Упражнение 13. 5.2. Тренинг креативности
Упражнение 13 Все участники группы садятся по кругу. Инструкция: Участникам предлагается вообразить себя известными художниками, которых пригласили принять участие в престижной выставке. Необходимо представить на выставку автопортрет в русле какого-либо художественного направления: абстракционизма, импрессионизма, символизма или реализма. Подписывать автопортрет не следует. Когда работа закончена, все вновь садятся по кругу. Тренер теперь предлагает перевоплотиться и представить себя известными искусствоведами, экспертами на данной выставке. Тренер раздает анонимные автопортреты, каждый участник должен определить автора портрета и проставить его имя. После того как все работы подписаны, все садятся в более тесный круг, участники по очереди объясняют причины, позволившие им установить автора портрета. Тренер обращается с просьбой к автору картины не обнаруживать себя. Все только слушают и могут задавать «искусствоведу» уточняющие вопросы. Обсуждение: тренер кладет в центр круга работы и спрашивает: Чей это автопортрет? Что вы чувствовали, когда проходило обсуждение вашего портрета? Иногда в группе появляются несколько автопортретов одного автора. Это требует дополнительного обсуждения. Заключительный этап: Данной процедурой заканчиваются все тренинги программы формирования здорового образа жизни без употребления психоактивных веществ. На последнем занятии тренинга участники группы «дают обратную связь друг другу», т. е. рассказывают о своих мыслях, чувствах, поступках, которые изменились за период прохождения тренинга. § Информирование о прошедшей работе; § Проговаривание результатов в группе;
§ Обратная связь о когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменениях. В конце проведения тренинга представляется полезным, чтобы каждый участник группы высказался по поводу изменений в его мыслях, чувствах, поступках, произошедших за время занятий. Тренер отмечает изменения, произошедшие в группе в целом, позитивно подкрепляет конструктивные изменения отдельных участников группы. Подробно обсуждается степень достигнутых изменений, характер взаимоотношений участников группы. 5. 2. Тренинг креативности Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления и обнаруживать новые способы решения проблем. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, высокие эстетические ценности, самообладание. Изменчивость современного мира побуждает нас быть креативными. В то же время известно, что у наркомана под воздействием психоактивных веществ формируется дефицитарное мышление. Он не способен к пониманию реальности, действует, опираясь на иллюзорные представления, как сознательно, так и неосознанно искажает информацию о своем состоянии и результатах деятельности. Следовательно, креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, создавать новое, творить. Основная цель проведения тренинга – развитие креативности. В подчиненном отношении к основной цели находятся задачи: осознание того, что такое креативность; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творчества; развитие навыков и умений управления креативным процессом; формирование устойчивых ресурсных состояний без употребления психоактивных веществ. Этапы креативного процесса. Подготовка. Этап возникновения у человека побуждения изменить какую-то ситуацию, переставшую его удовлетворять. Сознательными усилиями человек ищет выход из проблемной ситуации, анализирует ее, собирает дополнительную информацию, совершает многократные попытки использовать для разрешения проблемы известные алгоритмы собственного опыта. Фрустрация. Однако обнаруживается несостоятельность разработанных ранее способов решения и вариантов поведения. Человек оказывается в «тупике», ощущает дискомфортные переживания, которые могут привести к стремлению “закрыть глаза” на существование проблемы. Ощущение, что решение не существует, тем сильнее, чем больше насыщено сознание жесткими стереотипами и установками. Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса. Целесообразно осознать собственные барьеры, препятствующие проявлению креативности. Инкубация. Этап начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями, начинается работа над проблемой на подсознательном уровне, привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Инсайт - это кратковременный этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется яркими позитивными эмоциями, эйфорией. Тем не менее, это все-таки шанс, который может быть упущен, поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой вербальной фиксации, что повышает вероятность успешного завершения креативного процесса. Разработка является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами. Продукты логической деятельности оцениваются как креативные, если они являются одновременно новыми и адекватными по отношению к ситуации.
Предлагаемый тренинг креативности рассчитан на 4 -5 занятий, психолог может планировать их проведение 1 или 2 раза в неделю с учетом учебного процесса школы. Группа состоит из 12-15 человек одного возраста, желательно с равным представительством девушек и юношей. Знакомство: Вхождение в ситуацию “здесь и сейчас”; сплочение и раскрепощение; информирование участников об особенностях тренинга, как активного метода; знакомство с понятием креативность; первичная диагностика и коррекция ожиданий участников тренинга; выявление мотивации на участие в тренинге.
Упражнение 1 Участники группы сидят по кругу. Инструкция: Тренер предлагает начать работу со знакомства. Каждый по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя. Обсуждение: действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды. Обращается внимание на сложности при выполнении задания. 1 этап. Креативность, осознание собственных барьеров: установок и стереотипов Упражнения этого этапа позволяют перевести отвлеченные представления о креативности в целостные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга. Упражнения направлены на осознание личностного опыта, определяющего поведение в кризисных ситуациях, которые побуждают человека находить креативные решения. Упражнение 2 Участники группы сидят по кругу. Инструкция. Тренер произносит слова, способствующие расслаблению или релаксации: «Давайте, сосредоточимся на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях. Сядьте, пожалуйста, удобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все - от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.
Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом мире? Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить, а какие мешают (вопросы тренер повторяет с интервалами 2-3 раза)? Вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закрытыми глазами». Затем, когда все участники группы откроют глаза, тренер предлагает им нарисовать свои впечатления, чувства, переживания. Участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши и т. п. После того, как все закончат рисовать, рисунки прикрепляются к стене, тренер дает инструкцию продолжать работу, объединившись в группы: по 4-5 человек в каждой, чтобы поделиться впечатлениями, размышлениями о том, какие качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют жизнь человека. Предлагается всем группам составить перечень данных качеств. Обсуждение направлено на осознание каждым участником упражнения своего опыта жизни. Тренер записывает на доске или листе ватмана предложенные качества, помогающие и затрудняющие жизнь в изменчивом мире ХХI века. Упражнение 3 Участники группы сидят полукругом. Инструкция: тренер показывает лист с изображением куба и предлагает ответить, что они видят. Участники высказывают свои версии. Тренер подводит итог: Как объяснить, что возникли разные мнения по поводу изображения на листе? Обсуждение: участники группы высказывают идеи относительно влияния предыдущего опыта на восприятие, когда «узнается» ранее созданная в сознании конструкция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|