Автономные учреждения. Плюсы и минусы в сравнении с бюджетным учреждением
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 На тему правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений высказано немало суждений и опубликовано статей. Соответствующие законопроекты в процессе доработки постоянно претерпевали изменения. Поэтому представляется целесообразным остановиться на содержании последнего варианта пакета документов, которые, видимо, и будут внесены в Государственную Думу РФ. Он включает в себя: — проект Федерального закона "Об автономных учреждениях"; — соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др. Реальным сроком преобразований может стать 2007 г. Автономное учреждение — это не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а новый тип государственного (муниципального) учреждения. Создание автономного учреждения (путем учреждения или преоо-разования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учрежд ' ний, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово хозяйственной самостоятельности. Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются бюджетные (БУ) и а тономные (АУ) учреждения. К общим чертам можно отнести: — наличие только одного учредителя/собственника (Россиис ___ направленность деятельности на достижение социально-культурных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры; _ право на осуществление предпринимательской (дополнитель __ финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов; ._ распоряжение имуществом на праве оперативного управления;
_ закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; — предоставление льготы по расчету налога на прибыль. Основные различия БУ и АУ представлены в таблице.
В целом опасения по поводу "снятия" автономного учреждения с бюджетного финансирования безосновательны. И бюджетные, и автономные учреждения будут получать финансовые средства из соответствующих бюджетов, только первые — по смете, а вторые — под установленное плановое задание на предоставление государственных (муниципальных) услуг культуры.
Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от собственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учредителя юридических лиц). К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может привести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких преобразований, БУ может быть ликвидировано собственником. Крайне негативно, как ущемление своих прав, воспринял директорский корпус необходимость создания наблюдательного совета. Разработчики законопроекта придерживаются иной точки зрения, полагая, что наличие коллегиального органа управления позволит более полн обеспечить соблюдение соответствия деятельности АУ целям, указа ным в его уставе. Обратим внимание, что в соответствии с изменени ми, вносимыми в Основы, учреждения культуры получают право дел гировать полномочия наблюдательного совета учредителю.
Как известно, деятели культуры активно пытались повлиять на со- ание разрабатываемых законопроектов. Представители Союза те-оальных деятелей, ассоциации директоров концертных организаций, Г юза музеев России, Российской библиотечной ассоциации встречаюсь по этому поводу с Президентом РФ и министром экономического Л звития и торговли РФ, вносили свои замечания и предложения, которые частично были учтены. Чего же удалось достичь в результате переговоров и дальнейшей оаботы по согласованию текстов законопроектов? Во-первых, более четко были прописаны обязанности учредителей по обеспечению финансирования основной деятельности АУ, направленной на выполнение его заданий. В законопроект об АУ внесено дополнение, что финансирование из соответствующих бюджетов осуществляется в форме субсидий, субвенций и иных источников. Таким образом, власть принимает на себя ответственность за финансирование АУ, оказывающих услуги культуры. К сожалению, сама формулировка расплывчата. Слова "гарантированное бюджетное финансирование" фактически содержатся не в законопроекте, а лишь в пояснительной записке к нему. Во-вторых, попечительский совет сменил название на наблюдательный и стал одним из органов управления АУ, а не высшим органом, как было предусмотрено ранее, уточнены его полномочия. Однако некоторые принципиальные моменты, за которые ратовали деятели культуры, так и не нашли отражения в итоговых документах, а именно: — сохранена запись об отсутствии субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ; — бюджетные учреждения все-таки лишены права самостоятельно распоряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом; — принцип добровольности преобразования БУ в АУ носит половинчатый характер: так, БУ могут изъявить желание преобразоваться в АУ, но если такое решение на их счет примет собственник, то по прошествии двух лет противостоять ему они не в силах.
В русле реализации стратегии "встраивания" в реформы одной из основных задач отрасли становится определение способа предоставления и порядка расчета объемов финансовых средств, необходимых °ля оказания услуг культуры. Новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в упомянутых выше Принципах реструктуризации подробно расписаны недостатки действующего механизма финансирования бюджет- 5. Каждый государственный или муниципальный театр самостоятельно устанавливает показатели численности артистического и художественного персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических возможностей коллектива. 6. Учредитель государственного или муниципального театра в зависимости от национальных, социальных и экономических условий при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокращать норматив количества спектаклей. 7. Нормативы бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае: а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и 8. Нормативы бюджетного финансирования государственных и му
Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и — М • ГИТИС 2006. 231 с. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие..................................................................................................... 3 Тема 1. КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.......................................................................................... 9 1.1. Понятие экономических отношений и культуры........................... 9 1.2. Характер экономических отношений в сфере культуры.............. 9 1.3. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности в трудах представителей различных научных школ......................................................................................... 11 1.4. Основные направления становления науки об экономике культуры 12 1.5. Предмет и метод экономики культуры............................................ 13 1.6. Место экономики культуры в системе научных дисциплин.... 14
Тема 2. "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО" КАК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА................................................ 15 2.1. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве 15 2.2. Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство" 17 2.3. Принципы и факторы размещения организаций культуры...... 20 2.4. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе 23 Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ....................................... 25 3.1. Общее понятие ресурсов..................................................................... 25 3.2. Виды ресурсов....................................................................................... 25 3.3. Информационное обеспечение культурной деятельности....... 28 Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА В КУЛЬТУРЕ.......................................................................................... 30 4.1. Специфика характера труда............................................................. 30 4.2. Результаты труда в культуре............................................................ 30 Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС........................................... 35 5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект................ 35 5.2. Правовой статус организаций культуры....................................... 35 5.3. Организации культуры как юридические лица........................... 41 Тема 6. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ...................... 44 6.1. Собственность — основа системы экономических 6.2. Интеллектуальная собственность................................................... 44 б.З.Собственность на имущество культурного назначения........... 45 6.4.Специфика имущественных отношений в учреждениях культу 6.5. Специфика процессов разгосударствления и приватизации в Тема 7. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.......................................................... 51 7.1. Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры...51 7.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры 51
7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры 52 7.4. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры 53 7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры 54 7.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры....54 Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ..................................................... 57 8.1. Общие положения................................................................................ 57 8.2. Планирование в сфере культуры.................................................... 60 8.3. Программы культурного развития, их роль и сущность.......... 62 8.4. Планирование в организациях культуры..................................... 67 Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ.................................................. 69 9.1. Финансирование сферы культуры.................................................. 69 9.2. Финансирование организаций культуры...................................... 73 9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре............................................................................................... 78 Тема 10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ........................................... 81 10.1. Структура и динамика затрат на услуги культуры................ 81 10.2. Цены и ценообразование в культуре............................................ 82 10.3. Ценовая политика............................................................................. 84 Тема 11. ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ....................................... 85 11.1. Экономическая природа заработной платы............................. 85
11.2. Основные принципы организации оплаты труда...................... 86 11.3. Тарифная система оплаты труда................................................... 86 11.4. Формы и системы оплаты труда.................................................... 88 11.5. Структура и динамика заработной платы.................................. 90 11.6. Договорное регулирование трудовых отношений.................. 92 11.7. Применение специальных выплат................................................. 93 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ I. Цель и сфера профессионального использования данного учебно II. Курсы, которые необходимо предварительно освоить для изуче III. Примерная тематика письменных работ......................................... 95 IV. Вопросы для проведения итогового контроля.............................. 96 V. Глоссарий................................................................................................ 98 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ I. Законодательные и иные нормативные правовые акты Россий II. Сборники нормативных актов и справочные издания............. 115 III. Статистика............................................................................................ 116 IV. Литература.......................................................................................... 117 Основная........................................................................................... 117 Дополнительная............................................................................... 117 Литература на иностранных языках........................................ 121 Ресурсы Интернет.......................................................................... 122 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение I............................................................................................... 125 Финансирование учреждений культуры в современных экономических условиях.......................................................................... 125 Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, со Бюджетная реформа................................................................................. 144 Приложение П. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.................. 156 I. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения)....... 156 И. Федеральный закон "О некоммерческих организациях"........... 164 III. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и бла IV. Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|