Заключение. Конкретной задачей такого взаимодействия должна быть коррекция поведения ребенка, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, развитие или восстановление возможности
Заключение При разных формах нарушений развития эмоционально-волевая незрелость проявляется в расторможенности, повышенной импульсивности, усиленных невротических реакциях, отражающих функциональную недостаточность регуляторных функций. Специальные занятия призваны сгладить недостатки развития эмоционально-волевой сферы. Такие занятия полезны всем детям, но наиболее значимы для тех, отличительные особенности которых обусловлены, главным образом, незрелой регуляторной сферой, эмоциональной недостаточностью. Необходимым условием разработки и применения адекватных методов индивидуальной коррекции отклонений в познавательной активности и поведении ребенка является оценка соответствия биологического и календарного возраста, определение уровня зрелости центральной нервной системы, характеристика функционального состояния головного мозга, в том числе отдельных корковых функций. Тесная взаимосвязь биологических и социально-педагогических факторов в возникновении трудностей в обучении и школьной адаптации требует того, чтобы педагогика, психология и медицина нашли общий язык в разработке коррекционной помощи «нестандартным» детям. Взаимосвязь этих областей знания о ребенке лежит в основе лечебной педагогики, которая призвана укреплять душевное здоровье ребенка, оберегать его от отчаяния, неверия в свои силы, научить жить в этом противоречивом мире, воспитать в ребенке мужество. Конкретной задачей такого взаимодействия должна быть коррекция поведения ребенка, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, развитие или восстановление возможности и желания учиться, в конечном итоге – охрана и укрепление физического, нервно-психического и личностного здоровья.
Возможности детского организма велики и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Это зависит от того как взрослые смогут понять особенности ребенка, создать для него условия, в которых воспитание и обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности, корректировать нежелательные тенденции в развитии. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка зависит станет ли его последующая деятельность творческой, а он сам превратится в человека, стремящегося к знаниям, способного добывать и использовать их. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т. е. счастливым человеком. Шаг навстречу Программа формирования у детей эмоционально-волевой регуляции, как основы сохранения здоровья
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года, и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они полезны не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех детей, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, и формирования психологического здоровья. Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Схема работы по каждой теме предполагает определенную последовательность: · Формирование понятия и потребности в овладении навыком · Расширение представления и отработка умений
· Отработка навыка, включающая задание для родителей В зависимости от особенностей и проблем конкретной группы детей, количество занятий по расширению и отработке навыков можно увеличивать или сокращать, но не желательно нарушать общую структуру отработки навыков. Формирование стрессоустойчивости подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому мы считаем целесообразным начинать работу с формирования навыков общения. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и доверие к ведущему. Ведущий занятий должен служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам. Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения, прямо по ходу ведения, или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей). Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем название - «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные желательно в целом для всей группы участников или представлять обработку результатов теста для каждого в письменном виде.
Основные задачи занятий направлены на: · обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; · развитие умения слушать других людей; · обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; · обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания; · негативных импульсов; · формирование позитивной моральной позиции. Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку – создает у ребят особый положительный эмоциональный фон и желание выполнять предлагаемые задания. На таких занятиях учащиеся не только имеют возможность сидеть свободно, но и достаточно много двигаться, играя в подвижные игры такие как: «Петухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак» и другие. Игры способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. Игры можно проводить как в начале занятия, для привлечения внимания ребят, так и в середине и в конце занятия, для закрепления, поднятия интереса к обсуждаемой теме, снятия напряжения. В играх ребята охотнее выполняют то, что кажется им трудным в жизненных ситуациях. Младший школьник еще находится на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и идет прежде всего через действие. Поэтому занятия по усвоению культуры поведения проводятся, как правило, в форме сюжетно-ролевых игр. Учащиеся с помощью ведущего воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения и упражняются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. Ведущий участвует в играх в качестве одного из действующих лиц, особенно это важно при проведении новой игры. Ученикам сообщается, как нужно поступать в том или ином случае. Чтобы игры носили творческий характер, руководство игрой младших подростков чаще всего осуществляется в форме советов, предложений и помощи в развитии замысла игры.
В процессе проведения занятий ведущий следит за взаимоотношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов и формирует дружеские взаимоотношения и необходимые личностные качества. На занятиях учащиеся выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер. Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса. Чтобы предотвратить снижение интереса ребят к выполнению одного и того же упражнения (игры), важно, возвращаясь к одному и тому же заданию, вводить усложнения в знакомые игры. В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Нам представляется существенным тот факт, что ребята, получая домашнее задание по соответствующей теме, имеют возможность обсудить это дома с родителями во время полезного общения с близкими, закрепить имеющиеся знания и навыки вне школы, подготовиться к восприятию и обсуждению новой темы. На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это очень нужно тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. Мы стараемся, чтобы на наших занятиях каждый ученик мог пережить состояние успешности, которое так необходимо для обретения детьми уверенности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, имеет смысл ставить перед ними цели, связанные с преодолением трудностей. Планируя занятия, важно учитывать не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей. Занятия предполагают определенную последовательность и взаимосвязь, как в подборе тем, так и в последовательности усвоения учащимися понятий и в приобретении ими навыков общения. Темы занятий могут дублироваться в следующем классе с целью закрепления, расширения и углубления понятий. Однако мы представляем в каждой параллели только новые темы занятий, предполагая, что педагоги сами определять какие темы дублировать или вводить новые в зависимости от особенностей учащихся конкретного класса. По отзывам учителей, после уроков психологического развития ученики более активны на других школьных уроках, внимательнее и успешнее справлялись с учебными заданиями. Косвенным показателем эффективности данных уроков служит повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности учащихся. Кроме того, представляется важным оценка воздействия коррекционно-развивающих занятий с психологом на эмоциональное состояние учеников. Для оценки эмоционального воздействия занятий можно использовать прием цветограммы, т. е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя их настроение на конкретный момент. Сравнение результатов в начале и в конце урока, а также изменение предполагаемой цветовой гаммы на протяжении некоторого времени, позволяло наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием психологических занятий. Так выбор красного цвета может свидетельствовать о приподнятом, активном настроении; зеленого - о спокойном, уравновешенном; фиолетового - о тревожности, напряженности; оранжевого - о радостном настроении, а черного - об унынии и упадке сил.
Проверка эффективности, принятых мер (внесение своевременной корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявление динамики развития) обсуждается на школьных психолого-педагогических консилиумах (ППК). Чтобы успешно решать вопросы социализации и обеспечения решения социально-эмоциональных проблем подростков, необходим комплексный подход к использованию различных психолого-педагогических средств, включение их в развивающую и воспитательную среду. В противном случае трудно рассчитывать на успех.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|