Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды налогов в Российской Федерации




 

Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

- виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

- субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

- органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

- законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента Российской Федерации вступают в силу.

Законодательные органы субъектов федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса Российской Федерации, принятого Законодательным Собранием Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового Кодекса Российской Федерации и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта Российской Федерации.

Согласно законодательству Российской Федерации налоговая система является 3-уровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Таблица 1

Структура налоговой системы Российской Федерации

 

 


Субъекты налога - налогоплательщики (юридические и физические лица)


В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на следующие виды: (Таблица 2), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованьями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

Таблица 2

Виды налогов Российской Федерации и их налоговые ставки

№ п/п Виды налогов и сборов Налоговые ставки
1 Налог на добавленную стоимость (НДС) Устанавливается в размере от 0 до 20 % от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т. д.) 0% - на отдельные виды товаров (работ, услуг); 10% - на продукты и детские товары; 20% - на остальные виды товаров (работ, услуг).
2 Акциза на отдельные виды товаров и минерального сырья Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объектов товаров (работ, услуг) в размере от 0 1850 руб. — в зависимости от вида товара и субъекта налога; От 0 до 30% в зависимости от вида сырья (товара) и субъекта налога
3   Налог на прибыль (доход) организаций Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в размере: от 24 до 30 %. Из них: 30% по банковской деятельности (все поступает в федеральный бюджет); 24% - по остальным видам деятельности в том числе; 7,5 % поступает в федеральные бюджеты, 2 % в местные бюджеты
4   Налоги на доходы от капитала   Определяется от дохода субъекта налога в размере 12-15 % в том числе:

 

Продолжение таблицы 2

№ п/п Виды налогов и сборов Налоговые ставки
    12 % по доходам от процента по ценным бумагам; 15% по доходам от дивидендов;
5 Подоходный налог с физических лиц (налог на доходы с физических лиц) Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 % до 35 %, в том числе: 30 % по доходам от дивидендов; 35% по отдельным видам доплат (вклады, выигрыши); 13 % по остальным видам доходов.
6 Единый социальный налог (взнос) Исчисляется от суммы выплат, вознаграждений, дохода, стоимости товаров (работ, услуг) различных категорий субъектов налога: от 17,6 (и плюс от 2 до 10 % с верх установленного минимума) до 36,6 (и плюс от 2 до 20 % с верх установленного минимума), из них: - в Пенсионный фонд РФ от 14 % (плюс от 2 до 8 % сверх установленного минимума),  - фонд социального страхования РФ от 2, 9 % (плюс от 1,1 до 2,2 % сверх установленного минимума) до 4 % (плюс от 1,1 до 2.,2 % сверх установленного минимума) - Федеральный фонд медицинского страхования от 0,1 % (плюс от 0,1 % сверх установленного минимума) до 0,2 % (плюс 0,1 % сверх установленного минимума; - территориальный фонд медицинского страхования от 2,5 % (плюс от 0,9 до 1,9 % сверх установленного минимума.)
7 Государственная пошлина Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги — от 1 до 17 тыс. руб. - от 0,5 до 5 % от цены иска

Продолжение таблицы 2

№ п/п Виды налогов и сборов Налоговые ставки
8 Таможенная пошлина и таможенные сборы   Устанавливается постановлением Правительства РФ, в том числе за таможенное оформление товара сбор не может быть менее
    0,05% от стоимости товара (в иностранной валюте)
9 Налог на пользование недрами Устанавливается определенная плата за лицензию в размере от 100 до 4000 руб. (в зависимости от вида деятельности - от 0,5 до 16 % в зависимости от стоимости минерального сырья.
10 Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы Определяется в зависимости от стоимости произведенной или реализованной (направленной на переработку) продукции (без учета НДС) в размере от 1,7 до 10 %
11 Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов Устанавливается от процентной доли накопленные доходы к накопленным затратам от стоимости добытой или реализованной (переданной на переработку) продукции в размере от 0 до 60 %
12 Сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ (выделение квот и сбор на право пользования)
13 Лесной налог Устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ за пользование лестными богатствами
14 Водный налог   Устанавливается в зависимости от вида деятельности субъекта налога в размере от 0,5 до 7500 руб.

Продолжение таблицы 2

№ п/п Виды налогов и сборов

Налоговые ставки

15 Экологический налог

Устанавливается постановлением Правительства РФ в зависимости от вида вредного воздействия каждого ингредиента загрязняющего вещества и сырья

16 Федеральные лицензионные сборы

Устанавливаются в зависимости от вида лицензионной деятельности:

- не превышают 1000 кратного минимума

размера оплаты труда в соответствии с решением или законодательного акта РФ

Региональные налоги

17

Налог на имущество организации

Устанавливается законом субъекта РФ, но не превышает 2,5 %
18

Налог на недвижимость

Устанавливается законом субъекта РФ, но не более 2% от рыночной стоимости объекта недвижимости и 0,2 % стоимости объекта недвижимости жилищного фонда
19

Дорожный налог

Устанавливается в размере 0,75% от дохода организации
20

Транспортный налог

Устанавливается законом субъекта РФ в зависимости от вида транспортного средства и его мощности двигателя в размере от 10 до 75 коп. за 1 л. с.
21

Налог с продаж

Устанавливается законом субъекта РФ в размере не более 5 % от стоимости товара (работ, услуг) (отменен с января 2004 г.)
22

Налог на игорный бизнес

Устанавливается ставка законом субъекта РФ, в размере от 50 тыс. до 1 мил. руб. в год в зависимости от объекта налогообложения
23

Региональное лицензионные сборы

Устанавливаются субъектами РФ и не
       

Продолжение таблицы 2

№ п/п Виды налогов и сборов Налоговые ставки
    превышают 500 минимальных размеров оплаты труда и зависит от вида деятельности

Местные налоги и сборы

24 Земельный налог Устанавливается местными органами власти в размере от 0,1 до 2% кадастровой стоимости земли и групп субъектов налога
25 Налог на имущество физических лиц Устанавливается в размере от 0,1 % (плюс 2 % сверхустановленной суммы) от оценочной стоимости (страховой, рыночной, инвентаризационной)
26 Налог на рекламу Устанавливается в размере максимального до 5 % стоимости оплаты услуг субъектом налога
27 Налог на наследование и дарение Устанавливается в размере не более 10-30 % от стоимости имущества в зависимости от возраста и родства наследников
28 Местные лицензионные сборы Сбор за выдачу лицензии в зависимости от вида деятельности не превышает 500 минимальных оплаты труда

 

Источник таблицы 2 Колчин С.Г. «Налогообложение» Учебное пособие

Субъекты налога. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговые органы. Налоговые органы в России представлены Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с его подразделениями, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации с его подразделениями, органами государственных внебюджетных фондов, Управлением Министерства финансов Российской Федерации, министерствами и финансовыми управлениями субъектов Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции с ее подразделениями, государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др. должностными лицами, насчитывающими 180 тыс. налоговых служащих (без учета сотрудников ФСНП РФ).

Представленная в таблице 1 структура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Для того чтобы налоговая система функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

- снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;

- сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на какие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога - тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.

Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона.

Анализ системы налогообложения России и зарубежных стран позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

1. Создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации, и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.

2. Создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:

- своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);

- своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

- изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

- своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

- совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;

- создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...