Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Стр 1 из 36Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ______________________________________________________________________ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года РУССКИЙ ЯЗЫК
Москва Авторы: И. П. Цыбулько (руководитель), В. Н. Александров, Е. В. Арутюнова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Р. А. Дощинский, В. И. Капинос, Л. И. Пучкова
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 г. по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2022 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку. В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2022 г. по русскому языку, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по русскому языку, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку. Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© И. П. Цыбулько, В. Н. Александров, Е. В. Арутюнова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Р. А. Дощинский, В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, 2022 © Федеральный институт педагогических измерений, 2022 Оглавление 1. Задания с развёрнутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. 4 2. Подготовка эксперта предметной комиссии по русскому языку. 6 3. Общая система оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (сочинения-рассуждения) 9 4. Критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом.. 10 5. Проверка выполнения задания с развёрнутым ответом по критериям.. 17 Приложение 1. Документация эксперта предметной комиссии по русскому языку. 81 Приложение 2. Бланк-протокол проверки развёрнутых ответов. 85 Приложение 3. Бланк-копия. 86 Приложение 4. Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание с развёрнутым ответом 86 Приложение 5. Исходные тексты.. 89 Приложение 6. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому языку в 2022 году. 130
1. Задания с развёрнутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку
Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.
Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырёх компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая. Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровней сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных. В работе использованы два типа заданий: задания с кратким ответом и задание с развёрнутым ответом. Большая часть заданий с кратким ответом проверяет сформированность базовой языковой компетенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и классифицировать их. Несколько заданий проверяет сформированность коммуникативной компетенции экзаменуемых – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне. При этом есть задания с кратким ответом, которые ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причём предъявляется он как в виде изолированных языковых примеров (предложений), так и на материале текста. В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями базового, высокого и повышенного уровней сложности. Задание с развёрнутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание, являясь заданием повышенного уровня сложности, проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:
1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 2) комментировать главную проблему исходного текста; 3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме; 4) выражать и аргументировать собственное мнение; 5) последовательно и логично излагать мысли; 6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; 7) проявлять практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка. Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования. Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что в части аргументации собственного мнения прямо или косвенно даёт представление о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|