Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 6. Стресс и жизненные трудности. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом




Занятие 6. Стресс и жизненные трудности. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом

Цель: знакомство с понятием «стресс», обучение способам эффективного разрешения проблем.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: Предлагается познакомиться с понятием «стресс» и способами его преодоления. Обычно люди стараются преодолеть стресс тремя способами: пытаясь изменить восприятие проблемы; пытаясь изменить ситуацию, породившую проблему; пытаясь справиться со стрессом, который эта проблема порождает. Выделяется три основные стадии развития стресса: 1. Стадия тревоги или напряжения, на которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма. 2. Стадия сопротивления, на которой осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. 3. Стадия истощения, на которой энергия исчерпана; физиологическая и психологическая защиты сломлены.

Упражнение «Пять моих главных стрессоров» формирует навыки самоконтроля, способствует анализу эмоций и поведения.

Необходимо написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время. Подумать и записать ответы на следующие вопросы: Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет? Обсуждение.

Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс» направлено на формирование навыка преодоления стресса.

Участникам дается задание подробно описать значимые стрессовые ситуации и свое поведение по плану: 1) ситуация; 2) мысли; 3) действия; 4) чувства; 5) поведение. Обсуждение.

Упражнение «Узел проблем-2» развивает ответственность в решении жизненных задач.

Тренер предлагает поделиться своими успехами и неудачами в развязывании «узелков проблем». Обсуждение: разбираются ситуации успешного разрешения проблем, записываются эффективные способы решения проблем на ватмане.

Упражнение «Таможенники и контрабандисты» выявляет основные стратегии поведения человека в проблемных ситуациях.

Группа делится на две команды: одна - таможенники, другая - контрабандисты. Все контрабандисты по очереди проходят через таможню. В какой-то из переходов один из них должен пронести конверт. Таможенники не имеют права обыскивать контрабандистов, но могут задавать вопросы. Задача таможенников - догадаться, у кого из контрабандистов был конверт. Задача контрабандистов - найти такую стратегию поведения, чтобы спокойно пройти с конвертом таможню. Игра повторяется несколько раз, пока все контрабандисты не совершат попытку пройти таможню. Обсуждение: выделяются стратегии разрешения проблем (разрешение, избегание, поиск социальной поддержки).

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Занятие 7. Способы преодоления стрессовых ситуаций и решения проблем

Цель: формирование навыков преодоления стрессов и решения проблем, осознание ответственности за свой выбор.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: Предлагается поговорить о проблемах и о том, как сделать их своими друзьями. Когда люди страдают от проблемы, они обычно смотрят на нее как на врага, который приносит только горе. Однако проблемы одновременно оказывают помощь. Они облегчают решение других проблем, предоставляют новую полезную информацию. Занятие познакомит участников со способами самопомощи в разрешении проблем.

Упражнение «У моего друга проблема» в форме ролевой игры способствует выявлению прежних и формированию новых способов решения проблем.

Тренер приглашает к участию в сценке добровольцев. Необходимо выбрать участников на роли подростка с проблемой, и его друга, который хочет ему помочь преодолеть ее. Все остальные члены группы изображают окружение подростков: сверстников, учителей, родителей. Тренер объясняет, что ребята могут искать пути выхода из кризисных ситуаций, используя следующую схему (на доске):

1. Сформулируйте, в чем состоит проблема.

2. Чем мне угрожает эта ситуация, если я в нее ввяжусь? Чем моему другу угрожает эта ситуация, если я не помогу?

3. Вспомните, были ли похожие проблемы в жизни раньше.

4. Перечислите возможные варианты разрешения этой ситуации.

5. Какие выгоды можно получить, если предпринять определенные варианты разрешения ситуации?

6. Какие сложности могут возникнуть в случае выбора того или иного варианта разрешения ситуации?

7. Есть ли в моем распоряжении необходимые условия или средства для успешного разрешения этой ситуации?

Возможные ситуации:

Катя узнает, что ее подруга Вера попала в компанию ребят, употребляющих наркотики. Вере дали покурить марихуану, она не смогла отказаться. Вера испугалась и не хочет больше идти в эту компанию, но «друзья» преследуют ее и угрожают все рассказать ее родителям. Вера не знала, что делать, и обратилась за помощью к своей подруге Кате.

У Пети и Гриши очень много приятелей. Среди них есть настоящие друзья, с которыми мальчики хотят общаться, а есть ребята, с которыми они не хотят дружить. Петя и Гриша пытались не общаться с этими ребятами, но слова не действуют. Им угрожают физической расправой.

Миша две недели переписывался с девушкой Светой по Интернету. Они договорились встретиться на лавочке перед кинотеатром. Миша приходит на место встречи и видит, что там сидит парень. Он объясняет ему ситуацию и просит уйти. Парень отказывается. Сначала парень просто ведет себя нагло, затем лезет драться. Света приходит в тот момент, когда ребята дерутся. Она говорит Мише, что с драчуном встречаться не хочет, и убегает. Расстроенный Миша приходит за советом (как помириться со Светой) к своему другу Васе.

Упражнение «Чему меня научила проблема» является обсуждением предыдущего, формирует новые способы решения проблем.

Тренер просит ответить на вопросы: как разрешались ситуации? Если разрешение проблемы научило чему-то важному, что это было?

Тренер предлагает представить, что через много лет, когда участники решат передать собственным детям опыт, полученный в результате решения проблем на тренинге, о чем они расскажут?

Упражнение «Личный план решения проблем» направлено на отработку навыков оценки ситуации, выбора ответственности за решение проблемы.

Участникам дается инструкция написать на листе бумаги список проблем, подумать ответ на вопрос: Чего вы хотите добиться в результате? Затем тренер просит каждого участника написать «Личный план решения проблемы». Ватман со схемой «Шаги составления личного плана» подготовлен заранее:

1. Определите, действительно ли данная ситуация является проблемой.

2. Подумайте, какая вам нужна информация или средства для решения проблемы. Соберите дополнительные сведения. Выберите самое главное.

3. Определите обстоятельства и факторы, мешающие разрешению ситуации.

4. Поставьте желаемую цель.

5. Запишите на листе бумаги все возможные варианты решения проблемы. Пишите любые варианты, приходящие вам в голову, не стараясь оценить, правильные ли они, не принимая окончательного решения.

6. Примите решение, запишите это на бумаге: я принимаю решение….

7. Изучите последствия принятия решения: что мне это даст? Какие возникнут отрицательные и положительные последствия моего решения? Запишите это на бумаге: я беру на себя ответственность за …. Из всех вариантов решения проблемы выбирается тот, который полностью способен разрешить ситуацию и увеличить положительные последствия.

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...