Упражнение «Задачи с секундомером»
Упражнение «Задачи с секундомером» Цель: демонстрация зависимости эффективности работы от похвалы - порицания. Задачи: отследить воздействие внешних оценок на динамику самооценки; отследить влияние внешних оценок на процесс взаимодействия в группе. Ход работы: участники делятся на две подгруппы, которым дается одинаковое задание (например, собрать головоломку, мозаику, решить задачки со спичками и т. д. ). Главным условием здесь является то, что задание должно быть выполнено быстро и качественно. Одну группу тренер постоянно критикует, другую - поддерживает. Важно увидеть то, как влияет поддержка (критика) тренера на эффективность деятельности. Возможны варианты упражнения. Например, группа делится на три подгруппы, которым даются одинаковые задания. Одну группу тренер критикует, другую - поддерживает, а третью – игнорирует. Работа ведется с состояниями каждого из участников, отношениями, возникающими в процессе выполнения задания. 3анятие 5. Развитие стрессоустойчивости Цель: выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний. Задачи: работа с защитными механизмами; переживание чувства вины. Проблемы: · Ситуация выбора как стресс. · Адаптация - принятие данности. Компенсация - ее выстраивание. · Поиск источника возможностей. · Что ты делаешь, когда себе не нравишься? Основные понятия: переживание стресса; чувство вины и реальная вина; субъективная оценка угрозы; защитные механизмы (отрицание, подавление, рационализация, проекция, замещение, сублимация); юмор, бессилие, бегство, самооглушение (алкоголь, наркотики), экранирование (отгораживание). Упражнение «Стаканчик»
Цель: выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний. Задачи: работа с переживаниями стресса; работа с защитными механизмами. Тренер ставит на ладонь одноразовый стаканчик и говорит участникам группы следующее: «Представьте, что этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент тренер сминает этот стаканчик. Затем - ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники, что им захотелось сделать и т. д., Возможно проведение параллели переживания «здесь и сейчас» на ситуации общения. · Когда возникают такие же чувства? · Кто ими управляет? · Куда они деваются потом? Заключительная фраза тренера может быть следующей: «То, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми». Упражнение «Автобиография за 45 секунд» Цель: переживание несоответствия желаемого и возможного как стрессовой ситуации. Задачи: переживание несостоятельности и неуспешности; работа с защитными механизмами; работа с переживаниями обиды и чувства вины. Участникам дается задание написать коротко свою биографию, в которой было бы понятно все о них. После этого говорится, что время рассказа биографии - 45 секунд (рекомендуем использовать песочные часы). Реально никто не укладывается в это время так, чтобы рассказать о себе достаточно. В конце упражнения проводится обсуждение результатов игры и обмен чувствами.
Упражнение «Жизнь – Смерть» Цель: выработка индивидуальной и групповой психотехники видоизменения стрессовых переживаний. Задачи: работа с защитными механизмами; работа с сопротивлением к переживанию стресса; работа с чувствами разочарования. Участникам группы раздаются по два небольших листка бумаги. На одном из них они пишут «жизнь», на другом - «смерть». Затем все участники группы раздают свои листочки кому-либо из участников группы. После этого происходит подсчет «жизней» и «смертей» у каждого из членов группы. В конце проводится обсуждение эмоциональных реакций участников, возникших в процессе выполнения упражнения. Упражнение «Эпитафия» Цель: выработка индивидуальной психотехники ослабления и видоизменения стрессовых переживаний. Задачи: переживание конечности своей жизни; осознание существования смерти; осмысление своей жизни и участия в жизни общества. Тренер задает вопрос: «Ради чего стоит жить на белом свете? » Обсуждение. Затем тренер дает новую инструкцию: «Возьмите листок бумаги и попробуйте представить, что вас уже нет в живых на земле. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. У вас есть возможность написать так, чтобы было понятно, что жизнь вы прожили не зря». После упражнения обсуждаются мысли, чувства, а также тексты эпитафий, т. е. то, что каждый из участников считает своим самым большим достижением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|