Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы налогообложения




 

Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателями и критериями в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

Принципы, лежащие в основе налогообложения, можно разделить на две группы:

-принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;

- принципы, определяющие построение налоговой системы в целом.

Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные;

- однократность налогообложения объектов налоговыми платежами;

- всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;

- безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;

- добровольность уплаты и исчисления налога;

- возвратность налога субъекту налога;

- территориальность налогообложения;

- справедливость налогообложения;

- социальная справедливость налогообложения;

- пропорциональность взимания налога;

- прогрессивность взимания налога;

- дифференцированность взимания налога;

- регрессивность взимания налога;

- самообложение налогом;

- резидентство или территориальность проживания субъекта налога;

- минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублируют друг друга, и оба налога взимаются с одного и того же объекта налогообложения.

Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждого гражданина государства, являющегося субъектом налога, в поддержании государства частью своего дохода означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части дохода субъектом налога в бюджет соответствующего территориального образования означает, что налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является по своей сути добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И, следовательно, данный принцип не может быть положен в качестве принципа в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налоговым Кодексе Российской Федерации.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором "неделимых благ" (в виде пенсий, пособий, стипендий и т.д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территориальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.

Принцип территориальности налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообложения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости налогообложения субъектов налога означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного характера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов налога, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, гражданства или место происхождения капитала или предоставления аналогичных льгот отдельным территориальным образованиям.

Принцип социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога означает, что граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наиболее малообеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, то есть соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Принцип пропорциональности взимания налогов с субъекта налога означает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), то есть взимание налога производится в равных долях от дохода. Например, годовой доход субъектов налога составляет: первого - 30 тыс.руб., второго - 250 тыс., третьего - 2 млн., но со всех налогоплательщиков взимается по 13% подоходного налога. Данный принцип находится в противоречии с принципом социальной справедливости.

Принцип прогрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что с ростом доходов налогоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная - деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональности, но не противоречит принципу социальной справедливости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоречии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.

Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип резиденства или территориальности проживания субъекта налога предусматривает деление всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (резидент - физическое лицо, проживающее более 6 месяцев на территории государства), то есть в системе налогообложения действует принцип проживания или нахождения субъекта налога на территории данного государства. Резиденты подлежат налогообложению по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты - платят налоги с источников дохода, полученных на территории только данной страны.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций), то есть, обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением общества и выполнением планов развития экономики. Критерием принципа может выступать сумма собираемости налогов, поступающая в бюджет и идущая на покрытие расходов:

                                                     (4)

где Д - общая сумма бюджета соответствующего территориального б образования, необходимая для выполнения им своих задач (функций);

Д - сумма средств, поступающая в бюджет соответствующего д территориального образования за счет налоговых поступлений;

Д - расчетная сумма средств, поступающая в бюджет нр соответствующего территориального образования за счет налоговых поступлений с субъектов налога;

Д - реальная сумма налогов, поступающая в бюджет с соответствующего территориального образования с учетом собираемости налогов с субъектов налога;

К - коэффициент, учитывающий собираемость налогов налоговыми с органами;

Д - минимально необходимая сумма собираемости налогов со всех с min видов налогов и субъектов налога, необходимая для поступления в бюджет соответствующего территориального образования и обеспечивающая выполнение им своих задач (функций).

Данный принцип является основным для установления определенного количества видов налогов и их налоговых ставок в государстве, определения объектов налогообложения и субъектов налога.

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

- единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;

- стабильности налогового законодательства;

- рациональности и оптимальности налоговой системы;

- организационно-правового построения и организации налоговой системы;

- единоначалия и централизации управления налоговой системой;

- максимальной эффективности налоговой системы;

- целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и другие.

Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:

- все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;

- единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных принципов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т.д.

Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает не внесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.

Стабильность налоговой системы можно характеризовать коэффициентом стабильности, определяющим изменение материального положения налогоплательщиков (граждан), который рассмотрен в разделе "Налоговая система и ее структура", п.1.4

Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы могут быть требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система и которые изложены в предыдущем разделе. Например, налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых система обеспечивает максимум или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Критериями рациональности и оптимальности системы могут служить:

1. Количество налоговых служащих, задействованных в обслуживании всех налогоплательщиков или по отношению к общему числу населения страны, при условии, что они обеспечивают собираемость налогов:

                                                      (5)

при Кс >= Кр

где П - количество налогоплательщиков (граждан) в государстве, Н1 приходящихся на одного налогового служащего;

N - общее число налогоплательщиков (граждан) в государстве; н

N - общее число налоговых служащих, занятых в налоговой сфере с (входящих в налоговую систему);

К - коэффициент, характеризующий собираемость налогов, с выраженный в процентах;

К - плановый или расчетный коэффициент собираемости налогов за р отчетный период, выраженный в процентах.

2. Общее количество налоговых служащих (входящих в налоговую систему) Nc, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков в стране при условии собираемости налогов:

                                                            (6)

при Кс >= Кр

                                                (7)

где N - общее число налогоплательщиков в государстве; Н

П - производительность одного налогового служащего, н 1 обеспечивающего собираемость налогов;

К - коэффициент уровня автоматизации рабочего места налогового т служащего.

3. Количеством денежных средств, затрачиваемых на организацию, содержание, обеспечение и обслуживание вновь создаваемой (рациональной или оптимальной) системы в сравнении с существующей при одинаковом уровне (коэффициенте) собираемости налогов Кс = Кс2:

де K - коэффициент оптимизации налоговой системы; о

Д - общая сумма средств, расходуемая на содержание и о обслуживание (рациональной или оптимальной) предлагаемой системы;

Д - общая сумма средств, расходуемая на содержание и с обслуживание существующей системы.

Если Ко > 1, то новая система не рациональна, не оптимальна; при К = 1 - системы равнозначны; при К < 1 новая система более рациональна и оптимальна по отношению к существующей системе.

Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т.д.

В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определены функции каждого элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.

Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.

В Российской Федерации, до принятия нового Налогового Кодекса действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, регулирующих налоговое законодательство. Изданные различными ведомствами и министерствами документы до настоящего времени не отменены и продолжают действовать в условиях нового законодательства.

В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран, а в России на шесть министерств и ведомств, согласованность действий которых определена только в области разграничения функций, а взаимодействие организовано на уровне руководителей этих министерств и ведомств.

Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

Эффективность системы можно характеризовать коэффициентом эффективности Кэ, равным

где Д - общая сумма денежных средств, реально собранных в сигма бюджет соответствующего территориального образования за счет платежей;

Д - расчетная сумма средств, которая должна поступить в р бюджет соответствующего территориального образования от всех налогоплательщиков;

Kо <= - коэффициент оптимальности организации налоговой системы.

Если Kэ < 1, то это означает, что налоговая система работает эффективно, при К_э = 1 - предлагаемая и существующая системы по эффективности одинаковы, при Кэ < 1 - предлагаемая система уступает по своим параметрам существующей системе и не может быть реализована в практику.

В настоящее время в РФ насчитывается более 3 млн. только юридических лиц, третья часть которых вообще не представляет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. - 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, то есть на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.

Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни общества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...