Упражнение «Диалог с зеркалом»
⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50 Упражнение «Диалог с зеркалом» Цель: диалог со своим отражением. Задачи: построение отношений с собой как с другим; снятие напряжения по поводу своего лица; рефлексия необычного состояния в процессе диалога и после него. Условия проведения: зеркало (15х20). Инструкция: Предлагается посмотреть на себя в зеркало... Увидеть в зеркале себя... Увидеть в зеркале свое лицо, а не маску... Задать себе вопрос и ждать ответа... Лучше, если это будет не придуманный, а настоящий ответ... . Дальнейшая работа идет с помощью вопросов тренера: Кто ты? Чего ты действительно хочешь? Как ты мешаешь себе жить? Как ты порождаешь свои проблемы? Упражнение «Поговорите языком трехлетних детей» Цель: рефлексия «дурашливых» состояний. Задачи: погружение в «детское» состояние; построение отношений между участниками из состояния Ребенка; снятие напряжения в настоящем через регрессию. Ход упражнения. Выбираются два участника, которым предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, не выговаривая каких-то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы. Возможен вариант, когда в ситуации задействуется вся группа - «Детский сад». Работа ведется с чувствами, состояниями и отношениями. Важно зафиксировать возвращение участников из состояния Ребенка во взрослое состояние. Занятие 10. Тренинг чувства юмора Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма. Задача: трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора. Проблемы: · Трансформация раздражения в удивление и смех. · Отличие здорового смеха от истерики. Основные понятия: раздражение – ступор; обман ожиданий – удивление; юмор – слезы.
Упражнение «Посмейся над собой» Цель: развитие способности к комичному восприятию себя (особенно в стрессовых ситуациях). Задачи: работа с напряжением через чувство юмора; снятие барьеров к комичному восприятию себя. Ход упражнения: участники в анекдотичной форме рассказывают какую-либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, правдивым и смешным. Работа ведется с личностным содержанием (темой) анекдота. Возможно введение суггестивной формулы: «Теперь ты понимаешь, что над этим (содержанием) можно смеяться. И не нужно опасаться своего смеха». Упражнение «Работа с образом чувства юмора» Цель: осознание источника и личностных ресурсов чувства юмора. Задачи: диагностика источника чувства юмора; осознание ситуаций использования чувства юмора как защитного механизма; развитие чувства юмора как адекватной реакции на себя и окружающий мир. Тренер предлагает одному участнику представить чувство юмора в образе: «Представь свое чувство юмора... Можешь закрыть глаза, расслабиться... Попробуй увидеть свое чувство юмора... Какое оно? Опиши его... ». Интерпретируя образ чувства юмора, акцентируется внимание на чувствах. Занятия 11 - 12. Заключение. Работа с личными проблемами участников Цель: проработка конкретных проблем в групповом процессе, закрепление навыков. Задачи: осознание личностного механизма продуцирования своих проблем; способность актуализировать собственный опыт; мотивация на развитие, на жизнь. Проблемы: · Зачем тебе твои проблемы? · Надуманные проблемы. · Наркотик выступает способом поиска перспектив. · Жизнь с собой. Ритуал завершения тренинга. Предполагаемые результаты проведения тренингов в рамках вторичной профилактики с учащимися «группы риска» или склонными к употреблению наркотиков:
· формируется позиция отказа от употребления психоактивных веществ; · появляются навыки преодоления стресса и разрешения проблем; · осознаются личностные ресурсы, развиваются способности планирования и регуляции деятельности на пути достижения цели; · обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование, открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные; · облегчается процесс коммуникации, преодолеваются коммуникативные барьеры и психологические защиты; · формируется позитивная «Я-концепция. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аксючиц, И. В. Методика изучения мотивов употребления наркотиков / И. В. Аксючиц // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 52–59. 2. Аксючиц, И. В. Приобщение к наркотикам / И. В. Аксючиц // Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др. ]; под общ. ред. М. П. Осиповой, А. А. Горбацкого; Брест. гос. ун-т. – Брест: Изд-во БрГУ, 2004. – С. 124–127. 3. Аксючиц, И. В. Профилактика наркотической зависимости среди детей младшего школьного возраста / И. В. Аксючиц // Психология. – 2007. – № 3 (48). – С. 37–43. 4. Аксючиц, И. В. Психологические проблемы наркозависимости: монография / И. В. Аксючиц; Брест. гос. ун-т; науч. ред. Е. И. Медведская. – Брест: Изд-во БрГУ, 2004. – 127 с. 5. Аксючиц, И. В. Опасные иллюзии наркотика / И. В. Аксючиц // Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова [и др. ]; под общ. ред. М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск: Экоперспектива, 2003. – С. 168–179. 6. Аксючиц, И. В. Структура мотивов, определяющих склонность студентов к употреблению наркотиков / И. В. Аксючиц // Психология в вузе. – 2007. – № 2. – С. 63–77. 7. Белогуров, С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях / С. Б. Белогуров. – СПб.: Нев. диалект, 2000. – 240 с. 8. Березин, С. В. Психология ранней наркомании / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. – М.: Изд-во Самар. гос. ун-та, 2000. – 220 с. 9. Битенский, В. С. Наркомании у подростков / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк. – Киев: Здоровье, 1989. – 216 с. 10. Бочкарева, Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учеб. -метод. пособие / Н. Л. Бочкарева, Л. Г. Леонова. – Новосибирск: Новосиб. гос. мед. ин-т, 1998. – 256 с. 11. Братусь, Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Б. С. Братусь, П. И. Сидоров. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. – 124 с.
12. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж: Модэк, 2002. – 237 с. 13. Голубев, С. А. Профилактика СПИДа и наркомании: учебно-методическое пособие / С. А. Голубев. – Витебск: Издательство ВГУ, 2006. 79 с. 14. Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании: эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Л. С. Горбатенко [и др. ]. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 347 с. 15. Данилин, А. Г. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы / А. Г. Данилин. – М.: Центрополиграф, 2000. – 282 с. 16. Данилин, А. Г. LSD: Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости / А. Г. Данилин. – М.: Центрполиграф, 2002. – 521 с. 17. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков / А. Г. Данилин, И. В. Данилина. – М.: Центрполиграф, 2000. – 348 с. 18. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие / Д. Д. Еникеева. – М.: Академия, 2001. – 144 с. 19. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Минск: Пропилеи, 2004. – 196 с. 20. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с. 21. Иванова, Е. А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования наркозависимой личности / Е. А. Иванова, С. А. Фролов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. – 2002. – № 1. – С. 98–108. 22. Исмуков, Н. Н. Без наркотиков: программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости / Н. Н. Исмуков. – М.: Гранд: ФАИР-пресс, 2001. – 374 с. 23. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: Сфера: Юрайт: Юрайт-М, 2001. – 160 с. 24. Ковалев, С. В. Семь шагов от пропасти: НЛП – терапия наркотических зависимостей / С. В. Ковалев. – М.: Моск. психол. -соц. ин-т, 2001. – 185 с. 25. Козлов, В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания / В. В. Козлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544 с.
26. Кольцова, О. В. Психология работы с наркозависимыми / О. В. Кольцова. – СПб.: Речь, 2007. – 180 с. 27. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. 28. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: соц. -психол. и психиатр. аспекты / В. Т. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 1988. – 206 с. 29. Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия: учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 464 с. 30. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие / З. В. Коробкина, В. А. Попов. – М.: Академия, 2002. – 187 с. 31. Кулаков, С. А. На приеме у психолога подросток: пособие для практ. психологов / С. А. Кулаков. – СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2001. – 350 с. 32. Курек, Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н. С. Курек. – СПб.: Алтея, 2001. – 225 с. 33. Лисовский, В. Т. Наркотизм как социальная проблема / В. Т. Лисовский, Э. А. Колесникова. – СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2001. – 430 с. 34. Личко, А. Е. Подростковая наркология: рук. для врачей / А. Е. Личко, В. С. Битенский. – Л.: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1991. – 301 с. 35. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с. 36. Наркомания: тонкости, хитрости и секреты / Под ред. Ю. В. Татуры. – М.: Новый изд. дом, 2004. – 351 с. 37. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: справ. / Авт. -сост.: И. Н. Кузнецов, С. К. Купрейчик. – Минск: Новое знание, 2001. – 400 с. 38. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А. Н. Гаранского. – М.: Лаб. базовых знаний, 2000. – 382 с. 39. Николаева, Л. П. Профилактика наркоманий и сопутствующих заболеваний / Л. П. Николаева. – Минск: Выш. шк., 2002. – 207 с. 40. Николаева, Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе / Л. П. Николаева, Д. В. Колесов. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2003. – 64 с. 41. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С. В. Березин [и др. ]; под ред. С. В. Березина [и др. ]. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 241 с. 42. Профилактика подростковой наркомании: комплект нагляд. -метод. пособий / Сост.: С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – М.: Планетариум, 2003. – 100 с. 43. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков: учеб. -метод. пособие / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с. 44. Рудакова, И. А. Девиантное поведение: учебное пособие / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевская. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156 с. 45. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. –
384 с. 46. Сердюкова, Н. Б. Наркотики и наркомания / Н. Б. Сердюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 252 с. 47. Сирота, Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М.: Академия, 2000. – 210 с. 48. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М.: Академия, 2003. – 176 с. 49. Тарасевич, Е. В. Психопрофилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью: учебно-методическое пособие / Е. В. Тарасевич, А. А. Головач, И. В. Садовникова; Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Белорусская медицинская академия последипломного образования, кафедра психотерапии и медицинской психологии. – Минск: БелМАПО, 2005. – 98 с. 50. Фридман, Л. С. Наркология: справ. пособие / Л. С. Фридман [и др. ]; пер. с англ. – М.: БИНОМ; СПб.: Нев. диалект, 2000. – 319 с. 51. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушением поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 351 с. 52. Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 226 с. 53. Шабанов, П. Д. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг; под ред. А. Я. Гриненко. – СПб.: Лань, 2001. – 464 с. 54. Шипицина, Л. П. Экспресс-диагностика выявления «групп риска» наркоманий у подростков / Л. П. Шипицина, Д. Н. Исаев // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. – 2000. – № 2. – С. 15–27. 55. Шорохова, О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О. А. Шорохова. – СПб.: Речь, 2002. – 136 с. 56. Bootzin, R. R. Abnormal psychology: current perspectives / R. R. Bootzin, J. R. Acocella. – New York: McGraw Hill, 1988. – 640 p. 57. Dacey, Y. Adolescent development / Y. Dacey, M. Kenny. – Madison: Browna. Benchmark, 1994. – 540 р. 58. Feldman, R. S. Understanding psychology / R. S. Feldman. – New York: McGraw Hill, 1990. – 650 р. 59. Halgin, R. P., Whitbourne, S. K. Abnormal psychology: the human experience of psychological disorders. – Fort Worth: Harcourt Drace Yovanovich, 1994. – 520 р. 60. Haylett, S. Covariation in addictive behaviours: a study of addictive orientations using the Shorter PROMIS Questionnaire / S. Haylett, G. Stephenson, R. Lefever // Addictive Behaviours. 2004. № 29. С. 61–71.
[1] Аксючиц, И. В. Профилактика наркотической зависимости среди детей младшего школьного возраста / И. В. Аксючиц // Психология. - 2007. - № 3 (48). - С. 37 – 43. [2] Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе // Школьный психолог. – 2002. – № 29. [3] Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2002. [4]Сирота, Н. А. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М.: ННЦ наркологии МЗ РФ, 2003 [5] Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 384 с. [6] Иванов, Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методическое пособие / Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. М.: Фолиум, 1994. 64 с.
[7] Аксючиц И. В. Методика изучения мотивов употребления наркотиков //Психологический журнал. – 2007. - № 1. – С. 52 – 59. [8] Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 226 с. [9] Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С. В. Березин [и др. ]; под ред. С. В. Березина [и др. ]. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 241 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|