Упражнение «Доверяющее падение»
Упражнение «Доверяющее падение» Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации. Задачи: работа с защитными механизмами. Ход работы. Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру, который отходит на небольшое расстояние. Когда готов первый участник, он падает назад, а партнер его ловит. После упражнения участники обмениваются чувствами в группе. Занятие 4. Работа с самооценкой Цель: нахождение критериев оценки себя. Задачи: другие в моих глазах; я в глазах других; понимание другого; риск самораскрытия. Проблемы: · Что для меня важно в знакомом человеке? в незнакомом? · Неадекватная самооценка. · Жизнь «в любой самооценке» (ценна сама по себе). · Неспособность быть самим собой среди других. Почему? · Наркоман принимает наркотики, чтобы удовлетворить ожидания других о себе. Таким образом, он становится наркоманом для кого-то. Так для кого? Основные понятия: самооценка; дистанция; риск. Упражнение «Транспортное средство» Цель: содействие в самораскрытии. Инструкция: «Выберите себе транспортное средство. Лучше, если оно будет фантастическое, несуществующее... Представьте себя им... Какими возможностями вы обладаете?.. В какой среде вы обитаете?.. Кто вами управляет? » Результатом упражнения должно стать осознание участником собственных возможностей. Упражнение «Что общего и что различного» Цель: нахождение сходства и различия между участниками. Задачи: выявление критериев определения сходства - различия с другими; развитие способности к свободному проявлению себя как похожего на других и себя как отличного; выделение общего и различного как способ построения отношений.
Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например в парах. Упражнение можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего - различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия: · Почему трудно делиться «своими качествами»? · Что пугает в этом? · Чем ты рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно? · Чем ты рискуешь, когда ты себе открываешь то, что про себя не хочешь знать или не знал никогда? Упражнение «Я» и «Мое» Цель: разотождествление «Я» и «мое». Задача: осознание чувств, возникающих в процессе потери приобретения. Ход работы: участникам предлагается описать то, что составляет их «Я», и выделить то, что по-настоящему принадлежит им. После этого группа выполняет следующее задание: каждый участник в группе (или один участник) на основе обозначенных им составляющих «мое» пытается определить место и роль своего «Я» в том, что ему принадлежит. Работа ведется с мыслями и чувствами, возникающими в каждом случае. Дается разотождествление: теперь ты сможешь понимать и различать, где ты, а где то, что тебе принадлежит. Упражнение «Работа с образами границ» Цель: определение и осознание собственных личностных границ и коррекционная работа с ними. Задачи: выстраивание личностных границ в отношениях; осознание своего «личного пространства»; осознание механизмов и способов, с помощью которых выстраиваются границы с людьми; осознание чувств, возникающих в результате взаимодействия с группой, исходя из занимаемого пространства, их отреагирование. Ход работы: работа ведется с одним участником. Ему предлагается образно представить и описать свои границы спереди, справа, слева и сзади. Важным является дистанция в каждом из случаев, образ границы (ее качества), способность управлять границами. Делается акцент на возможности управления границами в любой момент.
Упражнение является диагностическим: образ границы, ее отдаленность, качества и т. д. указывают на наличие проблем в той или иной сфере межличностного общения, а также помогают диагностировать и корректировать внутриличностные территориальные конфликты. Упражнение «Черное и белое» Цель: коррекция самооценки. Задачи: осознание состояния в случае похвалы (порицания); отслеживание динамики самооценки; работа с состояниями через отношения в группе; отреагирование чувств. Ход упражнения: выбирается и выводится за дверь один участник, которому дается следующая инструкция: «Перед тобой будут стоять два стула. Они чем - то различаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, настроением, чувствами, мыслями». Группе в отсутствие участника дается следующая инструкция: «Представьте, что эти два стула - противоположные полюса отношений. Этот - стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реальным, а не придуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится». Работа ведется с отношениями и состояниями клиента в каждом конкретном случае.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|