Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3. Тренинг ассертивности или уверенности в себе




4. 3. Тренинг ассертивности или уверенности в себе

Развитие ассертивности, как умения достигать своих целей, отстаивать интересы без ущемления прав других, занимает особое место в программе формирования жизненных навыков у подростков.

Известно, что общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются в процессе развития, и личность формируется в общении с другими людьми. Однако, наркоманы отгораживают себя от процесса общения, у них нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия. В отличие от наркоманов, уверенный человек отдает себе отчет в своих чувствах, знает свои сильные и слабые стороны, свободен в самораскрытии, имеет активную позицию в отношении к жизни. Уверенный человек считает, что окружающие в большинстве случаев не собираются ему навредить, и если другие люди ведут себя не должным образом, помогает им понять, как можно было бы действовать иначе. Если использовать концепцию Э. Берна, ассертивность, скорее всего, является качеством позиции «Взрослый». Основой тренинга ассертивности является идея наличия прав личности в общении как постоянного психологического ресурса.

Задачи:

- актуализация и закрепление ассертивной модели поведения,

- формирование коммуникативных и социальных навыков.

Знакомство:

§ Информирование о предстоящей работе

§ Создание безопасной и доверительной атмосферы

§ Знакомство с ожиданиями в группе

§ Снятие напряжения (игровые упражнения).

1 этап. Анализ позиции в поведении: Ребенок/Родитель/Взрослый

Упражнения, включаемые в эту часть тренинга, позволяют участникам осознать собственные позиции в поведении. Позиция «Родитель» предполагает, что человек живет по принципу «надо», «должен», берет на себя ответственность в межличностных отношениях, однако склонен к критике и манипулированию. Позиция «Ребенок» позволяет человеку ориентироваться на свои желания, проявлять чувства и эмоции. Позиция «Взрослого» наделяет человека коммуникативными способностями, умением добиваться поставленных целей. Важно применять данные позиции адекватно ситуации.

Упражнения создают условия для «раскачивания», «размягчения» привычно предпочитаемых позиций, занимаемых участниками в общении и поведении, предоставляется возможность для рефлексии, самоанализа и освоения личностного ролевого репертуара.

Упражнение 1. Футболка с надписью

Тренер предлагает в течение 5 минут придумать надпись для своей футболки и оформить ее на листе бумаги. Важно, чтобы она что-нибудь «говорила» о человеке, о его занятиях, об отношении к другим, о его желаниях. Тренер обращает внимание на размеры, место положение и содержание надписей. Обсуждение: о чем «говорят» надписи на футболках? Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

Упражнение 2. Послание самому себе

Тренер просит изготовить надпись «на футболке», которую можно прочесть только самому, записать ее в течение 5-6 минут. Во время обсуждения выясняется, какую футболку было труднее делать, интереснее – для себя или для других, из-за чего так происходит. Обозначается тема «Я и другие люди», при обсуждении которой группа должна подойти к вопросу о преднамеренных и непреднамеренных обидах, выяснить из-за чего возникают трения в общении.

Упражнение 3. Ассоциация

Один из участников, водящий, выходит из комнаты. Группа выбирает человека, которого водящий должен угадать, задавая в процессе игры вопросы всем членам группы на любые ассоциации, например: «На какой цветок похож? На какое блюдо? На какой вкус? и т. п. ». Задается заранее оговоренное число вопросов (5 - 10), после чего водящий должен указать на того, кого именно загадала группа. Обсуждение: когда легче было угадывать, когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано? Здесь важно тренеру указать на различие между тем, какими мы представляем себя, какими нас представляют другие люди.

Упражнение 4. Видящая рука

Один из участников стоит, закрыв глаза и слегка протянув вперед руку для рукопожатия. Все остальные члены группы по одному подходят к нему и молча здороваются за руку, стараясь не делать свое рукопожатие каким-то особенным. Участник, который принимает рукопожатие вслепую, должен, сообразуясь со своими внутренними ощущениями, впечатлениями эмоционального характера, провести распределение потока здоровающихся анонимов на три группы: Родитель-Взрослый-Ребенок. Открыв глаза, участник обнаружит, как он воспринимает себя в группе. Если многочисленной оказалась группа «Родитель», то участник ощущает себя Ребенком или наоборот. Взрослый – равенство позиций. По окончании обсуждаются сильные и уязвимые стороны каждой из трех позиций. Обсуждается, кто чаще всего попадал в ту или иную группу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...