Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.1. Тренинг, направленный на расширение жизненной компетентности и выработку защитных барьеров к употреблению психоактивных веществ




4. 1. Тренинг, направленный на расширение жизненной компетентности и выработку защитных барьеров к употреблению психоактивных веществ

Целью тренинга является развитие внутренних ресурсов подростка, расширение его жизненной компетентности и выработка на данной основе защитных барьеров к употреблению ПАВ. Психопрофилактический подход учитывает следующие причины формирования зависимости от ПАВ: низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений, трудности в определении и выражении эмоций, неспособность адекватно реагировать на стрессовую ситуацию. Соответственно, задачи тренинга: повышение самооценки, осознание личностных ценностей; формирование стрессоустойчивости, умения противостоять давлению окружающей среды, самостоятельности и ответственного принятия решений; создание мотивации к сохранению здоровья, ориентирование на здоровый образ жизни, отказ от употребления наркотиков – предполагаемые результаты тренинга.

Тренинг рассчитан на подростков в возрасте от 12 до 15 лет, рекомендуемое количество участников 10 - 12. Методическим оснащением являются следующие материалы: фломастеры, ручки, листы бумаги А 3, листы бумаги А 4, ватман или доска для записей, маркеры, пластилин, ножницы, клей, теннисный мячик, клубок ниток, магнитофон.

В среднем занятие проводится 1, 5 – 2 часа один раз в неделю. Общий цикл составляет три месяца.

Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы

Цели занятия:

1. Создать доверительную, дружелюбную атмосферу.

2. Выяснить ожидания участников.

Вход: 1. Упражнение «Знакомство». Каждый по очереди называет свое имя и самое любимое занятие. Имена записывают на листе бумаги, которые ставят перед собой.

2. Тренер знакомит участников с правилами группы. Выясняет ожидания и пожелания участников.

Работа:

Упражнение «Что я люблю, и чего не люблю больше всего». На чистом листе бумаги каждый участник пишет 5 любимых и 5 нелюбимых вещей (можно зарисовать). Обсуждение.

Упражнение «Путаница» Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты. Остальные «запутываются», не отпуская рук, водящий должен распутать, не нарушив круг.

Выход: Психогимнастика. Игра с мячиком. Каждый участник бросает друг другу мяч, при этом называет его по имени, и его любимое занятие.

Завершение: Рисунок группы. Рисуют все вместе на листе ватмана.

Подвести итоги первого занятия. Выяснить у участников, что понравилось на занятии, что было сложно выполнять.

Занятие 2. Понятие границ личности. Развитие личности

Цели занятия:

1. Определить понятие личности.

2. Осознать ценность и уникальность личности.

Вход: Упражнение «Нарисуй себя в виде любого предмета». Обсуждение.

Работа:

Понятия «индивидуальность» и «личность». Обсуждение: кого можно назвать личностью? Я – личность?.

Упражнение «Кто я? ». Написать на листе бумаги 10 предложений, отвечая на вопрос: «Кто я? ». Обсуждение в малых группах.

Выход: Упражнение «Комплимент друг другу». Стоя в кругу, взявшись за руки, участники говорят друг другу комплименты.

Подведение итогов работы.

Завершение: Прощаются с каждым за руку, называя по имени.

Занятие 3. Чувства и эмоции. Выражение чувств. Преодоление негативных эмоциональных переживаний

Цели занятия:

1. Определить понятия чувств и эмоций.

2. Дифференцировать собственные эмоции и чувства, понимать эмоциональное состояние других людей.

Вход: Упражнение «Встреча». Участники образуют полукруг. Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя уже использованные ранее.

Работа:

Понятия «чувства» и «эмоции». Обсуждение: какие бывают чувства? Какие хорошие, какие плохие?

1. Нарисовать любое чувство и рассказать о нем. Обсуждение.

2. Вспомнить и зарисовать самую неприятную историю из собственной жизни. Обсуждение (необходимо уметь преодолевать негативные эмоциональные переживания).

Выход: Упражнение «Зеркало». Все участники садятся по кругу, тренер раздает карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получают карточки, читают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, затем по очереди изображают без слов это состояние. Остальные смотрят и стараются понять, какое состояние изображено.

Завершение: Обратная связь. Тренер задает вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Что было трудно делать?

Все прощаются.

Занятие 4. Чувства и эмоции. Способы преодоления негативных эмоциональных переживаний

Цели занятия:

1. Осознать важность и необходимость выражения собственных чувств и эмоций.

2. Овладеть способами преодоления негативных эмоциональных переживаний.

Вход: Упражнение «Рисунок». Каждому участнику раздается по листочку бумаги. На счет «раз» каждый начинает что-либо рисовать. На счет «два» прекращают рисовать и передают свой рисунок по часовой стрелке другому. Затем продолжают рисовать чужой рисунок, и так до тех пор, пока обратно не получат свой рисунок. Обсуждение: понравился рисунок, не понравился, почему?

Работа: Упражнение «Пластилиновая эмоция». Из пластилина вылепить любое чувство, желательно негативное (страх, злость, грусть). С этим чувством участники могут сделать все, что хотят (один из способов преодоления негативных эмоциональных переживаний). Записать на доске (ватмане) предложенные участниками способы. Обсуждение: Какие способы хорошие, какие плохие? Необходимо указать, что способы являются позитивными, если они помогают. Негативными способами будут те, которые наносят вред организму человека или другим людям, животным (курение, алкоголь, наркотики, драка, жестокое обращение с животными).

Упражнение «Актер и зритель». Проиграть выражение чувств. Работа в парах: роли актера и зрителя меняются. Участники выбирают любой способ преодоления негативных чувств, написанный на доске и прорабатывают его. Обсуждение.

Выход: Под тихую, спокойную музыку, сидя в кругу и закрыв глаза, расслабляются и представляют предлагаемые тренером образы луга, морского берега (5 минут).

Завершение: Общий рисунок эмоционального состояния группы. Обсуждение. Подведение итогов работы.

Все прощаются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...