Принципы и факторы размещения организаций культуры.
Социально-экономическое значение рационального и продуманного размещения организаций культуры. Формирование культурной среды регионов. Главные принципы размещения организаций культуры. Главными принципами размещения являются: 7 Источник: данные отраслевой статистики, не учитываются частные организации культуры и учебные заведения культуры и искусств. _. соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектов хозяйственного и социально-культурного назначения; __ обеспечение максимальной доступности культурных благ для населения; ._ выравнивание уровней обеспеченности культурными благами по регионам страны; — равноправное развитие национальных культур. Основные факторы, влияющие на размещение объектов Культуры. На характер размещения объектов культуры влияют следующие основные факторы: — тип населенного пункта (город, село); — административный статус населенного пункта; — численность населения и его плотность; — социально-демографическая структура населения (пол, возраст, уровень образования и др.); — исторические и культурные традиции территорий; — природно-климатические условия; — особенности национальных обычаев; — экономическая ситуация в регионе. Фактор географического положения, влияющий на размещение объектов культуры: — близость к крупному культурному центру (например, ближнее Подмосковье); — статус курорта всероссийского значения (например, Сочи). 2.3.3. Нормативные правовые акты, регулирующие размещение В 1996 году Правительством Российской Федерации в качестве социальных нормативов одобрены нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам. Эти нормативы не распространяются на Москву и Санкт-Петербург. В целом они задают состав учреждений культуры и основные характеристики их материальной базы в зависимости от типа населенного пункта, численности населения и административного статуса. Так, профессиональные театры и концертные залы создаются в городах с численностью населения свыше 100 тыс человек, норматив обеспеченности устанавливается в виде количества мест на 1000 жителей: 4-5 — для театров и 1-4 — для концертных залов.
Для регионов данные нормативы носят ориентировочный, рекомендательный характер. Реальные потребности конкретных территорий в сети организаций культуры определяются, исходя из анализа социально-демографической, экономической и социокультурной ситуации. Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры. Для анализа обеспеченности населения учреждениями культуры используются "сетевые показатели", которые принято подразделять на простые и сложные. Простые (абсолютные) сетевые показатели отражают общее количество учреждений культуры. Сложные сетевые показатели выражаются в виде относительных величин: количество учреждений культуры на 1 000 (10 000) жителей, число посадочных мест на 1 000 (10 000) жителей или на одно учреждение культуры. Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры приведены в таблице №2. Таблица №2 Обеспеченность населения учреждениями культуры и искусства всех ведомств в 2004 г.8
8 Источник: Статистический сборник "Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1995, 2002-2004 годы". М., 2005. С. 4,5. * Сведения отсутствуют. ** Сведения по учреждениям Минкультуры России.
2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе. 1. Разрушение отраслевой "вертикали"— формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых учреждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев. 3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учреждений культуры, которые одновременно используют многообразные формы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, — центров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др. 4. Развитие альтернативных государственным организаций культуры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре. 5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммерческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культурную деятельность как вид бизнеса.
6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) некоммерческих органи- заций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благотворительных фондов и т.п. 7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярмарок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др. 8. Переосмысление роли организаций и органов управления культурой, внедрение в их деятельность современных информационных и управленческих технологий (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — РК. и т.д.). Новые требования к кадрам культуры. Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ 3.1. Общее понятие ресурсов. Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник. В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ. Виды ресурсов. Ресурсы культуры подразделяются на ресурсы производства и потребления. 3.2.1. Ресурсы потребления определяются: — свободным временем; — доходами населения и планкой цен; — уровнем культуры; — личностными факторами (установками, вниманием, восприятием и т.д.); — этическими факторами (верность бренду) и т.д. 3.2.2. Ресурсы производства. — трудовые; — материальные; — финансовые; — природные.9 Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться. Иные ресурсы: — интеллектуальные; — творческие; — временные; — информационные; — правовые; — пространственные (специфика места); — управленческие. Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.
Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды. 9 Ряд специалистов дополнительно относят к экономическим энергетические ресурсы, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс. Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты. Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт. Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (оборудования). Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта. Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры. Финансовые ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности и т.д. Природные ресурсы — естественные (земельные, водные) ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. Особую роль играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-заповедников и т.п. От имени органов государственной власти и местного самоуправления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры должны иметь специальные документы — акты землеотвода — и кадастровую оценку стоимости занимаемых земельных участков. Интеллектуальные ресурсы — определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы. Творческие ресурсы — характеризуются мерой таланта (способностей) и исполнительского мастерства творческих работников; художественной, исторической и научной ценностью объектов культурного наследия, традициями. Уникальный, "стратегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека. Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Необходимость своевременного внедрения инновационных социокультурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с фактором моды. Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого ин-
ьормационного пространства. Использование электронных информаци-ных реСурсов, в частности, Интернета. Творческая информация как связующее звено между творческими и информационными ресурсами. Правовые ресурсы10 — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая: __ международные акты; — Конституцию Российской Федерации; — федеральные конституционные законы; — федеральные законы (общие и специальные); — указы Президента РФ; — постановления Правительства РФ; — акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств); — конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; — акты органов местного самоуправления; — учредительные документы и локальные нормативные акты организаций. Пространственные ресурсы (специфика места) — возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п. Управленческие ресурсы — набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Управленческий ресурс как сочетание аналитического, координационного и организационного компонентов. Ключевые факторы успеха — активная публичная политика (РК.) и ответственный финансовый менеджмент. Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места). См.: Игнатьева Е. Л. Мастер-класс "Культура и право. Нормативно-правовая база, регулирующая культурную деятельность "//Справочник руководителя учреждения культу-РЧ- М., 2003. №10,12; 2004. №8; 2005. №6; 2006. №2.
3.3. Информационное обеспечение культурной деятельности. 3.3.1. Основные методы сбора информации: — статистический учет (статистическое наблюдение, единовременные статистические исследования); — бухгалтерский учет; — социологические исследования (опросы, интервью и др.); — изучение материальных носителей творческой информации. 3.3.2. Специфика методов сбора информации. Каждый из методов имеет свою область применения, состав показателей и т.д. Регулярное статистическое наблюдение оперирует данными о развитии культуры, которые: — минимальны по своему числу; — сохраняют относительную преемственность во времени по составу; — просты по способу нахождения значений показателей; — соответствуют утвержденным на государственном уровне приоритетам; — отражают информационные интересы всех субъектов получения информации; — определены в соответствии с полномочиями ведомств как статистических, так и культуры; — в межведомственном плане согласованы между собой, сопоставимы и взаимозаменяемы; — не противоречат международным стандартам. о таких показателях развития культуры, которые: — разнообразны по способу нахождения значений; — предоставляют информацию о явлениях, ранее неизвестных в сфере культуры; — дополняют традиционные статистические показатели в тех аспектах, где последние дают общую информацию; — отражают исследовательские и прогностические интересы субъектов получения информации. Бухгалтерский учет предоставляет данные о таких показателях развития культуры, которые: — дают наиболее полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и финансовом состоянии изучаемого объекта; — обеспечивают учет и контроль за наличием и движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов по единой методике для всех организаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Социологические исследования ориентированы на изучение культурных запросов, предпочтений индивида, уровня и форм его приобщения к культурной деятельности. Целью социологических исследований культуре является выявление отношения различных социально-культурных групп населения к культурным ценностям и благам. 3.3.3. Мониторинг сферы культуры. Преобладание статистических методов наблюдения за процессами, происходящими в культуре. Разрозненность, обособленность имеющихся методов сбора информации. Необходимость разработки новой информационной системы — мониторинга. Мониторинг сферы культуры — процесс постоянного непрерывного наблюдения за состоянием сферы культуры и анализ ее деятельности, предполагающий создание единой системы сбора, хранения, обработки и распространения данных. Задача мониторинга: получение картины функционирования сферы культуры с минимальными организационно-экономическими затратами. Объекты мониторинга: — организации культуры вне зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности; — объекты культурного наследия; — физические лица — создатели и собиратели культурных ценностей; — неинституциональные формы культурной деятельности; — инфраструктура культурной деятельности; — население как потребитель культурных и информационных благ. Отсутствие системы мониторинга социальных результатов культурной деятельности в России. Повышение его роли в условиях бюджетирования, ориентированного на результат.
Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА В КУЛЬТУРЕ 4.1. Специфика характера труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|