Занятие 10. Понятие гармоничной семьи. Химическая зависимость в семье. Моя будущая семья
Занятие 10. Понятие гармоничной семьи. Химическая зависимость в семье. Моя будущая семья Цели занятия: 1. Определить понятие гармоничной семьи. 2. Установить причины влияния химической зависимости в семье на подростка. 3. Составить образ будущей семьи. Вход: Упражнение «Атомы». Все участники становятся в круг. Инструкция: «Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться по три в каждой группе-молекуле». Работа: «Что такое семья? Чем отличается гармоничная семья от дисфункциональной? » Обсуждение. Запись на доске. Рисунок «Моя семья». Обсуждение. Признаки гармоничной семьи: · Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. · Ответственность и обязанности разделяются между всеми членами семьи. · Члены гармоничной семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь). · Каждый член семьи верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим. · В гармоничной семье учат уважать других людей, их различия во вкусах: уважают вкусы, выбор друзей, время провождение подростка. · Все члены семьи обладают общей системой ценностей, знают свои права. · Существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.
· Группировки между членами семьи динамичны и изменчивы. · В семье ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни. · Уделяется внимание духовной жизни. · Уделяется время развлечениям. · Поощряется совместный прием пищи. · Поощряется альтруизм. · Члены семьи создают условия не только для своего личностного роста, но и для других. · Члены семьи не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появлении проблем. «Почему химическая зависимость в семье влияет на подростка? » Обсуждение. «Моя будущая семья». Коллаж. Обсуждение. Выход: Итоговый круг «Интересное – полезное на занятии» Завершение: Пожелать друг другу всего хорошего. Занятие 11. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Умение говорить «Нет» Цели занятия: 1. Сформировать навыки устойчивости к давлению группы. 2. Сформировать навыки выражения и отстаивания собственного мнения, принятие собственного решения. 3. Сформировать умение говорить «Нет». Вход: Упражнение «Грани моего Я». Изобразите себя в центре листа и разместите вокруг образы, отражающие разные грани вашей личности. Обратите особое внимание на расположение образов вокруг центра, их размер и другие особенности. Обсуждение. Работа: 1. «Кто, в каких ситуациях оказывал на вас давление? » Обсуждение. Запись на доске. Виды давления: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, запугивание, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы», обман. 2. Участники разбиваются на пары или тройки, проигрывают каждый вид давления (в уговорах используется тема употребления ПАВ). Обсудить, почему и кто поддался влиянию, давлению? Что мешало сказать «Нет»? Кому и почему удалось отстоять свое мнение и сказать «нет»? Обсудить способы отказа от ПАВ. Приемы отказа от предлагаемых ПАВ:
· Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами. · «Перевести стрелки»: сказать, что вы никого в компании не принуждаете что-либо делать, так почему же они так назойливы? · Сменить тему. · «Продинамить». · Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. · Попытаться испугать их: описать какие-нибудь страшные истории. · «Обходить стороной». Обсуждение. Выход: Нарисуйте занятие, альтернативное употреблению ПАВ. Обоснуйте, почему оно хорошее, полезное. Отстаивайте свою точку зрения. Завершение: Обменяйтесь друг с другом последним заданием. Занятие 12. Завершение работы. Подведение итогов Цели занятия: 1. Обобщить полученные результаты. 2. Выявить нереализованные потребности и ожидания участников для последующей работы. 3. Диагностировать критерии эффективности тренинга. Вход: Упражнение «Найди свою пару». В мешочке находятся карточки с названиями животных (каждого по паре). Участники группы по очереди вытягивают карточку, не показывая остальным. При помощи жестов (без слов) найти свою пару. Работа: 1. Обобщить полученные результаты. 2. Выявить нереализованные потребности и ожидания участников для последующей работы. 3. Оценить критерии эффективности тренинга: · усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; · наличие навыков противодействия окружающей среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения; · развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском употребления ПАВ. Выход: Игра «Клубок». Ведущий держит в руках клубок, затем бросает его любому участнику, при этом удерживая ниточку. Участники бросают друг другу клубок, пока не получится паутинка. «Теперь мы связаны друг с другом нитью». Затем разрезать нить, каждый получит на память по ниточке. Завершение: Праздничное чаепитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|