Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3анятие 1. Мотивация подростков на образ жизни без употребления психоактивных веществ




3анятие 1. Мотивация подростков на образ жизни без употребления психоактивных веществ

Цель: осознание участниками собственных жизненных трудностей; анализ атмосферы в группе, выявление лидеров; освоение навыков открытого общения.

1. Начало работы. Представление тренера. Он информирует группу о себе и целях программы: «В процессе нашей работы вы сможете получить новые знания, представление о своих возможностях, ответы на разные важные вопросы, научитесь справляться с трудностями и стрессами, узнаете эффективные методы взаимодействия с окружающими и способы избегать употребления наркотиков. Многие проблемы вы сможете разрешить, если примете решение участвовать в этой программе».

Упражнение «Мое имя». Каждый из участников называет свое имя. Его задача изложить группе историю своего имени так, чтобы его было легко запомнить. Это может быть сделано в любой доступной форме: в виде истории, небылицы, пантомимы, рисунка.

Тренер вводит правила работы группы, которые дополняются участниками и записываются на доске.

2. Работа по теме занятия. Упражнение «Узел проблем» помогает выявить проблемы, дает возможность почувствовать поддержку со стороны группы, возможны глубокие переживания.

Каждому из участников дается кусок веревочки. Предлагается внимательно посмотреть на веревочку, подумать над тем, с какими проблемами и трудностями он хотел бы справиться в ближайшее время. Предлагается завязать на веревке такое же количество узелков. Далее участников просят поставить себе задачу разрешить или начать решать эти проблемы во время проведения программы, на последующих занятиях развязывать узелки-проблемы, с которыми удалось справиться. Обсуждение: завязывают узелки и рассказывают о трудностях, которые они символизируют.

Упражнение «Групповое сочинение историй» направлено на сплочение группы, преодоление барьеров в общении, позволяет выявить проблемы межгруппового взаимодействия.

Тренер пишет на ватмане начало какой-то истории. Он объясняет участникам, что они должны продолжить историю. История не должна описывать то, что произошло в реальной жизни, или быть пересказом сюжета фильма. Обсуждение: полученная история зачитывается группе, которая может создать более благоприятную развязку.

3. Завершение работы: обмен участников впечатлениями от занятия.

Занятие 2. Знакомство с личностными особенностями. Сходства и различия людей

Цель: осознание целостности и многогранности собственной личности, сходства и различия людей; формирование навыка глубокого и позитивного отношения к себе.

1. Начало работы. Разминка – игровое упражнение.

2. Работа по теме занятия. Информация: Познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения (10 мин. ).

Упражнение «Волшебные ладошки» дает возможность осознать уникальность своей личности и сходство с другими людьми.

Каждому участнику раздается по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом левую ладошку, на другом - правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества, на правой - все отрицательные. Затем рисунки пускают по кругу, И каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка. Обсуждение: обмен ощущениями, что неприятно, что приятно в рисунке.

Упражнение «Круг субличностей» направлено на формирование «Я-концепции» подростков.

Инструкция: Обращается внимание, что в разных жизненных ситуациях: в школе, дома, на улице люди ведут себя по-разному. Дело в том, что наша личность многогранна, в ней одновременно могут уживаться разные, иногда прямо противоположные частички. Чтобы узнать, из каких частичек состоит характер участников, им предлагается нарисовать круг, разделить его на шесть секторов. Отдельно, на другом листе бумаги, надо перечислить все сокровенные желания, приходящие в голову. Следует выбрать из списка шесть самых важных желаний, они будут отражать шесть основных частей личности (субличностей). Необходимо назвать свои субличности и перенести названия в сектора круга. Обсуждение: какие субличности удалось выделить в собственном характере? Что было сложно?

Упражнение «Налаживание отношений» выявляет отношения между членами группы, сплачивает группу.

Две команды формулируют и записывают на 2 ватманах характерные особенности (позитивные и негативные) своей и другой группы. Обсуждение: команды обмениваются информацией, выделяются общие позитивные и негативные черты характера.

3. Завершение работы: обмен участников впечатлениями от занятия.

Занятие 3. Эмоции и чувства, способы выражения эмоций. Навыки контроля над собственными эмоциями

Цель: формирование навыков контроля эмоционального состояния.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: Эмоции – это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между происходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону эмоций, возникают в результате их обобщения (10 минут).

Упражнение «Передай маску! » помогает раскрепощать эмоции, анализировать чувства.

Тренер фиксирует на лице определенное выражение (маску), поворачивается к соседу слева и «передает ему выражение своего лица», которое тот должен в точности повторить. Как только сосед слева справился с заданием, он меняет выражение лица на «новую маску» и передает ее следующему участнику. И так все по очереди «копируют» и «передают» маску. Обсуждение.

Упражнение «Какое чувство возникает» может провоцировать глубокие личностные процессы.

Тренер просит участников принять удобную позу и закрыть глаза. Задача участников - осознать, какие чувства вызывают звуки, которые называет тренер. Перечисляемые звуки: резко тормозит машина; звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта; шум морских волн, набегающих на берег; смех за окном; упала и разбилась чашка; орудийные залпы во время праздничного салюта; громкий крик, плач ребенка. Обсуждение: тренер просит участников перечислить все известные чувства и записывает их на ватмане. Предлагает сделать рисунок «Плохие и хорошие чувства».

Упражнение «Плохие и хорошие чувства» развивает эмоциональную сферу, обогащает эмоциональный словарь, вырабатывает умение дифференцировать эмоции.

Участники группы выполняют рисунки на данную тему, показывают их группе. Обсуждение: зачем нужны всякие чувства? Если подросток стесняется комментировать рисунок, тренер и группа оказывают поддержку, но не настаивают.

Упражнение «На что похоже мое настроение» вырабатывает навык внимательного отношения к внутреннему состоянию.

Тренер просит участников прислушаться к себе и ответить, на какой цвет сейчас похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участникам раздаются листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, используя только линии, формы, различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу справа. Его задача - отгадать, какое настроение изображено на рисунке. Обсуждение: сложности определения чужого настроения.

Упражнение «Выражение настроения» позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение.

Участникам дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Тренер предлагает изобразить походкой состояния и настроения: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; человека с нечистой совестью; гения, получившего Нобелевскую премию; предельно собранного человека; канатоходца и др.

3. Завершение работы. Обмен чувствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...