Развитие у детей и подростков способности к целеполаганию, к содержательному наполнению перспективы своего будущего – это и вопрос психического здоровья детей.
Развитие у детей и подростков способности к целеполаганию, к содержательному наполнению перспективы своего будущего – это и вопрос психического здоровья детей. На каждом возрастном этапе нужны свои способы развития личностных способностей и образований. Доказано (Л. А. Кожарина), что развитие волевых процессов у дошкольников оказывает огромное благотворное влияние на весь ход психического и личностного развития ребенка. Поэтому так важно вести работу по единой целостной программе развития способности к целеполаганию, воле, временной перспективе начиная с дошкольного, школьного и даже вузовского обучения. На развитие личности ребенка влияют три сферы жизненного пространства: родительское, пространство собственного активного воображения и пространство реальной деятельности. Смысл всех усилий педагогов и психологов, работающих в начальной школе, должен сводиться к тому, чтобы сохранить в ребенке его «внутреннего ребенка». В школе слишком поощряются «взрослые» качества детей, традиционно преобладает обучение по образцам, сугубо «детские» проявления нередко порицаются. Это может привести к потере контакта с «внутренним ребенком» — одной из базовых составляющих полноценной личности. Именно он — Ребенок с большой буквы — прокладывает путь к будущему преобразованию человека, помогает примирять и синтезировать противоположности характера, высвобождает новые возможности, укрепляющие жизнеспособность человека. Целью воспитания должно стать развитие межличностного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, помощь в осознании своего реального «Я» и повышение самооценки.
Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей до поступления их в школу требует создания программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей, которая может включать в себя специальные занятия. На занятиях должны решаться конкретные задачи: · Развитие лучшего понимания себя и других · Формирование практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) · Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния · Снятие тревожности и предупреждение возможных страхов, внутренних конфликтов и др. · Повышение самооценки и развитие потенциальных возможностей · Обучение правилам поведения · Совершенствование памяти, внимания, мышления Начало школьного обучения – несет свой особый вклад в развитие личности. Известно, что переход от дошкольного, «игрового», детства к школьному, «учебному», характеризуется сменой ведущего типа деятельности: теперь не игра, а учебная деятельность ведет за собой развитие. Однако эта деятельность не возникает у ребенка в готовом виде при достижении им определенного возраста, она формируется на протяжении всего периода начального обучения под руководством взрослого. Особенность психики младшего школьника заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Многие дети в этот период нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя внимательно вникали в проблемы ребенка, его переживания. Только с помощью поддержки со стороны взрослых может успешно решаться задача школьной адаптации первоклассников. В таком случае у ребенка формируется чувство «Я МОГУ! », проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих возможностях. В ином же случае дети придут в школу с грузом нерешенных жизненных проблем, а неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая новые субъективные трудности.
Все это служит основанием для решения задач психологического сопровождения и поддержки детей на пороге школьного обучения. Основной целью сопровождения первоклассников становится формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения и, в первую очередь, произвольности, а также выработка эмоциональной стабильности и положительной самооценки. Конкретными задачами занятий могут быть: · Помощь в адаптации к школьным условиям · Развитие эмоциональной регуляции поведения · Повышение уверенности в своих силах · Формирование коммуникативных навыков · Обучение приемам снятия напряжения · Активизация познавательных процессов · Раскрытие творческого потенциала детей Младшие подростки Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками, как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.
Как показывает наш опыт работы, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Целью программы с младшими подростками становится развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа занятий призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой. На занятиях решаются задачи: · обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; · развитие умения слушать других людей; · обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; · обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; · формирование позитивной моральной позиции. Таким образом мы обозначили основные направления работы с детьми на разных возрастных этапах с целью обеспечения правильного подхода в оказании помощи и поддержки детям при возникновении личностных проблем и освоении жизненных навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|