Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства
Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления. Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя. Появление новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов).
4.2.4. Понятие доступности услуг культуры и ее виды. В Конституции РФ предусмотрено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).
12 Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. М., 2000. С 56. п Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика; Рубинштейн А. Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2002. В данной схеме частично использован материал из учебного пособия: Вороно-'■■ И- Экономика культуры. Рязань, 1997. С. 19. В Бюджетных посланиях Президента РФ последних лет ставится задача повышения доступности бюджетных услуг, в том числе услуг культуры. Доступность услуг культуры — возможность населения получать услуги культуры. Виды доступности услуг культуры: — физическая — возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте); — территориальная — приближенность организаций (услуг) культуры к месту жительства, подразделяется на пешеходную и транспортную; — временная — время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры; — экономическая — возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения; — интеллектуальная — уровень художественного вкуса, эстетического развития индивида; — информационная — наличие информации об организациях и услугах культуры. Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект. Подчинение деятельности организаций культуры общим законо-мерностям развития экономики страны. Примеры: 1919 год — огосударствление, то есть национализация организаций культуры (театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.), период военного коммунизма — начало становления системы государственного управления организациями культуры, период НЭПа — возрождение частного сектора в культуре и т.п.
5.1.1. Общие признаки, объединяющие организации культуры с — ставят перед собой определенную цель деятельности; — производят продукт, способный удовлетворять конкретные запросы людей; — используют в процессе производства соответствующие ресурсы. Ресурсы, выраженные в денежной форме, называются затратами; — возмещают затраты, обеспечивают рациональное расходование средств, соизмеряют затраты и полученные результаты; — организуют продвижение своей продукции (с использованием маркетинговых коммуникаций). 5.1.2. Специфика организаций культуры как хозяйствующих Приоритет социально-культурных целей над экономическими, выполнение социальной миссии. Сочетание творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности. В соответствии со ст. 3 "Основ законодательства РФ о культуре" творческая деятельность понимается как создание культурных ценностей и их интерпретация. Производственная деятельность — техническое обеспечение творческой деятельности. Финансовая деятельность — привлечение и использование финансовых средств. Хозяйственная деятельность — эксплуатация здания. 5-2. Правовой статус организаций культуры. По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие. 5.2.1. Коммерческие организации культуры. Коммерческие организации — организации, преследующие извле-ие пРибыли в качестве основной цели своей деятельности. Прибыль — один из обобщающих показателей эффективности хозяйствования организации. Определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой всех затрат на производство и реализацию. К обобщающим показателям, характеризующим эффективность хозяйствования за определенный период времени, относится и рентабельность. Рентабельность организации рассчитывается как отношение полученной прибыли к размерам ее производственных фондов, рентабельность продукции — как отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости, общая рентабельность производства — как отношение всей балансовой прибыли организации к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Достоинства коммерческой организации: возможность получения значительной прибыли, хозяйственная самостоятельность, более высокий уровень оплаты работников. Недостатки коммерческой организации: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от запросов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не предусматривающий существенных льгот при уплате налогов. Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: — хозяйственные товарищества: полные товарищества и товари —хозяйственные общества: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества (закрытые и открытые); — производственные кооперативы; — государственные и муниципальные унитарные предприятия. В сфере культуры наибольшее распространение получили государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества). Коммерческий характер организации жестко не связан с видами осуществляемой ею деятельности. Тем не менее, в основном коммерческими в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоу-бизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кинотеатры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО. 5.2.2. Некоммерческие организации культуры. Некоммерческие организации — организации, не имеющие извле- е Прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти. Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников. Преимущественно некоммерческий характер организаций культуры. Причины выбора статуса некоммерческой организации: — бюджетное финансирование; — льготное налогообложение; — поддержка общественности (добровольные пожертвования физических и юридических лиц и т.п.); — общественное признание, известность. Некоммерческие организации (НКО), согласно ГК РФ, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: — потребительские кооперативы; — общественные и религиозные организации (объединения); — фонды; — учреждения; — объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является закрытым. НКО могут существовать и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Так, ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" предусмотрено еще три формы НКО: — автономная некоммерческая организация; — некоммерческое партнерство; — государственная корпорация. Учреждение — основная организационно-правовая форма некоммерческой организации культуры на современном этапе. Под учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными, в том числе общественными. Специфика учреждения определяется ст. 120 ГК РФ. Учреждение: — полностью или частично финансируется собственником;
— распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления (см. тему 6); — отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В настоящее время все государственные и муниципальные учреждения культуры являются бюджетными и функционируют в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ. Бюджетное учреждение — учреждение, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета (федерального, субъекта РФ, местного или бюджета государственного внебюджетного фонда) на основе сметы доходов и расходов.
В рамках бюджетной реформы предполагается создание нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения. Автономные учреждения также будут получать финансовые средства из соответствующих бюджетов, но в отличие от бюджетных — не по смете, а под установленное плановое задание на предоставление государственных (муниципальных) услуг культуры15. Для осуществления культурной деятельности также могут использоваться такие формы НКО, как частные учреждения, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды. Защитой профессиональных интересов деятелей культуры и искусства должны заниматься общественные организации, ассоциации и союзы. Разновидностью некоммерческой организации является благотворительная организация. Благотворительная организация — некоммерческая организация (негосударственная и немуниципальная), созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация. 4 2 3. Отличительные черты некоммерческих организации. Некоммерческие организации: _ обладают правами юридического лица; _ не преследуют в качестве основной цели своей деятельности по __ не распределяют возможную прибыль между участниками, на Под основной понимают деятельность некоммерческой организации соответствующую целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренную ее учредительными документами. Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятельности: некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (ст. 50 ГК РФ). Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За рубежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечительских советов. Попечительский совет — орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. В нашей стране этот орган не получил широкого распространения. В соответствии с ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" наличие Попечительских советов обязательно только для одной формы НКО-фонда. Факторы, сдерживающие распространение Попечительских советов в НКО России: — отсутствие общественного признания подобного рода деятельности; несовершенство законодательной базы; — неприятие надзорных органов директорским корпусом. Перспективность развития Попечительских советов как одного из оолее действенных демократических способов влияния на культурную политику со стороны общества.
15 Игнатьева Е. Л. Бюджетная реформа. Реструктуризация бюджетного сектора культуры//Справочник руководителя учреждения культуры. М., 2006. №1. С. 15-24 сключение составляют потребительские кооперативы.
Учредители НКО культуры. Права: — определять цели, условия и порядок деятельности организации; — утверждать устав и изменения к нему; — назначать и снимать руководителя; — утверждать сметы доходов и расходов; — осуществлять контроль деятельности организации. Вправе приостановить предпринимательскую деятельность организации, если считают, что она наносит ущерб основной, до решения суда по этому поводу;
— создавать, реорганизовывать, ликвидировать организации; — согласовывать создание филиалов и представительств. Обязанности: — наделять имуществом и финансировать организации; — обеспечивать социальную защиту и правовое регулирование; — оказывать информационную поддержку и методическую помощь; — создавать условия для подготовки, профессиональной перепод НКО культуры. Права: — самостоятельно осуществлять творческо-производственную и — создавать филиалы и представительства по согласованию с учредителем; — вступать в различные ассоциации и союзы; — осуществлять международную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Обязанности: — осуществлять основные виды деятельности, предусмотренные учредительными документами; — обеспечивать сохранность и эффективное использование закрепленного имущества; — осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования работников в соответствии с законодательством РФ; — обеспечивать гарантированные законодательством РФ минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной зашиты работников; — обеспечивать безопасность работников и посетителей, нести ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью; — вести бухгалтерский и статистический учет и отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. с 2 5. Порядок создания, реорганизации и ликвидации НКО куль- т Определяется ГК РФ, ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". 5 2.6. Основные законодательные акты, регулирующие деятельность НКО культуры. Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре". Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II. Налоговый кодекс Российской Федерации, части I и II. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях". Федеральный закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Федеральный закон Российской Федерации "О некоммерческих организациях". 5.3. Организации культуры как юридические лица17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|