3. Особенности тренинговой формы проведения занятий
3. Особенности тренинговой формы проведения занятий Особенности, преимущества и эффективность групповой работы с учащимися была выделена известным американским психологом К. Рудестамом (1993). Он утверждал, что одним из главных преимуществ групповой работы является то, что, оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. Происходит моделирование системы взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях. Так в группе можно разыграть сцену привычного школьного конфликта и апробировать разные стратегии поведения. В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от учащихся со сходными проблемами. Бывает, что в обычной жизни человеку почти невозможно услышать мнение о себе, а в группе можно создать ситуацию, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, понимающих твое переживание, поскольку они сами переживали что-то подобное. При получении психологической помощи через группу человек (в т. ч. ребенок) может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа дает возможность тренироваться в тех или иных ситуациях, чтобы перенести это в реальную жизнь. Групповая форма работы открывает перед участниками недоступные возможности: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими участниками, человек свободно обращается со значениями и смыслами. Процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания в групповой работе помогают в большей степени, чем в индивидуальной.
Участники группы не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды. Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных взаимоотношений, поведения, принятия решений и т. д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная обстановка отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни. Конечная цель тренинговой группы – научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни. Тренинговая группа выполняет еще и функцию психологического выздоровления. Это означает, что занятия в тренинговой группе помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. Участники тренинговой группы обучаются правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый участник группы имеет возможность познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Работа в группе строится поэтапно: - Представление каждым участником самого себя - Получение реакции от других на собственные высказывания: «Какой ты», «Каким мы тебя видим»
- Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения - Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы. - Отработка каждым участником навыков межличностного общения Каждое занятие включает основные этапы: 1. Настрой на работу и создание единого пространства; 2. Проведение работы по основной теме занятия; 3. Овладение навыками 4. Снятие напряжения и подведение итогов Обычный цикл занятий рассчитан на 25-30 часов, а в условиях школьного обучения он может варьировать в зависимости от характера решаемых задач. Однако следует отметить, что непродолжительные занятия (менее 20 часов) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу тренингов и снижают ее эффективность. В процессе работы на занятиях применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т. д. Требования к ведущему Основными компонентами готовности быть ведущим тренинговой группы являются: теоретические знания, практические навыки и личностная готовность. К теоретическим знаниям, с которыми должен быть знаком ведущий можно отнести: · знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; · знание периодизации психического развития; · знание проблемы соотношения обучения и развития; · представление об основных теориях, моделях и типах личности Практические навыки: · компетентность в общении; · умение установить эмоциональный контакт; · умение организовать пространство общения; · умение идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения; · создавать благоприятный климат общения; · выслушивать и понимать ребенка; · контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию; · аргументировано высказывать свою точку зрения; · разрешать конфликтные проблемные ситуации; · сохранение безусловного позитивного отношения к участникам · стараться видеть мир глазами своих детей и переживать события так же, как
переживают они; · воздерживаться от интерпретаций и подсказок; · отказаться от методов прямого руководства Личностная готовность состоит в умении разрешать свои собственные проблемы, т. к. нерешенность этих проблем может стать тормозом работы с группой. Особое значение придается личностной готовности ведущего при работе с группами детей. Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада личности взрослого репродуцируются в возрастающем порядке в личности ребенка. Происходит навязывание ребенку стереотипов взрослого. Опыт показывает, что эффективность занятий выше, когда участники ощущают полную безопасность и доверие к ведущему. Он может служить одним из образцов правильного поведения. На занятиях ведущий не только дает знания, но и организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. В процессе проведения занятий ведущий следит за взаимоотношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов и формирует дружеские взаимоотношения и необходимые личностные качества. Ведущий, осуществляющий коррекционно-развивающюю работу, должен обладать знаниями в области психологии и пройти подготовку в области овладения методами психологического воздействия. В раздел необходимых теоретических требований следует включить: - знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе - знание периодизации психического развития - знание проблемы соотношения обучения и развития - представление об основных теориях, моделях и типах личности Наряду с теоретическими знаниями специалист должен владеть практическими навыками: · компетентностью в общении; · умением установить эмоциональный контакт; · умением организовать пространство общения; · умением идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения; · создавать благоприятный климат общения; · выслушивать и понимать ребенка; · контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию;
· аргументировано высказывать свою точку зрения; · разрешать конфликтные проблемные ситуации · сохранение безусловного позитивного отношения к участникам · стараться видеть мир глазами своих детей и переживать события так же, как переживают они · воздерживаться от интерпретаций и подсказок · отказаться от методов прямого руководства Занятия организуются с группами от 7-15 человек под руководством педагога, прошедшего специальную подготовку и владеющего, перечисленными выше навыками групповой работы. Обычный цикл занятий рассчитан на учебный год и может включать 15 - 30 занятий. Продолжительность можно варьировать от одного школьного урока до трех. В процессе занятий применяются различные методические приемы: - групповая дискуссия - беседа - чтение литературы - ролевая игра - импровизация - техники и приемы саморегуляции - методы направленного воображения - дыхательные и двигательные упражнения - методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и др. ) - и др. В работах, посвященных психическому здоровью учащихся, общение рассматривается, как самостоятельная и специфическая форма активности ребенка, как фактор психического развития человека, как основная потребность человека. Даже принимая во внимание, что в групповой работе отдельно взятому ребенку уделяется меньше внимания, чем при индивидуальной, условия группы имеют свои преимущества. Прежде всего это возможность получения обратной связи и поддержки от других детей, имеющих общие с другими проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. Ялом (1975) выделил десять лечебных факторов, характерных для групповой работы: 1. Сплоченность 2. Внушение надежды 3. Обобщение 4. Альтруизм 5. Предоставление информации 6. Перенос 7. Межличностное обучение 8. Развитие межличностных умений 9. Имитирующее поведение 10. Катарсис
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|