Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономные учреждения. Плюсы и минусы в сравнении с бюджетным учреждением




На тему правового статуса и реорганизации бюджетных учрежде­ний высказано немало суждений и опубликовано статей. Соответст­вующие законопроекты в процессе доработки постоянно претерпевали изменения. Поэтому представляется целесообразным остановиться на содержании последнего варианта пакета документов, которые, видимо, и будут внесены в Государственную Думу РФ. Он включает в себя:

— проект Федерального закона "Об автономных учреждениях";

— соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Феде­ральный закон "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др. Реальным сроком преобразований может стать 2007 г.

Автономное учреждениеэто не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а новый тип государственного (муниципального) учреждения.

Создание автономного учреждения (путем учреждения или преоо-разования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учрежд ' ний, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово хозяйственной самостоятельности.

Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются бюджетные (БУ) и а тономные (АУ) учреждения.

К общим чертам можно отнести:

— наличие только одного учредителя/собственника (Россиис
Федерация, субъект РФ или муниципальное образование);


___ направленность деятельности на достижение социально-куль­турных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры;

_ право на осуществление предпринимательской (дополнитель­
ной) деятельности;

__ финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов;

._ распоряжение имуществом на праве оперативного управления;

_ закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное)

пользование;

— предоставление льготы по расчету налога на прибыль.

Основные различия БУ и АУ представлены в таблице.

 

Признаки Бюджетные учрежде­ния Автономные учреждения
     
Осуществление предпринима­тельской (до­полнительной) деятельности Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям Сверх объемов заданий учреди­теля вправе по своему усмотре­нию возмездно оказывать услу­ги (выполнять работы), относя­щиеся к основной деятельности или являющиеся дополнитель­ными по отношению к ней
Финансирование Финансируются из соот­ветствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов Финансовое обеспечение основ­ной деятельности по заданиям учредителя осуществляется из соответствующих бюджетов в форме субсидий, субвенций и иных источников
Распоряжение имуществом Не вправе самостоятель­но распоряжаться дохо­дами от своей деятельно­сти и приобретенным на них имуществом Вправе самостоятельно распо­ряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом (в т.ч. не­движимым)
Ответственность Отвечают по своим обя­зательствам имеющими­ся в распоряжении де­нежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответст­венность несет собствен­ник имущества Отвечают всем принадлежащим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреп­ленного собственником, или приобретенного за счет средств, выделенных собственником. Собственник не несет ответст­венности по обязательствам АУ

 




       
   
 
 


Органы управ­ления Единоличный руководя­щий орган (как правило, директор), назначаемый и отстраняемый собст­венником Наблюдательный совет (назнТ~1 чаемый и отстраняемый учреди телем), руководитель (назна­чаемый и отстраняемый уч_ редителем) и иные органы (на. пример, художественный совет и др.), предусмотренные зако­нодательством иуставом АУ
Участие в дея­тельности дру­гих юридиче­ских лиц Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться на созда­ние других организаций Вправе вносить денежные сред­ства и иное имущество в устав­ный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества
Контроль Административный кон­троль затрат Контроль результатов потреби­телями услуг

В целом опасения по поводу "снятия" автономного учреждения с бюджетного финансирования безосновательны. И бюджетные, и авто­номные учреждения будут получать финансовые средства из соответст­вующих бюджетов, только первые — по смете, а вторые — под уста­новленное плановое задание на предоставление государственных (му­ниципальных) услуг культуры.

Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от соб­ственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учре­дителя юридических лиц).

К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может при­вести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отме­тить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких пре­образований, БУ может быть ликвидировано собственником.

Крайне негативно, как ущемление своих прав, воспринял директор­ский корпус необходимость создания наблюдательного совета. Разра­ботчики законопроекта придерживаются иной точки зрения, полагая, что наличие коллегиального органа управления позволит более полн обеспечить соблюдение соответствия деятельности АУ целям, указа ным в его уставе. Обратим внимание, что в соответствии с изменени ми, вносимыми в Основы, учреждения культуры получают право дел гировать полномочия наблюдательного совета учредителю.


Как известно, деятели культуры активно пытались повлиять на со-

ание разрабатываемых законопроектов. Представители Союза те-оальных деятелей, ассоциации директоров концертных организаций, Г юза музеев России, Российской библиотечной ассоциации встреча­юсь по этому поводу с Президентом РФ и министром экономического Л звития и торговли РФ, вносили свои замечания и предложения, кото­рые частично были учтены.

Чего же удалось достичь в результате переговоров и дальнейшей оаботы по согласованию текстов законопроектов?

Во-первых, более четко были прописаны обязанности учредителей по обеспечению финансирования основной деятельности АУ, направлен­ной на выполнение его заданий. В законопроект об АУ внесено допол­нение, что финансирование из соответствующих бюджетов осуществля­ется в форме субсидий, субвенций и иных источников. Таким образом, власть принимает на себя ответственность за финансирование АУ, ока­зывающих услуги культуры. К сожалению, сама формулировка расплыв­чата. Слова "гарантированное бюджетное финансирование" фактически содержатся не в законопроекте, а лишь в пояснительной записке к нему.

Во-вторых, попечительский совет сменил название на наблюда­тельный и стал одним из органов управления АУ, а не высшим органом, как было предусмотрено ранее, уточнены его полномочия.

Однако некоторые принципиальные моменты, за которые ратовали деятели культуры, так и не нашли отражения в итоговых документах, а

именно:

— сохранена запись об отсутствии субсидиарной ответственности

собственника по обязательствам АУ;

— бюджетные учреждения все-таки лишены права самостоятельно распоряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом;

— принцип добровольности преобразования БУ в АУ носит поло­винчатый характер: так, БУ могут изъявить желание преобразоваться в АУ, но если такое решение на их счет примет собственник, то по про­шествии двух лет противостоять ему они не в силах.

В русле реализации стратегии "встраивания" в реформы одной из основных задач отрасли становится определение способа предостав­ления и порядка расчета объемов финансовых средств, необходимых °ля оказания услуг культуры.

Новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг

в упомянутых выше Принципах реструктуризации подробно рас­писаны недостатки действующего механизма финансирования бюджет-


5. Каждый государственный или муниципальный театр самостоя­тельно устанавливает показатели численности артистического и худо­жественного персонала, показатели творческо-производственной дея­тельности с учетом особенностей театра и экономических возможно­стей коллектива.

6. Учредитель государственного или муниципального театра в за­висимости от национальных, социальных и экономических условий при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокра­щать норматив количества спектаклей.

7. Нормативы бюджетного финансирования государственных и му­ниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:

а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд
в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);

б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных
окладов и т.п.;

в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и
тарифов на услуги, используемые театром.

8. Нормативы бюджетного финансирования государственных и му­
ниципальных театров определяются на основе социально-эконо­
мических нормативов по методике, утверждаемой Министерством куль­
туры Российской Федерации.

 

Игнатьева Е.Л.

Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и — М • ГИТИС 2006. 231 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................................... 3

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ.......................................................................................... 9

1.1. Понятие экономических отношений и культуры........................... 9

1.2. Характер экономических отношений в сфере культуры.............. 9

1.3. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности в трудах представителей различных научных школ......................................................................................... 11

1.4. Основные направления становления науки об экономике куль­туры 12

1.5. Предмет и метод экономики культуры............................................ 13

1.6. Место экономики культуры в системе научных дисциплин.... 14

Тема 2. "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО" КАК ОТРАСЛЬ

НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА................................................ 15

2.1. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве 15

2.2. Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство" 17

2.3. Принципы и факторы размещения организаций культуры...... 20

2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе 23

Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ....................................... 25

3.1. Общее понятие ресурсов..................................................................... 25

3.2. Виды ресурсов....................................................................................... 25

3.3. Информационное обеспечение культурной деятельности....... 28

Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА

В КУЛЬТУРЕ.......................................................................................... 30

4.1. Специфика характера труда............................................................. 30

4.2. Результаты труда в культуре............................................................ 30

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ

СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС........................................... 35

5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект................ 35

5.2. Правовой статус организаций культуры....................................... 35

5.3. Организации культуры как юридические лица........................... 41



Тема 6. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ...................... 44

6.1. Собственность — основа системы экономических
отношений............................................................................................. 44

6.2. Интеллектуальная собственность................................................... 44

б.З.Собственность на имущество культурного назначения........... 45

6.4.Специфика имущественных отношений в учреждениях культу­
ры............................................................................................................... 47

6.5. Специфика процессов разгосударствления и приватизации в
культуре................................................................................................... 48

Тема 7. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.......................................................... 51

7.1. Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры...51

7.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма ор­ганизаций культуры 51

 

7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры 52

7.4. Методы управления экономической деятельностью организа­ций культуры 53

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры 54

7.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры....54

Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ..................................................... 57

8.1. Общие положения................................................................................ 57

8.2. Планирование в сфере культуры.................................................... 60

8.3. Программы культурного развития, их роль и сущность.......... 62

8.4. Планирование в организациях культуры..................................... 67

Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ.................................................. 69

9.1. Финансирование сферы культуры.................................................. 69

9.2. Финансирование организаций культуры...................................... 73

9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство

в культуре............................................................................................... 78

Тема 10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ........................................... 81

10.1. Структура и динамика затрат на услуги культуры................ 81

10.2. Цены и ценообразование в культуре............................................ 82

10.3. Ценовая политика............................................................................. 84

Тема 11. ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ....................................... 85

11.1. Экономическая природа заработной платы............................. 85


 

11.2. Основные принципы организации оплаты труда...................... 86

11.3. Тарифная система оплаты труда................................................... 86

11.4. Формы и системы оплаты труда.................................................... 88

11.5. Структура и динамика заработной платы.................................. 90

11.6. Договорное регулирование трудовых отношений.................. 92

11.7. Применение специальных выплат................................................. 93

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. Цель и сфера профессионального использования данного учебно­
го курса.................................................................................................................... 95

II. Курсы, которые необходимо предварительно освоить для изуче­
ния данной дисциплины...................................................................................... 95

III. Примерная тематика письменных работ......................................... 95

IV. Вопросы для проведения итогового контроля.............................. 96

V. Глоссарий................................................................................................ 98

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

I. Законодательные и иные нормативные правовые акты Россий­
ской Федерации.................................................................................................. 108

II. Сборники нормативных актов и справочные издания............. 115

III. Статистика............................................................................................ 116

IV. Литература.......................................................................................... 117

Основная........................................................................................... 117

Дополнительная............................................................................... 117

Литература на иностранных языках........................................ 121

Ресурсы Интернет.......................................................................... 122

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I............................................................................................... 125

Финансирование учреждений культуры в современных

экономических условиях.......................................................................... 125

Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, со­
стояние, перспективы........................................................................................ 133

Бюджетная реформа................................................................................. 144

Приложение П. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.................. 156

I. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения)....... 156

И. Федеральный закон "О некоммерческих организациях"........... 164

III. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и бла­
готворительных организациях"..................................................................... 198

IV. Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о
культуре"(извлечения)...................................................................................... 210


 




 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...