Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и факторы размещения организаций культуры.




Социально-экономическое значение рационального и продуманно­го размещения организаций культуры. Формирование культурной среды регионов.

Главные принципы размещения организаций культуры.

Главными принципами размещения являются:

7 Источник: данные отраслевой статистики, не учитываются частные организации культуры и учебные заведения культуры и искусств.


_. соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектов

хозяйственного и социально-культурного назначения;

__ обеспечение максимальной доступности культурных благ для

населения;

._ выравнивание уровней обеспеченности культурными благами по

регионам страны;

— равноправное развитие национальных культур.

Основные факторы, влияющие на размещение объектов

Культуры.

На характер размещения объектов культуры влияют следующие

основные факторы:

— тип населенного пункта (город, село);

— административный статус населенного пункта;

— численность населения и его плотность;

— социально-демографическая структура населения (пол, возраст, уровень образования и др.);

— исторические и культурные традиции территорий;

— природно-климатические условия;

— особенности национальных обычаев;

— экономическая ситуация в регионе.

Фактор географического положения, влияющий на размещение объектов культуры:

— близость к крупному культурному центру (например, ближнее Подмосковье);

— статус курорта всероссийского значения (например, Сочи).

2.3.3. Нормативные правовые акты, регулирующие размещение
объектов культуры.

В 1996 году Правительством Российской Федерации в качестве со­циальных нормативов одобрены нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам. Эти нормативы не распростра­няются на Москву и Санкт-Петербург. В целом они задают состав уч­реждений культуры и основные характеристики их материальной базы в зависимости от типа населенного пункта, численности населения и административного статуса. Так, профессиональные театры и концерт­ные залы создаются в городах с численностью населения свыше 100 тыс человек, норматив обеспеченности устанавливается в виде количе­ства мест на 1000 жителей: 4-5 — для театров и 1-4 — для концертных залов.

Для регионов данные нормативы носят ориентировочный, реко­мендательный характер. Реальные потребности конкретных территорий в сети организаций культуры определяются, исходя из анализа социаль­но-демографической, экономической и социокультурной ситуации.


Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры.

Для анализа обеспеченности населения учреждениями культуры используются "сетевые показатели", которые принято подразделять на простые и сложные.

Простые (абсолютные) сетевые показатели отражают общее коли­чество учреждений культуры.

Сложные сетевые показатели выражаются в виде относительных величин: количество учреждений культуры на 1 000 (10 000) жителей, число посадочных мест на 1 000 (10 000) жителей или на одно учрежде­ние культуры.

Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры приведены в таблице №2.

Таблица №2 Обеспеченность населения учреждениями культуры и искусства всех ведомств в 2004 г.8

 

Годы Виды учреждений культуры              
Театры Коммерческая вме­стимость зрительного зала (основного и дополнительных), мест 194152** 220075"        
Число мест зрительно­го зала(основного и дополнительных) на 1 000 городских жите­лей * 1.777 2.040 2.212 2.285 2.320 2.284
Концертные залы Коммерческая вме­стимость концертного зала, мест . . 8392!        
Число мест концерт­ного зала на 1 000 жителей 0.567 0.691 0.710 0.683 0.682
Число мест концерт­ного зала на 1 000 городских жителей 0.778 0.948 0.973 0.935 0.925
Музеи Число музеев, ед. Число музеев на 10 000 жителей 920** 0.064 1257" 0.085 1725 0.117 2046 0.140 21890.152 2229 0.156 2269 0.158

8 Источник: Статистический сборник "Основные показатели работы отрасли культу­ры за 1985, 1990, 1995, 2002-2004 годы". М., 2005. С. 4,5. * Сведения отсутствуют. ** Сведения по учреждениям Минкультуры России.


 

Гб^ол потеки Число библиотек, ед. Число библиотек на 10 000 жителей 4.341 62234 4.204 54384 3.676 51224 3.520 50968 3.540 50583 3.544 49938 3.464
Парки культуры и отдыха ЧислоПКиО.ед.** Число парков на 10 000 жителей 0 042 730 0.049 603 0.041 542 0038 535 0.038 508 0036  
Клубные учреж­дения Число посадочных мест в зрительных и лекционных залах, тыс. ед. Число посадочных мест в зрительных и лекционных залах на 1000 жителей 13858.4 96.851 133576 90.229 11007.3 74.405 10203 8 70.100 9997,0 69.446 9871.0 68.981 9681.0 67.152
Детские школы искусств Число школ, ед. Число школ на 1000 детей 5890 0,324 6591 0,338 0,277 5823 0,294 5786 0,325 5769 0.347 5627 0.356

2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искус­ство" на современном этапе.

1. Разрушение отраслевой "вертикали"— формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муни­ципальном уровнях.

2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч­реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.

3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде­ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор­мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреж­дений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, — цен­тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др.

4. Развитие альтернативных государственным организаций культу­ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концерт­ном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре.

5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммер­ческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культур­ную деятельность как вид бизнеса.

6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан­сирования государственных (муниципальных) некоммерческих органи-


заций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благо­творительных фондов и т.п.

7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея­тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма­рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.

8. Переосмысление роли организаций и органов управления куль­турой, внедрение в их деятельность современных информационных и управленческих технологий (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — РК. и т.д.). Новые требования к кадрам культуры.


Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ

3.1. Общее понятие ресурсов.

Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомо­гательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения куль­турных ценностей и благ.

Виды ресурсов.

Ресурсы культуры подразделяются на ресурсы производства и по­требления.

3.2.1. Ресурсы потребления определяются:

— свободным временем;

— доходами населения и планкой цен;

— уровнем культуры;

— личностными факторами (установками, вниманием, восприятием и т.д.);

— этическими факторами (верность бренду) и т.д.

3.2.2. Ресурсы производства.
Экономические ресурсы:

— трудовые;

— материальные;

— финансовые;

— природные.9

Основные характеристики экономических ресурсов: ограничен­ность, измеримость, способность накапливаться. Иные ресурсы:

— интеллектуальные;

— творческие;

— временные;

— информационные;

— правовые;

— пространственные (специфика места);

— управленческие.

Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусст­во". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, ин­теллектуальный характер труда.

Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.


9 Ряд специалистов дополнительно относят к экономическим энергетические ресур­сы, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс.


Основные фонды — часть имущества организаций, которая ис­пользуется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на созда­ваемые продукты.

Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком по­требляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.

Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, со­оружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (обо­рудования).

Влияние оснащенности основными фондами на качество культур­ного продукта.

Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.

Финансовые ресурсы — совокупность всех денежных средств, на­ходящихся в распоряжении организации и представленных в виде бан­ковской и кассовой наличности и т.д.

Природные ресурсы — естественные (земельные, водные) ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. Особую роль играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-за­поведников и т.п.

От имени органов государственной власти и местного самоуправ­ления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры должны иметь специальные докумен­ты — акты землеотвода — и кадастровую оценку стоимости занимае­мых земельных участков.

Интеллектуальные ресурсы — определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.

Творческие ресурсы — характеризуются мерой таланта (способно­стей) и исполнительского мастерства творческих работников; художе­ственной, исторической и научной ценностью объектов культурного наследия, традициями. Уникальный, "стратегический" характер творче­ских ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека.

Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприя­тия, его "возраст". Необходимость своевременного внедрения иннова­ционных социокультурных и управленческих технологий. Связь вре­менного ресурса с фактором моды.

Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого ин-


ьормационного пространства. Использование электронных информаци-ных реСурсов, в частности, Интернета. Творческая информация как связующее звено между творческими и информационными ресурсами.

Правовые ресурсы10 — совокупность законодательных и иных нор­мативных правовых актов, включающая:

__ международные акты;

— Конституцию Российской Федерации;

— федеральные конституционные законы;

— федеральные законы (общие и специальные);

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— акты федеральных органов исполнительной власти (мини­стерств и ведомств);

— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

— акты органов местного самоуправления;

— учредительные документы и локальные нормативные акты ор­ганизаций.

Пространственные ресурсы (специфика места) — возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.

Управленческие ресурсы — набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последо­вательные решения, создавать и применять новшества, идти на допус­тимый, оправданный риск.

Управленческий ресурс как сочетание аналитического, координа­ционного и организационного компонентов.

Ключевые факторы успеха — активная публичная политика (РК.) и ответственный финансовый менеджмент.

Ресурсы культурного производства находятся между собой в опре­деленном количественном и качественном соотношении. На современ­ном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономиче­ских к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).

См.: Игнатьева Е. Л. Мастер-класс "Культура и право. Нормативно-правовая база, регулирующая культурную деятельность "//Справочник руководителя учреждения культу-РЧ- М., 2003. №10,12; 2004. №8; 2005. №6; 2006. №2.


 




3.3. Информационное обеспечение культурной деятельности.

3.3.1. Основные методы сбора информации:

— статистический учет (статистическое наблюдение, единовре­менные статистические исследования);

— бухгалтерский учет;

— социологические исследования (опросы, интервью и др.);

— изучение материальных носителей творческой информации.

3.3.2. Специфика методов сбора информации.

Каждый из методов имеет свою область применения, состав пока­зателей и т.д.

Регулярное статистическое наблюдение оперирует данными о раз­витии культуры, которые:

— минимальны по своему числу;

— сохраняют относительную преемственность во времени по со­ставу;

— просты по способу нахождения значений показателей;

— соответствуют утвержденным на государственном уровне при­оритетам;

— отражают информационные интересы всех субъектов получения информации;

— определены в соответствии с полномочиями ведомств как стати­стических, так и культуры;

— в межведомственном плане согласованы между собой, сопоста­вимы и взаимозаменяемы;

— не противоречат международным стандартам.
Единовременные статистические исследования позволяют судить

о таких показателях развития культуры, которые:

— разнообразны по способу нахождения значений;

— предоставляют информацию о явлениях, ранее неизвестных в сфере культуры;

— дополняют традиционные статистические показатели в тех ас­пектах, где последние дают общую информацию;

— отражают исследовательские и прогностические интересы субъектов получения информации.

Бухгалтерский учет предоставляет данные о таких показателях развития культуры, которые:

— дают наиболее полную и достоверную информацию о хозяйст­венной деятельности и финансовом состоянии изучаемого объекта;

— обеспечивают учет и контроль за наличием и движением мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов по единой методике для всех организаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.


Социологические исследования ориентированы на изучение куль­турных запросов, предпочтений индивида, уровня и форм его приобще­ния к культурной деятельности. Целью социологических исследований культуре является выявление отношения различных социально-культурных групп населения к культурным ценностям и благам.

3.3.3. Мониторинг сферы культуры.

Преобладание статистических методов наблюдения за процессами, происходящими в культуре. Разрозненность, обособленность имеющих­ся методов сбора информации.

Необходимость разработки новой информационной системы — мо­ниторинга.

Мониторинг сферы культуры — процесс постоянного непрерывно­го наблюдения за состоянием сферы культуры и анализ ее деятельности, предполагающий создание единой системы сбора, хранения, обработки и распространения данных.

Задача мониторинга: получение картины функционирования сфе­ры культуры с минимальными организационно-экономическими затра­тами.

Объекты мониторинга:

— организации культуры вне зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности;

— объекты культурного наследия;

— физические лица — создатели и собиратели культурных ценно­стей;

— неинституциональные формы культурной деятельности;

— инфраструктура культурной деятельности;

— население как потребитель культурных и информационных благ.

Отсутствие системы мониторинга социальных результатов куль­турной деятельности в России. Повышение его роли в условиях бюд­жетирования, ориентированного на результат.

 


Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА В КУЛЬТУРЕ

4.1. Специфика характера труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...