Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальный стиль педагогической деятельности




В основу различения стиля в труде учителя А.К.Марковой и А.Я.Никоновой были положены следующие основания:

  • содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
  • динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
  • результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

На основе этого был выделен ряд индивидуальных стилей, описанных ниже [6, с. 181-182].

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном – сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающее-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

В приложении 1 приводится вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Вспомните структуру личности из раздела «Общие основы психологии».
  2. Дайте характеристику направленности личности учителя.
  3. Какие требования к педагогу предъявляются обществом?
  4. Дайте характеристику педагогическим способностям по Н.В.Кузьминой.
  5. Какая классификация педагогических способностей, на Ваш взгляд, наиболее полно и по существу отражает специфику труда учителя? Ответ обоснуйте.
  6. Сделайте сравнительный анализ индивидуальных стилей преподавания с точки зрения влияния на развитие познавательного интереса, усвоение знаний, формирование умений и навыков у учащихся.
  7. * Сконструируйте задания, направленные на развитие педагогических способностей.

 

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1998.
  3. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. – СПб., 2004.
  4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.
  5. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1969.
  6. Маркова А.К. психология труда учителя. М., 1993.
  7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1995.
  8. Нестерова О.В. Педагогическая психологияимв схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2006.
  9. Педагогика и психология высшей школы. – М.. 2006.

Приложение.

Вопросник А.К.Марковой, А.Я.Никоновой «Индивидуадьный стиль преподавания» (приводится по: Маркова А.К. Психология труда учителя. –М. 1993)

Вопросы Варианты ответов
    ЭИС ЭМС РИС РМС
1. Вы составляете подробный план урока? Нет Да Нет Да
2. Вы планируете лишь в общих чертах? Да Нет Да Нет
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана уро­ка? Да Да Да Нет
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? Нет Да Да Да
5. Вы отводите большую часть урока объ­яснению нового материала? Да Да Нет Нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваи­вается новый материал в процессе объяс­нения? Нет Да Да Да
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? Нет Да Да Да
8. В процессе опроса сколько времени вы отводите ответу каждого ученика? Нет Нет Да Да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно пра­вильных ответов? Нет Да Да Да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опраши­ваемый самостоятельно исправил свой от­вет? Нет Нет Да Да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? Да Да Да Нет
12. Вы часто меняете темы работы на уро­ке? Да Да Нет Нет
13. Допускаете ли вы, чтобы опрос уча­щихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учеб­ного материала? Да Нет Нет Нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? Да Нет Нет Нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? Нет Да Нет Нет
16. Может ли неподготовленность или на­строение учащихся во время урока вывес­ти вас из равновесия? Да Да Нет Нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? Да Да Нет Нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки уро­ка? Нет Нет Да Да
19. Вы строго следите за тем, чтобы уча­щиеся выполняли проверочные работы са­мостоятельно: без подсказок, не подгляды­вая в учебник? Нет Да Нет Да
20. Вы всегда подробно оцениваете каж­дый ответ? Нет Да Да Да
21. Резко ли различаются ваши требова­ния к сильным и слабым ученикам? Да Нет Нет Нет
22. Часто ли вы поощряете за хорошие от­веты? Да Да Да Нет
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? Нет Да Нет Да
24. Часто ли вы контролируете знания учащихся? Нет Да Нет Да
25. Часто ли вы проверяете пройденный материал? Нет Да Да Да
26. Вы можете перейти к изучению сле­дующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми уча­щимися? Да Нет Да Нет
27. Как вы думаете, учащимся обычно ин­тересно у вас па уроках? Да Да Да Нет
28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? Да Да Да Нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? Да Да Нет Нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение учениками домашнего задания? Нет Да Нет Нет
31. Вы всегда требуете четкого соблюде­ния дисциплины па уроке? Нет Да Нет Да
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? Нет Да Нет Да
33. Вы часто анализируете свою деятель­ность на уроке? Нет Да Нет Да

 

 

ЭИС эмоционально-импровизационный стиль

ЭМС эмоционально-методичный стиль

РИС рассуждающе-импровизационный стиль

РМС рассуждающе-методичный стиль

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...