Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Вакцина от СПИДа». Упражнение «Конфликт рук». Упражнение «Трансактные игры». Занятие 8. Коммуникативная компетентность




Упражнение «Вакцина от СПИДа»

Цель: осмысление стратегии поведения в конфликтной ситуации и в ситуации выбора.

Задачи: исследование процесса принятия решения группой; овладение навыками высказывания и принятия обратной связи; диагностика межличностных отношений.

Инструкция: Тренер сообщает, что все присутствующие больны СПИДом. Он не перешел в активную фазу и поэтому не проявлен. Но все точно знают, что через некоторое время появятся симптомы и, скорее всего, они умрут. К счастью, учеными была разработана вакцина, которая полностью позволяет вылечить эту болезнь. Но на всех присутствующих есть только 4 вакцины. Задача: в результате группового обсуждения найти тех людей, которые были бы достойны получить вакцину. Тренер предоставляет возможность свободной дискуссии, он может задавать вопросы и определять ее направление. Вопросы тренера: На каком основании вы выбирали людей? Кому было трудно предложить себя для вакцинации? Кому бы вы никогда не отдали вакцину? Если бы у вас были все 4 вакцины, кому бы вы отдали оставшиеся? Ради чего вы выбирали или оставляли людей? После игры проводится обсуждение.

Упражнение «Конфликт рук»

Цель: исследование чувств, возникающих в результате прикосновения.

Задачи: исследование запретов на прикосновение; осознание механизмов конфликта, которые возникают в результате нарушения дистанции; определение личной дистанции; обучение способам эмпатии.

Инструкция: Расставляются стулья в комнате в два ряда так, чтобы расстояние между ними было около 60 см. Участники должны снять с рук кольца и часы, завязать себе глаза. Тренер подводит каждого участника к стулу так; чтобы они не знали, кто сидит напротив. Предлагается, сидя лицом к партнеру, вложить всю свою энергию в руки. Ничего не говорить. Познакомиться с партнером, касаясь своими руками его рук (3 минуты). Познакомившись, побороться руками (3 минуты). Затем помириться с партнером с помощью рук (3 минуты). Потом попрощаться с партнером руками и снять свою повязку с глаз. Необходимо обменяться друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями. Затем снова завязать глаза и приготовиться сесть на другой стул.

Важно, чтобы тренер давал участникам возможность взаимодействовать с людьми обоего пола. Кроме того, группе необходимо совместно анализировать впечатления, возникающие в каждой конкретной ситуации, обмениваться мыслями и чувствами. Дискуссия может касаться неправильного восприятия других участников, тревогой по поводу прикосновений, страха борьбы, чувств теплоты и близости. Тренер наблюдает за деятельностью участников, может поделиться своими впечатлениями.

Упражнение «Трансактные игры»

Игры, разыгрываемые по сценариям, описанным Э. Берном.

Цель: осмысление внутриличностного конфликта.

Задачи: осознание собственного Родителя, Взрослого и Ребенка; определение способов взаимодействия этих составляющих внутри личности; определение взаимосвязи внутриличностного и межличностного конфликтов.

Ход работы. Тренером вводятся основные понятия трансактного анализа: Родитель, Взрослый, Ребенок, трансакция, игра. Дается описание составляющих личности: Взрослый, Ребенок, Родитель. Затем каждому участнику предлагается вспомнить конфликтную ситуацию, которая осталась без разрешения или оставила «тяжелый отпечаток». Каждый из участников предлагает свою ситуацию, а группа выбирает наиболее значимые для всех. Затем эта ситуация воспроизводится, но в качестве протагониста представлены все три составляющие личности (Родитель, Ребенок, Взрослый). Протагонист выбирает из группы людей, которые наиболее подходят на роль его составляющих личности. Он переживает несколько раз ситуацию, находясь в различных позициях. Выясняются отношения между этими составляющими, что помогает протагонисту найти подходящий выход из данной ситуации. Вопросы тренера к протагонисту: В какой позиции наиболее комфортно? В какую позицию труднее вжиться, и какие чувства при этом испытываешь? Как эти составляющие относятся друг к другу? Что каждая из этих составляющих делает в данной ситуации? Какую составляющую хотелось бы изменить?

Занятие 8. Коммуникативная компетентность

Цель: развитие навыков социальной ориентации.

Задачи: развитие способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий; трансактный анализ общения; способность к организации ситуации и извлечения из нее опыта.

Проблемы:

· Способность прогнозировать.

· Способность ошибаться.

· Способность просить помощь.

· Жизнь во времени.

Основные понятия: роли «жертвы», «спасателя», «преследователя»; уверенность – неуверенность; замкнутость - застенчивость; манипуляция; лидерство; самоконтроль.

Упражнение «Мафия»

Цель: развитие навыков социальной ориентации.

Задачи: анализ ситуации межличностного взаимодействия; осмысление невербального компонента общения; развитие способности к эмпатии; моделирование различных стратегий поведения в ситуации выбора.

Ход работы. Участникам раздаются карточки, где определены роли участников. Возможны следующие варианты: мафия, мэр города, комиссар полиции, честные граждане. В процессе игры происходит смена дня и ночи. Днем идет активное обсуждение, поиск мафиози и выбор жертвы, ночью все закрывают глаза, после просьбы ведущего глаза открывает мафиози и беззвучно показывает ведущему свою жертву, потом они закрывают глаза, и ведущий просит комиссара полиции сделать свой выстрел. Если он угадывает, кто из членов группы является мафиози, то днем объявляют, что комиссар убил одного из мафиози, и этот человек выбывает из игры вместе с тем, кого убила мафия. Если же комиссар показывает на честного гражданина, то ведущий объявляет, что комиссар промахнулся. Задача для всей группы: найти мафиози. Задача для каждого: остаться в живых. У мэра города есть одно преимущество: днем при обсуждении, если на него падает подозрение, он может показать свою карточку. В игре возможно наличие дополнительных ролей: реаниматора (он просыпается ночью по просьбе ведущего, и если он сможет угадать, кого убили, он сможет его оживить); человека, который все знает (он изначально знает, кто мафиози, его задача - организовать честных граждан против мафии). Игра заканчивает в случае, если мафиози найден или все честные граждане убиты. После игры проводится обсуждение.

Упражнение «Разговор через стекло»

Цель: развитие невербальной коммуникации.

Задачи: развитие способности к эмпатии; анализ межличностного взаимодействия; развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания; развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации; анализ стратегии коммуникации.

Инструкция: Предлагается каждому участнику посмотреть на группу и выбрать того, кого он меньше всего знает. Подойти друг к другу. Можно расположиться в комнате как удобно. Представить, что между участниками находится звуконепроницаемое стекло. При этом поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены тренером)». После задания проводится обсуждение. Вопросы тренера: Что вы чувствовали в процессе общения? Какие способы взаимодействия вы использовали? О чем вы говорили? На что ориентировались в процессе общения, чтобы понять партнера? Какие трудности возникали в общении? Были ли эти трудности преодолены? Кто был ведущим, а кто ведомым в паре? Какие чувства, переживания, состояния остались после общения?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...