Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Вторичная профилактика или психологическая коррекция употребления психоактивных веществ




Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Предлагается участникам нарисовать понятие «креативность». После каждый рассказывает о том, как понимает, что такое креативность.

Обсуждение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности, как свойства личности, творческого процесса. Тренер подводит итог, перечисляя основные проявления креативности, условия ее формирования.

Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу.

У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия и т. п.

Инструкция: Одному из участников прикалывается карточка с написанным на ней словом на спину, чтобы он не видел надпись. Его задача - узнать, что написано на карточке. Водящий может вызывать любого, тот постарается невербальными средствами «сообщить», что написано на карточке. Следует обращать внимание на процесс возникновения ответа, на эмоциональное состояние в ходе выполнения задания.

Обсуждение: анализ затруднений позволяет обнаружить некоторые барьеры креативности: ориентацию на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неадекватную самооценку, страх не найти ответ. Появляется возможность поговорить о механизме возникновения решения, потому что для достижения цели отгадывающий должен установить связи между получаемой информацией и, объединить всю информацию.

Упражнение 6

Участники сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: Тренер бросает мяч любому участнику и называет какой-либо предмет. Получивший мяч, должен назвать три нестандартных способа использования данного предмета. Нельзя прибегать к универсальным способам использования большинства предметов. Необходимо, чтобы мяч побывал у каждого.

Обсуждение: В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания? Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы? Что вам помогало справляться с поставленной задачей? Тренер обращает внимание на сформированные стереотипы: «Нельзя заставлять себя ждать», «все на меня смотрят», «другие отвечали быстрее и лучше» и т. п. Упражнение дает возможность понять условия, способствующие проявлению креативности.

Упражнение 7

Участникам дается домашнее задание: составить перечень привычек, неисполнимость которых вызывает напряжение.

Инструкция: Участники разбиваются на группы по 4-5 человек в каждой. В ходе обсуждения составляется общий для группы перечень тех идей, принципов, привычек, невозможность реализации которых вызывает напряжение, внутренний конфликт. На выполнение этого задания уходит 30-40 минут. На втором этапе участники сидят полукругом. Тренер на доске записывает то, что подготовила каждая группа. В ходе работы постоянно возникает обсуждение, члены группы говорят о том, какое влияние на самочувствие, поведение, жизнь оказывает их приверженность тем или иным привычкам.

Тренер предлагает прочитать внимательно составленный перечень, отметить в нем две привычки, которым участники на самом деле привержены, но до сих пор это не осознавали, и две привычки, которые у них были, но они уже не действуют так сильно, как раньше.

Обсуждение: дилемма обновления состоит в том, что привычки полезны. Они помогают людям проложить маршрут в повседневных сложностях жизни, позволяя быстро реагировать на повторяющиеся события. Однако привычки являются также препятствием в адаптации человека к постоянно меняющемуся миру.

2 этап. Развитие креативности

Задачей данного этапа является развитие отдельных сторон креативности, как свойств личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения.

Упражнение 8

Участники сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: Предлагается бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, произносит одно из трех слов: «воздух», «земля» или «вода». Тот, кто ловит мяч, называет соответствующие данной стихии понятия, например: «вода» - название рыбы. Реагировать надо быстро.

Обсуждение трудностей проявления беглого мышления и самообладания в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих.

Упражнение 9

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Предлагается каждому, взяв свой стул, выйти в круг, сесть в центре, и по очереди отвечать на задаваемые ему неожиданные вопросы. Условием является краткость, точность и оригинальность ответов».

Обсуждение проявленных участниками технологий креативного мышления.

Упражнение 10

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

Инструкция: Упражнение состоит из ряда шагов. Сначала участники самостоятельно стараются написать как можно больше аргументов, оправдывающих курение. Через три минуты тренер предлагает каждому назвать, сколько аргументов у него написано. Информация не обсуждается. Тренер предлагает поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомнить 2 аргумента, которые есть только у партнера и кажутся неожиданными, оригинальными.

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, предлагается в течение 5 минут каждому участнику самостоятельно написать как можно больше аргументов, осуждающих курение. Затем участники обменяются результатами своей работы так же, как они делали это на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге. Каждый участник называет оригинальные, неожиданные аргументы «за» и «против» курения из предложенных партнерами. Осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера и других пар помогает прочувствовать проблему, мотивирует участников на вырабатывание многовариантного решения любого вопроса.

Упражнение 11

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Обращение к работе с версионным мышлением. Предлагается представить ситуацию, что участник возвращается домой, встречает во дворе группу подростков, которые собираются «нюхать клей». Следует придумать максимальное количество вариантов поведения, которые могут побудить подростков отказаться от употребления наркотиков и найти себе другое занятие. Возникшие варианты необходимо записать. Обсуждение представленных версий решения ситуации.

Упражнение 12

Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек.

Инструкция: Каждый участник, по очереди, предлагает любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: представим себе, что все люди на Земле спят днем, а ночью работают. После того как ситуация предложена, все обсуждают, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в данной ситуации. Упражнение развивает способности воображения и видения разных граней одной и той же проблемы.

Упражнение 13

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Участникам предлагается выбрать какую-нибудь свою проблему, решения которой они не имеют. Ставится условие, что содержание проблемы не будет обсуждаться. Когда все выберут проблему, тренер предупреждает, что будет им показывать или называть различные образы. Необходимо, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить больше связей между ними. Дается пять минут для работы с одним образом, рекомендуется делать записи, фиксируя возникающие идеи и впечатления. Тренер может использовать картинки, на которых изображены животные, предметы; предлагать слуховые образы (например, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные образы (желтый цвет), короткие фразы и т. д. Обычно предлагается 6-7 образов.

Обсуждение: Какие образы позволили приблизиться или решить проблему? Отмечается, что выявленные связи между проблемой и образами позволяют человеку вовлечь в поиск решения периферийные пласты опыта и творческие ресурсы. В ходе упражнения изменяется отношение к проблеме, появляются новые, не принимавшиеся ранее во внимание аспекты. В складывающейся обстановке эмоциональных потрясений тренер невербально сопереживает и сочувствует каждому участнику.

3 этап. Осознанный отказ от привычных способов решения проблемы; закрепление новых ресурсных состояний (эмоций, чувств, моделей поведения, навыков совладания со стрессом и жизненными кризисами и т. д. ).

Результатом проведения упражнений этого этапа является более полное представление участников о собственной уникальности и осознанное решение двигаться дальше в формировании и закрепление ресурсных состояний.

Упражнение 14

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: Предлагается называть безусловное достоинство человека, которому бросается мяч. Все участвуют в работе.

Упражнение 15

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Тренер предлагает сосредоточиться на своем соседе справа (слева), вспомнить все, что тот говорил, делал во время тренинга, вспомнить все чувства, которые возникли по отношению к этому человеку и выбрать наиболее яркое впечатление о нем. Через три минуты сложившееся мнение о человеке необходимо высказать в кругу по очереди.

Модификация: Предлагается вспомнить чувства и отношения, которые возникали к соседу, найти такой образ движения, который бы отражал впечатление о нем. Характер движения может быть очень разным, например: колышутся листья на деревьях, летят птицы, падает снег, бегают дети. Когда все готовы, каждый, по очереди, сообщает своему соседу возникший у него образ.

Модификация: Необходимо подумать и решить с образом какого архитектурного сооружения (животного, литературного героя) ассоциируется сосед (5 -7 минут). Следует передать возникшую ассоциацию своему соседу. Если партнеру неизвестно о чем говориться, нужно постараться описать так, чтобы стало понятно, как выглядит возникшее по ассоциации архитектурное сооружение (животное, литературный герой). Обсуждение: тренер предлагает по очереди авторам ассоциаций пояснить, что в партнере стало причиной их появления (облик, поведение, мировоззрение). Упражнение имеет сложную функциональную нагрузку, в нем реализуется развивающий личность механизм программы. Задание вызывает значимую мотивацию участников, получающих метафорические образы собственной личности, которые становятся средством межличностной поддержки. Человек сохраняет в памяти информацию о собственной уникальности, отмеченной другими, использует это в критических ситуациях, ощущает свою значимость и необходимость для других людей.

Заключительный этап:

§ Информирование тренера о результатах работы группы;

§ Обратная связь об индивидуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменениях.

Предполагаемые результаты проведения тренингов со старшеклассниками:

Изменились нормы и ценности, социально-экономические и психологические, поменялись модели поведения в обществе. Однако для благополучного развития личности необходима удовлетворенность настоящим и в то же время осознание своего места в будущем. Реализация задач предлагаемых тренингов способствует жизненному и профессиональному самоопределению старшеклассников как основного новообразования юношеского возраста. Итогом профилактической деятельности выступает формирование жизнеспособной и креативной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу.

Глава 6. Вторичная профилактика или психологическая коррекция употребления психоактивных веществ

Феномен быстрого увеличения в обществе количества наркозависимых подростков и молодых людей специалисты определяют понятием «латентная наркомания», что интерпретируется как иерархическая система существующих наркотических групп. Данную систему как социальное наркотическое пространство можно представить в виде условной лестницы, на ступеньках которой располагаются группы лиц, имеющие отношение к употреблению наркотиков. Верхнюю ступеньку занимают наркоманы, которые состоят на учете в наркодиспансерах, на второй находятся наркоманы, не состоящие на учете; на третьей – подростки и молодежь, экспериментирующие с наркотиками; на нижней ступени находится самая массовая статистическая общность – «группа риска», куда входят подростки, юноши и девушки, склонные к употреблению наркотиков. «Группа риска» включает подростков и молодых людей, которые наркотики пока не употребляют, однако положительно к ним относятся, имеют в своей микросреде знакомых наркоманов, проявляют интерес к нарковеществам, при этом их представления об ощущении от воздействия наркотика ассоциируются с приятным удовольствием.

Как и «социальное наркотическое пространство», подобным образом выстраивается «лестница» из лиц, употребляющих алкоголь, где «группа риска» включает как склонных, так и эпизодически употребляющих спиртные напитки подростков и молодых людей.

Вследствие этого в школах учащиеся «группы риска» нуждаются в особом психологическом воздействии – вторичной профилактике или коррекции употребления психоактивных веществ, что предполагает изменение сложившихся личностных черт, установок. Коррекционное воздействие в отличие от первичной профилактики, во-первых, проводится только специалистом – психологом, во-вторых, основывается на результатах предварительного диагностирования, которое определяет личностные особенности учащегося «группы риска», подлежащие коррекции. Способы выявления «группы риска» и психологическая коррекция базируются на официальных данных комиссии по делам несовершеннолетних, школьном учете подростков, юношей и девушек с девиантным или отклоняющимся от нормы поведением. Вторичная профилактика может также проводиться с учащимися школы, вуза, которые, употребляя наркотики и алкоголь, состоят на учете в наркологическом диспансере.

Особо следует отметить, что любая утечка дискредитирующей информации о личности учащегося «группы риска» употребления психоактивных веществ, связана с нанесением ему психологической травмы и далеко идущими последствиями. Рекомендуется полная конфиденциальность взаимоотношений психолога с самим учащимся «группы риска», которого необходимо не заставить, а заинтересовать в изменении своего поведения и личностных черт. Естественно, психолог не сообщает информацию о работе с учащимся классному руководителю и педагогам-предметникам.

Возможность проведения в школе вторичной профилактики или коррекции аддиктивного поведения среди учащихся «группы риска» связана с возрастными изменениями психологических черт характера личности и физиологии организма. Познавательная активность учащихся, склонных к употреблению наркотиков и алкоголя, распространяется на сферу психоактивных веществ, которые представляются запретными, а значит интересными, что предполагает возможность «исследования» или экспериментирования. Вместе с тем, именно в школе начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым может стать опорой профилактики аддиктивного поведения. Это такие качества, как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями подросткового, а затем и юношеского периода, являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Старшеклассники начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции.

Таким образом, амбивалентность возрастных стремлений и желаний учащихся «группы риска» позволяет проводить с ними, именно в школе, психологическую коррекцию склонности к употреблению ПАВ на основе формирования позитивных личностных качеств с целью полноценного развития личности.

Этапы вторичной профилактики или психологической коррекции учащихся «группы риска»:

Диагностический этап включает в себя диагностику личностных особенностей учащихся, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения. К ним относятся: повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая «Я-концепция», низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др. Также необходимо получение информации о положении в семье, характере семейных взаимоотношений, об увлечениях и способностях, друзьях и других возможных референтных группах.

Информационно-просветительский этап представляет собой расширение компетенции учащихся в таких важных областях, как культура межличностных отношений, технология общения, психосексуальное развитие, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения должна включать все сферы жизни учащихся: семью, образовательную среду, общественную жизнь.

В семье для учащихся значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Учащиеся, склонные к употреблению наркотиков, нуждаются в умеренном контроле действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. В школе таким учащимся необходима адекватная учебная нагрузка. Целесообразно включение в образовательный цикл спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реалиях жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью. Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств в рамках спецкурса религиоведения, если он ориентирован на развитие высшей духовной и нравственной силы человека для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Значимым для формирования уважительного отношения к своей личности и окружающим может стать спецкурс по конфликтологии как фундамент построения межличностных отношений.

Коррекционный этап - это проведение среди учащихся «группы риска» тренингов личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения. Этап направлен на формирование навыков отказа от употребления психоактивных средств и развитие полноценно функционирующей личности.

Следует заметить, что учащимся тренинговой группы не должна быть известна причина ее создания – коррекция аддиктивного поведения. Тренинг предполагает обязательную заинтересованность подростков и молодых людей в личностном росте. Проведение тренинга требует профессионализма психолога, его особых знаний в области зависимости от психоактивных веществ, обязательного опыта тренинговой работы.

6. 1. Методы выявления личностных особенностей учащихся «группы риска» [5]

Личностные особенности психического развития учащегося «группы риска»: акцентуация, социальная ситуация развития, генетическая предрасположенность, базирующаяся на алкогольной наследственности – все эти факторы оказывают влияние на формирование у школьника положительного отношения к психоактивным веществам. Способы обнаружения данных факторов различные. Так, наличие алкогольного окружения и наследственности устанавливают путем анализа документов, методом беседы со школьником, обязательно включая и данные, полученные в ответ на запрос в медицинские учреждения соответствующего профиля. Относительно личностных особенностей учащегося можно судить по результатам диагностического исследования, сопоставляя их с данными беседы и наблюдения. Время, затрачиваемое на проведение беседы, наблюдения, диагностики, включает от одного до полутора часов.

Очень важно, чтобы учащийся не знал об истинной цели обследования, определении личностных особенностей психического развития для последующей коррекции его аддиктивного поведения или склонности к аддикции в тренинговой работе. Иногда используется следующий прием: психолог приглашает на индивидуальное обследование группу учащихся класса, куда включается учащийся «группы риска». Учащийся должен быть уверен, что основная цель его пребывания в кабинете психолога – выполнение заданий, а беседа ведется просто так, из естественной потребности людей в общении. Именно поэтому нельзя сказать о количестве времени, затрачиваемом на беседу: вначале можно уделить 3-5 минут для знакомства с учащимся и установления контакта с ним, далее ее нужно строить в зависимости от конкретной ситуации и в соответствии с требованиями, оговоренными ниже.

Метод беседы. Первой задачей психолога в ходе беседы является установление хорошего контакта с учащимся. Для этого необходимо соблюдать ряд обязательных условий: воздерживаться от оценочных суждений, то есть не критиковать высказывания учащегося, не давать оценок его поведению, одежде, манере держаться; воздерживаться от пожеланий, советов и других способов влияния на поведение обследуемого (за исключением предъявления инструкции к методикам). Практически все вопросы, интересующие психолога, должны быть заданы в косвенной форме, а не прямо. Вести беседу необходимо в спокойном, доброжелательном тоне, называть учащегося по имени. Психологу надо иметь в запасе информацию на темы, интересующие учащихся, которые следует включать в разговор в тех случаях, когда испытуемый держится очень скованно, не хочет вступать в контакт либо никак не может освоиться в ситуации обследования, проявляет признаки тревоги и беспокойства. В ходе выполнения заданий по методикам ни в коем случае нельзя сообщать о его истинных результатах. Допускается только одобрение, а в случае затруднений в выполнении заданий – подбадривание. Вторая задача – выяснение (по возможности) характера и роли социального окружения. Осуществляется путем анализа речи обследуемого, особенно наличия жаргонных слов, речевых оборотов, специального сленга, распространенного среди алкоголиков или наркоманов. При установлении хорошего контакта путем косвенных наводящих вопросов обычно удается узнать его субъективную оценку своего ближайшего социального окружения, интересы и ценностные ориентации, планы на будущее и отношение к своему прошлому, оценку собственных поступков, некоторых личностных качеств и себя в целом. Однако следует подчеркнуть, что все эти сведения имеет смысл выяснять только в том случае, если с учащимся установлен хороший контакт и обо всем он рассказывает сам, по своему желанию. Не стоит «вытягивать» из него информацию. Необходимо учесть, что сведения, полученные в ходе беседы, могут служить лишь материалом для сопоставления с результатами, полученными другими методами, а не как достоверный источник информации.

Метод наблюдения. Результаты применения метода наблюдения также следует использовать для сопоставления с другими данными. Анализ внешнего вида учащегося позволяет сделать предположения о наличии алкогольной интоксикации в пренатальном периоде (специфические черты лица, отражающие алкогольный синдром плода); о возможном злоупотреблении алкоголем или другими психотропными веществами в настоящее время (особенности цвета лица, кожных покровов, слизистых оболочек и т. д. ); о связи с асоциальными группировками, что проявляется в татуировках (в преступном мире и наркоманических группах они имеют свои значения), специфических деталях и внешности (например, определенная прическа означает принадлежность к определенной группировке); о благополучии семейной атмосферы (грязный, неряшливый вид или ухоженный); о материальной обеспеченности семьи.

В ходе наблюдения надо обязательно фиксировать эмоциональное отношение учащегося к ситуации обследования – интерес или равнодушие, тревогу или уверенность, скованность или непринужденность. Наличие невротических явлений – навязчивые движения, нервный тик, заикание, динамика психического состояния учащегося, смена его настроения, темы, вызывающие эмоциональный отклик, – все это психологу следует принимать во внимание. Необходимо проанализировать жесты учащегося, его манеру держаться. Значима для наблюдения обстановка, в которой проходит обследование. Это должна быть отдельная комната, куда никто не мог бы войти. Разумеется, все обследование проводится только индивидуально, в комнате могут находиться лишь психолог и учащийся.

Метод диагностирования. Диагностирование как метод направлен на выявление личностных черт учащегося «группы риска», подлежащих психологическому коррекционному воздействию в ходе тренинга. Порядок предъявления диагностических методик установлен таким образом, чтобы создать оптимальные условия для работы учащегося. Поэтому надо начинать с методик, в наименьшей степени затрагивающих «Я» - концепцию испытуемого, а затем переходить к личностно - значимым методикам. После анализа своих впечатлений от наблюдения и беседы, позволяющих составить первичное представление о наличии алкогольной наследственности и социальной ситуации развития учащегося, психолог может приступить непосредственно к анализу результатов выполнения заданий.

Предлагаемые в пособии методики исследования личностных особенностей учащихся «группы риска» представлены в сокращенном варианте с целью нераспространения в любительской среде, однако они являются общедоступными, описаны в диагностических сборниках, известны профессиональному психологу. Результаты выполнения заданий каждой методики оцениваются от 1 до 10 баллов.

Первое задание направлено на выявление не только ряда личностных особенностей учащегося, но и отношения к употреблению психоактивных веществ. С этой целью предлагается проективная методика «Несуществующее животное». Этот метод основан на теории психомоторной связи. Психолог произносит инструкцию: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Придумайте нечто совершенно новое, свое». При этом специалист объясняет, что необходимо проверить творческие способности подростка или молодого человека, компонентом которых является умение фантазировать и оригинально мыслить. Если обследуемый школьник не хочет рисовать, ссылаясь на свои плохие способности к художественному творчеству, нужно пояснить, что умение рисовать не имеет значения. По окончании рисования следует уточнить назначение непонятных деталей рисунка, если такие имеются, и попросить придумать имя изображенному существу, после чего задать ряд вопросов, касающихся образа жизни этого животного: 1) Чем питается животное? 2) Живет ли оно в стаде, семьей, в одиночку? 3) Как ведет себя в случае опасности, если кто-то на него нападает? 4) Кого оно боится, кто его враги? 5) Кто его друзья?

Следует обратить внимание на такие показатели: 1) наличие в рисунке элементов татуировок, распространенных среди наркоманов и алкоголиков, либо изображений шприца, иглы, маковых головок, бутылок с алкоголем и т. п.; 2) отсутствие на рисунке опорных частей (лапы, ноги, постамент и т. п. ) либо линий, соединяющих их с телом; 3) «вмонтированные» в живую ткань существа предметы (например, электрическая лампочка вместо носа, антенна, «растущая» из головы, два шприца вместо ног и т. п. ); 4) наличие алкогольно-наркотической тематики в ответах на вопросы либо в названии животного (например: «живет в конопле», «питается таблетками»; имя – «планакур», «макоед» и т. п. ).

Второе задание сориентировано на выявление такой особенности личности как фрустрация – психического состояния, вызванного неуспехом в удовлетворении потребностей, желаний. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой. Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые препятствия. Фрустрация ведет к формированию у учащегося агрессивности, комплексу неполноценности, часто проявляется девиантным, в том числе аддиктивным, поведением.

Для диагностики особенностей поведения учащегося «группы риска» в ситуациях, связанных с появлением трудностей, препятствующих достижению цели, предлагается тест фрустрации Розенцвейга, проективная методика исследования. Инструкция и обработка проводится по общепринятой форме, изложенной в литературе.

Третье задание ориентировано на определение акцентуаций характера учащегося «группы риска». С целью выявления акцентуации характера предъявляются опросник Леонгарда-Шмишека, либо «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) А. Е. Личко. Достоинством последнего является следующее: он помимо диагностики акцентуаций характера дает возможность получить данные по показателям психологической склонности к делинквентности, алкоголизации и наркотизации учащегося «группы риска». Специальная дополнительная шкала «Риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами»[6], разработанная А. Е. Личко совместно с Н. Я. Ивановым, выявляет в подростковой и юношеской среде тех, кто склонен к «злоупотреблению наркотиками и другими дурманящими веществами». Она построена на оценке графика обработки результатов 25 субтестов «объективной шкалы» личностного опросника ПДО. Показателями склонности к употреблению психоактивных веществ являются четыре критерия, по которым начисляются баллы: сенситивный тип (2 балла), эпилептоидный (1 балл), неустойчивый (2 балла), склонность к употреблению спиртных напитков (1 балл). Суммарная оценка в 1 балл принята за отсутствие риска, 2 балла – за умеренный риск, 3 балла – за выраженный риск, 4 балла и выше – высокий риск употребления психоактивных веществ.

В отношении риска аддиктивного поведения большее значение имеет тип акцентуации характера, отмечается особая предрасположенность к аддикции неустойчивых, эпилептоидов, истероидов, гипертимов. Лабильный, астеноневротический, сензитивный и психостенический типы, наоборот, проявляют, в силу специфики характера, устойчивость к употреблению психоактивных веществ.

Неустойчивый тип акцентуации характера и психопатии является наиболее предрасположенным к аддиктивному поведению. Представителей этого типа называют «безвольными» из-за неспособности к систематическому труду, к достижениям, требующим настойчивости и упорства. Но, не будучи в силах сами чем-нибудь занять себя, они постоянно нуждаются в определенной стимуляции со стороны, в частности в притоке развлекающей их информации. Жажда легких развлечений и наслаждения - гедонистическая установка - становится неотъемлемой чертой их характера. Возникает тяготение к новым, необычным, более острым переживаниям. Подходящую «духовную пищу» лучше всего поставляет уличная компания сверстников. В ней же происходит знакомство с наркотическими средствами.

Эпилептоидному типу свойственны сильные инстинкты и влечения. Возможно, именно поэтому пробудившееся влечение к какому-либо дурманящему средству быстро набирает силу и может становиться компульсивным. Эпилептоидные черты могут нередко развиваться как следствие злоупотребления некоторыми дурманящими веществами, например ингалянтами и гашишем.

Истероидный тип акцентуации обнаруживает особую склонность к наркотикам-стимуляторам. Стимуляторы не просто повышают активность, но, видимо, дают те ощущения, которых истероиду подсознательно не хватает - вселяют уверенность в себе, в своих силах и способностях, облегчают вожделенное лидерство среди сверстников, пробуждают самоуверенность и бесстрашие. Достаточно привлекательными для истероидов могут оказаться алкоголь, опиаты, транквилизаторы, гашиш. Меньшая склонность обнаруживается к галлюциногенам и ингалянтам. Причины предпочтения в том, что эти наркотики не открывают возможность пробудить к себе интерес среди значимого окружения.

Гипертимный тип акцентуации отличается слабой устойчивостью к влиянию компании в отношении наркотиков. Гашиш для них привлекателен, как средство, способствующее групповой коммуникации, сплочению группы, совместному переживанию необычных ощущений. В младшем подростковом возрасте гипертимы злоупотребляют ингалянтами, содержащими эфир и ацетон. К внутривенным вливаниям опиатов гипертимы менее расположены. Опийный «кайф» в одиночестве не представляется для них соблазнительным. Транквилизаторы мало привлекают гипертимов. Расслабленность и сонливость им ни к чему, релаксации они обычно вовсе не ищут. Зато стимуляторы, приводящие к гипоманиакальному состоянию, побуждающие к неустанной и безудержной активности, могут оказаться весьма созвучными гипертимной натуре. Главной отличительной чертой гипертимного типа является возможность длительного злоупотребления без развития зависимости. Возможно, присущие гипертимам высокий биологический тонус, постоянное стремление к деятельности, наличие планов на будущее препятствуют быстрому развитию индивидуальной психической зависимости. Зато у представителей гипертимного типа нередко бывает отчетливо выражен первичный поисковый полинаркотизм – желание перепробовать на себе действие разных веществ.

Циклоидные типы в гипертимной фазе ведут себя как гипертимы в отношении алкоголя и других психоактивных веществ. Но когда кончается подобная фаза, то обычно прекращается и злоупотребление. В субдепрессивной фазе может появиться желание поднять настроение. Однако попытки сделать это с помощью алкоголя или стимуляторов чаще всего не дают ожидаемого эффекта. Стимуляторы способны вызвать внутреннее беспокойство и тревогу. Зато транквилизаторы несколько улучшают настроение, вселяют в душу успокоение, позволяют отключиться от случившихся неурядиц, «не переживать». Во время субдепрессивной фазы к какому-либо транквилизатору циклоиды могут даже пристраститься, но, когда минует эта фаза, легко прекращают их принимать, особенно если вслед за субдепрессивным состоянием развивается гипертимная фаза.

Лабильный тип акцентуации характера сам по себе мало благоприятствует аддиктивному поведению. Вовлечение в алкоголизацию или одурманивание другими средствами, вероятно, более всего связано с влиянием той компании сверстников, в которой учащийся ищет эмоциональную поддержку. Чаще всего средством злоупотребления оказываются ингалянты. Эйфоризирующее действие этих веществ и их способность содействовать фантазированию могут послужить дополнительными факторами, усиливающими привлекательность ингалянтов для эмоционально-лабильных учащихся.

Астеноневротический тип акцентуации характера, в силу тревожности, в обычных условиях не предрасполагает к аддиктивному поведению.

Сензитивный и психастенический типы акцентуации характера отличаются даже повышенной устойчивостью в отношении соблазна употребления наркотиков. Аддиктивное поведение, как и делинквентность, им не присущи. Сензитивные типы характеризуются робостью и стеснительностью, что затрудняет контакты со сверстниками, особенно в компаниях. В этом отношении они чувствительны к мнению не только сверстников, но и старших. Видимо, эти особенности удерживают их от злоупотребления наркотическими веществами.

Таким образом, акцентуация характера как высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, служит, с одной стороны, важным показателем склонности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...