Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 8. Общение. Особенности взаимодействия с окружающими. Разрешение конфликтных ситуаций




Занятие 8. Общение. Особенности взаимодействия с окружающими. Разрешение конфликтных ситуаций

Цель: формирование навыков коммуникативной компетентности.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: Общение вербальное и невербальное. Виды: коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения.

Упражнение «Броуновское движение» направлено на сплочение группы, снятие напряжения, получение опыта ответственности и доверия партнеру, развитие внимания к телесным ощущениям.

Участники закрывают глаза и хаотично двигаются в пространстве, вступают в контакт друг с другом при помощи рук. При встрече с партнерами участники стараются прикасаться руками осторожно, чтобы не причинить вреда.

Упражнение «Джунгли» в форме ролевой игры направлено на выделение лидеров и ведомых, отрабатывает навыки отстаивания собственного мнения, противостояния давлению группы. Возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые группировки.

Группа делится на две части: археологов и жителей джунглей. Археологи отправились на поиски древнего города и заблудилась в джунглях. У них нет возможности связаться с «центром», неизвестно, когда их могут спасти. Через некоторое время они приходят в селение, но обнаруживают только пустые хижины. Местные жители ушли на охоту. Тренер дает задание группе археологов выбрать командира, он должен проводить обсуждение проблем, которые могут возникнуть в данной ситуации. Выбрать помощников командира, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство, парламентеров для общения с местными жителями. Вторая группа играет роль местных жителей. Местные жители живут в бамбуковых хижинах, промышляют охотой и рыболовством. Тренер формулирует задание группе местных жителей: выбрать вождя и его помощников, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а также парламентеров для общения с археологами, наладить быт, собраться и уйти на охоту. Местные, жители возвращаются с охоты и видят непрошеных гостей в своих хижинах. Возникает конфликтная ситуация. Местные жители не могут понять объяснений заблудившихся археологов, так как говорят на своем наречии. Задача археологов - вступить в контакт с помощью мимики и жестов, показать свои добрые намерения, извиниться за незаконное вторжение и попросить приютить их на время. Задача местных жителей - решить, что им предпринять в этой ситуации: выгнать непрошеных гостей или разрешить остаться. Обсудить условия присутствия гостей в их поселении, если будет принято решение дать заблудившимся приют.

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Занятие 9. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать поддержку

Цель: формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, развитие навыка активного слушания.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: Тренер говорит, что в ситуациях стресса или при возникновении жизненных проблем человек надевает ролевую маску, которая помогает ему обороняться от собственной слабости. Такое общение мешает человеку продуктивно строить свою жизнь, препятствует установлению и поддержанию гармоничных отношений с людьми. Тренер знакомит участников с целью занятия: моделями оборонительного и гармоничного общения, поддерживающего поведения.

Упражнение «Ворвись в круг» выявляет прежние и формирует новые гармоничные модели общения, тренирует тактику искренности выражения чувств, помогающую противостоять давлению окружающих.

Инструкция: Тренер просит одного из участников группы выступить в роли водящего. Остальные берут стулья и образуют круг. Задача участников приложить максимум усилий, чтобы водящий в круг не смог войти. Задача водящего - войти в круг. Можно применять любые методы, кроме насилия.

Для того чтобы проиллюстрировать связь технологий с жизненными ситуациями, тренер инициирует группу на разыгрывание сцены.

Сцена 1. Члены группы образуют круг «послушных девочек и мальчиков». Участница играет роль выздоравливающей наркоманки, пытающейся влиться в коллектив. Ребята сопротивляются.

Тренер предлагает героине изменить модель поведения, выразить искренне свое желание, чтобы попасть в круг. Например, она говорит: «Привет, ребята. Я так рада вас видеть. Мне, конечно, неприятно, что я кололась, была наркоманкой, но я сейчас выздоравливаю. Я пришла, чтобы вы мне помогли, чтобы у меня не было дальше зависимости. Я не хочу дружить со своими прежними друзьями-наркоманами. Ваше поведение, уверенность дают мне надежду, что я смогу справиться со своей проблемой. Я вас прошу, помогите мне, пожалуйста! ». Обсуждение: легко ли было говорить искренно о своих чувствах, желаниях? Почему группа «впустила в круг» после искренней просьбы?

Упражнение «Вырвись из круга» формирует навык отказа от предложения, противоречащего желаниям.

Процедура проведения та же, что и в упражнении «Ворвись в круг». Группа ставит стулья в круг и старается любыми средствами удержать одного из участников - водящего, который старается выйти из круга. Затем разыгрывается ситуация.

Сцена 2. Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринку. В компании употребляют алкоголь. Участница изображает девочку-подростка, которая пытается отказаться от алкоголя. Обсуждение: обращается внимание группы, что разыгранная ситуация выявляет типичную дилемму, с которой подросток сталкивается в жизни: отказаться и потерять доверие группы.

Тренер предлагает героине воспользоваться написанными на доске схемами ОТКАЗА от употребления ПАВ (гл. 5. 4). Обсуждение: что изменило поведение группы (уверенность и настойчивость героини).

Упражнение «Ориентация в проблеме при помощи активного слушания» направлено на осознание и анализ привычных форм общения.

Участники делятся на пары. Первые номера в паре заявляют о своей проблеме («узелок проблемы-3»). Задача вторых номеров - разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Затем участники меняются ролями. Тренер называет номера приемов, которыми следует воспользоваться, они записаны на ватмане (доске).

Активное слушание предполагает, что человек принимает ответственность за услышанное путем подтверждения, уточнения сообщения получаемого от партнера.

1. Безоценочное выслушивание с добавлением междометий «дa», «угу». Цель: подтвердить, что собеседника слушают.

2. Отражение чувств говорящего. Внимательное безоценочное выслушивание с добавлением фраз, отражающих его чувства: «Мне кажется, что вы чувствуете... », «Вероятно, Вы чувствуете... », «Вы очень (немного) расстроены».

3. Перефразирование или формулировка мысли собеседника своими словами дает возможность собеседнику понять, что его слушают. Можно начинать со слов: «По вашему мнению... », «Другими словами, вы считаете... ».

4. Резюмирование основных мыслей и чувств собеседника. Вывод из сказанного: «Если исходить из того, что вы сказали... ». Обсуждение-анализ проявленных форм общения.

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...