских учений так и не оформившихся до целостной философской системы. См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 2000. Кн. 1. С. 278-282. [196] Ψ ε λ λ ο ῦ ὑ π ο τ ύ π ω σ ι ς κ ε φ α λ α ι ώ δ η ς τ ῶ ν π α ρ ὰ Χ α λ δ α ί ο ι ς ά ρ χ α ί ω ν δ ο γ μ ά τ ω ν // Phil. Min. V. II. S. 148-149. См. также: Μ α γ ι κ ά λ ό γ ι α τ ο υ Ζ ω ρ ο ά σ τ ρ η. Σ ε σ χ ό λ ι α τ ο υ Γ ε ω ρ γ ί ο υ Γ ε μ ι σ τ ο ύ Π λ ή θ ω ν ο ς κ α ι τ ο υ Μ ι χ α ή λ Ψ ε λ λ ο ύ. Ε ι σ α γ ω γ ή, μ ε τ ά φ ρ α σ η σ τ η ν ε ο ε λ λ η ν ι κ ή Μ. Κ ε κ ρ ο π ο ύ λ ο υ. Α θ ή ν α, 1998. [197] Τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ῦ ἑ ξ ή γ η σ ι ς τ ῶ ν Χ α λ δ α ι κ ῶ ν ρ η τ ῶ ν // Phil. Min. V. II. S. 133. Упоминаемое последнее божество – птица ἴ υ γ ξ, Iynx torquilla в практической магии употреблялась как средство для привлечения изменивших людей. Для этой цели ее привязывали к колесу и вертели. См.: Греческо-русский словарь / Сост. Вейсман А. Д. СПб., 1899. С. 640. Liddel H. Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 845. Об этом обряде Пселл также упоминает, описывая особое волшебное колесо (ὁ Ἑ κ α τ ι κ ὸ ς σ τ ρ ό φ α λ ο ς ), которое представляло из себя “золотой шар” (σ φ α ι ρ ά ἐ σ τ ὶ χ ρ υ σ ῆ ), с сапфиром (σ ά π φ ε ι ρ ο ν ) в середине. Оно расписано всюду символами и сделано из накаченных полос вырезанных из шкур быка, для того чтобы использовать во время заклинаний. См.: Τ ο ῦ Ψ ε λ λ ο ῦ ἑ ξ ή γ η σ ι ς τ ῶ ν Χ α λ δ α ι κ ῶ ν ρ η τ ῶ ν // Phil. Min. V. II. S. 133. Duffy J. Reactions of two Byzantine Intellectuals… P. 85. [198] Ἐ κ τ ο ῦ α ὐ τ ο ῦ λ ό γ ο υ, ε ἰ ς τ ὸ «π ῶ ς δ ὲ ο ὐ κ ἐ ν τ ό π ῳ π ά ν τ ω ς φ η σ ί // THEOLOGICA, Op. 51. S. 198. 91-93ff. [199] Zervos C. Un Philosophe né oplatonicien du XIe siè cle Michel Psellos. Paris, 1920. P. 212-220.
Ψ ε λ λ ο ῦ ὑ π ο τ ύ π ω σ ι ς κ ε φ α λ α ι ώ δ η ς τ ῶ ν π α ρ ὰ Χ α λ δ α ί ο ι ς ά ρ χ α ί ω ν δ ο γ μ ά τ ω ν // Phil. Min. V. II. S. 126-151.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|