Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2. Тренинг здорового образа жизни (ЗОЖ)




4. 2. Тренинг здорового образа жизни (ЗОЖ)

Предлагаемый тренинг расширяет знания участников по вопросу влияния психоактивных веществ на организм человека, в частности, алкоголя и наркотиков. Тренинг мотивирует подростков на укрепление собственного здоровья и негативное отношение к употреблению ПАВ, развивает следующие качества:

1. Позитивный взгляд на мир: принятие уникальности собственной личности и других; признание права любого человека на отличающуюся позицию и действия.

2. Ответственность за решения и поступки: принятие на себя ответственности за последствия выбора; признание отсутствия позиции долженствования в отношениях между людьми.

Занятие 1. Неповторимость индивидуальности

Цель: формирование социальных навыков взаимодействия с другими людьми (цель каждого занятия записывается на доске, она должна находиться в поле зрения участников на протяжении всей встречи).

Задачи: сформировать позитивный образ «Я», чувство эмпатии, представление об уникальности и неповторимости собственной личности и других людей.

Методическое оснащение: карточки «Я как все…», «Я не как все…» с перечислением социальных позиций «сын», «дочь», «учащийся», «юноша», «девушка»; листы бумаги формата А 4 с изображением неба (два облака, между облаками солнце); два мяча разного цвета; фломастеры, цветные карандаши; живой или искусственный цветок; музыкальные записи; на доске или на ватмане размещены определения: индивид, индивидуальность, Я-концепция.

Работа. Учащиеся рассаживаются полукругом на стульях. На доске или на ватмане написаны определения индивида, индивидуальности, Я-концепции. У каждого учащегося карточки «Я как все…» и «Я не как все…». Музыкальное оформление.

1. Упражнение на знакомство.

2. Упражнение «Представление». Передавая по кругу цветок, учащиеся произносят свое имя. Они называют присущие им качества, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Ольга – осторожная, ленивая, гордая, агрессивная). Перечисляемые качества записываются на доске (ватмане). Обсуждение: по окончании упражнения тренер, опираясь на сделанные записи, побуждает учащихся сделать выводы. Люди отличаются друг от друга по своим внешним и внутренним качествам, которые проявляются в своеобразии психики и личности индивида.

3. Упражнение «Я – уникальный». Тренер передает два мяча в разные стороны от себя. Учащийся, получивший первый мяч, продолжает высказывание «Я как все…», при этом он выбирает одну из социальных позиций, обозначенную на карточке («сын», «юноша» и др. ). Учащийся, получивший второй мяч, выполняет аналогичное действие, продолжая высказывание «Я не как все…». В какой-то момент мячи «встречаются» в руках одного человека. Ему предлагается выбрать, с какой фразы он начнет говорить. Обсуждение: у нас есть общие качества, есть и уникальные, присущие только отдельной личности.

4. Упражнение «Солнечные лучи». Каждому учащемуся предлагается на рисунке, где изображены облака и солнце, на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом – имя, прозвище, которым ему хотелось бы называться. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет, а на 2-3 лучах солнца написать качества, присущие учащемуся и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации. Заполнив свой лист, учащиеся передают рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, пишет на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка (лист передается, пока есть лучи). Лист, обойдя 10-12 участников, заполняется и возвращается к своему автору. Обсуждение: каждая личность неповторима и уникальна.

5. Упражнение «Дискуссионные качели». Часть учащихся должна подтвердить, а часть – опровергнуть высказывание И. Канта «Годы юности – самые трудные годы. Ибо это – годы выбора». Обсуждение: индивидуальность влияет на осознанный выбор и несет ответственность за свое решение.

Осмысление полученного опыта: по кругу учащиеся высказывают свои мысли и чувства.

Связь с семьей: родители (или близкие люди) на рисунке «Солнечные лучи» могут написать качества, подчеркивающие индивидуальность автора.

Занятие 2. Выбор жизненных ценностей

Цель: формирование умений постановки реальных целей и выбора адекватных способов их достижения.

Задачи: сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

Работа. 1. Упражнение на приветствие«Снежный ком». Участникам предлагается придумать несколько движений, которые характеризуют его (ее) как индивидуальность. Инструкция: «Сейчас я назову свое имя и покажу движение, которое отличает меня от других. После этого человек, стоящий справа от меня, должен повторить мое движение, и показать свое движение. Каждый следующий участник повторяет движения всех предыдущих участников, и показывает свое индивидуальное движение. Движения не должны повторяться! »

2. Упражнение «Продолжить фразы». Учащимся предлагается продолжить фразы «Жизненный выбор моих сверстников зависит от …», «Мое будущее представляется мне …, потому что …». Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Обсуждение: жизненный выбор имеет каждый человек, ответственность за свое будущее лежит на нем самом.

3. Упражнение «Моя жизнь». Графически на индивидуальном бланке изображаются две оси: горизонтальная «Годы моей жизни» и вертикальная «Значимость события» Последняя имеет градацию от 0 до 10 баллов. Ось «Годы моей жизни» задается учащимся. На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события (от 0 до 10). Синим цветом обозначаются события прошлого, красным – настоящего, зеленым – будущего. Предполагается наличие на графике приблизительно одинакового количества красного, зеленого и синего цвета. По завершении задания учащимся предлагается выбрать из событий своей жизни шесть наиболее значимых, три из которых – радостные, а три – грустные, и изобразить эти события в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор, размер которого тем больше, чем больше влияние самого учащегося на итог этого события. Обсуждение: многое в жизни зависит от самого человека. Трудные ситуации заставляют человека делать выбор.

4. Упражнение «Выбор». Учащимся предлагается продолжить фразу «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, потому что …». Наиболее частые ответы фиксируются на доске. Тренер предлагает вспомнить предыдущее занятие, учащиеся перечисляют свои положительные качества, помогающие в ситуации выбора. Ответы записываются на доске. Обсуждение: у каждого человека есть собственный ресурс, который он использует в сложных ситуациях, в том числе и при выборе.

Осмысление полученного опыта: на что я могу опираться, ставя перед собой реальные жизненные цели?

Связь с семьей: что помогало родителям в жизни делать тот или иной выбор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...