Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфраструктура предпринимаательства




Инфраструктура поддержки предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно отнести:

· банки второго уровня;

· микрокредитные и микрофинансовые организации

· общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;

· торгово-промышленные палаты;

· разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;

· информационные агентства и специализированные печатные издания;

· фонды поддержки малого предпринимательства;

· организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;

· консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;

· специализированные государственные структуры;

· технопарки и бизнес-инкубаторы и т.д.

В научной литературе термин "инфраструктура" (от лат. infra - под. structure - структура) означает совокупность отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности общества. В данном случае мы рассмотрели термин "общей инфраструктуры".

Общая инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Первая охватывает отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство. К ним относят: все виды транспорта, линии электропередач, водоснабжение и др. К социальной инфраструктуре относится торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и народного образования, предприятия бытового обслуживания населения и др. отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей.

Помимо общей инфраструктуры существуют и частные, касающиеся непосредственно субъекта или их совокупности, составляющих сектор экономики, которым и является малый бизнес.

Под инфраструктурой рынка (англ. infrastructure market) понимается совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений.

Различается инфраструктура рынка товарного, финансового, рабочей силы. В инфраструктуру товарного рынка включаются: торговля (оптовая и розничная), аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др. Инфраструктура финансового рынка охватывает всю банковскую систему, фондовую биржу, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и др. Инфраструктура рынка рабочей силы включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров, организацию общественных работ, регулирование миграции трудовых ресурсов и т.п.

Другими словами - рыночная инфраструктура - межотраслевой комплекс различных элементов хозяйственного механизма, призванных обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование экономики рыночного типа. Это комплекс представляется в виде сложной конструкции, сочетающей в себе институциональные, материальные и нематериальные элементы, призванные обеспечить выполнение всех необходимых функций в современной системе распределения товаров производственного и потребительского назначения и взаимосвязанных с ним услуг. В структурно-аналитическом аспекте элементы данного комплекса систематизируются в нескольких основных блоках: организационном, материальном, информационном, кредитно-расчетном, кадровом и нормативно-правовом.

Становлению рыночных отношений в Казахстане в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Создание прогрессивной рыночной инфраструктуры требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры осуществляется на основе комплексного системного подхода с учетом особенностей инфраструктуры каждой отрасли.

Эффективность использования инфраструктуры во многом зависит от особенностей состояния и развития каждой отрасли, ее использующей. Вместе с тем, уровень развития инфраструктуры является важным фактором, формирующим эффективность функционирования как отдельно взятой организации, так и отрасли в целом.

Обобщая выше приведенную терминологию, можно сказать, что "инфраструктура" в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферы народного хозяйства.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфическую инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, например, на рынке товаров и услуг распространены товарные биржи, многочисленные предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации и т.д.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

К элементам рыночной инфраструктуры относятся торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг и др.

В недавнем прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

Инфраструктура - обязательный компонент любой целостной экономической системы. Инфраструктура малого бизнеса представляет собой совокупность предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, обслуживающих малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, опосредующих и увязывающих деловые отношения в одно целое.

В отношения между предпринимателями и наемными работниками вклинивается огромное множество промежуточных структур, устанавливающих эти отношения и помогающих названными субъектами реализовать деловые интересы.

Элементами инфраструктуры малого бизнеса являются: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; организационно оформленное предпринимательство на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; система регулирования занятости населения и центры содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговые инспекции; система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации; торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; таможенная система; профессиональные союзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего образования; консультационные (консалтинговые) компании; аудиторские компании; общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.

Негосударственные элементы инфраструктуры являются продолжением деловых отношений, продукт их длительной эволюции. Инфраструктура не только организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, но и обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики. Рыночная экономика сможет эффективно развиваться и функционировать лишь при наличии развитой рыночной инфраструктуры, включающую несколько десятков, или даже сотен, ее элементов, так как переход к рынку в регионе требует создания эффективно действующего механизма по его комплексному обслуживанию.

Создание рыночной инфраструктуры возможно на уровне не одного, а нескольких регионов или экономических районов. Такие вопросы должны прорабатываться совместно с местными органами управления регионов, имеющих предпосылки к интеграции по данному направлению.

Наиболее прогрессивным элементом инфраструктуры, необходимым для малого бизнеса, является региональный технологический парк и, входящие в него, бизнес-инкубаторы.

Кризисная ситуация привела к существенному снижению финансирования науки. Но, несмотря на этот факт, Казахстан имеет достаточно высокий уровень развития науки. Кроме того, в стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений.

Реализуя необходимость сохранения и эффективного использования научно-технических ресурсов, а также учитывая то, что значительная часть населения положительно относится к возможности активного участия в "свободной" экономике и предпринимательской деятельности, нельзя недооценивать развитие малого инновационного бизнеса.

Способствовать становлению малых инновационных предприятий в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики будет создание технополисов или технологических парков, бизнес-инкубаторв, которые являются своеобразным инкубатором малого бизнеса на региональном уровне. Они создадут необходимую инфраструктуру для нормального функционирования малых инновационных предприятий, важных для развития данного региона.

Под "бизнес-инкубатором" понимается форма содействия развитию местных небольших новых предприятий со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров, которые контролируют и направляют работу "инкубаторов". Другими словами, бизнес-инкубатор - определенная организационно-экономическая структура, объединяющая ряд самостоятельных малых предприятий единым помещением и управленческим аппаратом. Характер объединения - временный, ограниченный промежутком, необходимым и достаточным для становления малых предприятий, после чего они уходят из "инкубатора" в "рынок".

Клиентами "инкубаторов" являются вновь созданные готовые бизнес планы малого бизнеса малые предприятия различных сфер деятельности, по упор в основном делается на инновационныепредприятия, производители новой техники, консалтинговые предприятия. "Инкубаторы" часто участвуют в собственности предприятий-клиентов.

Бизнес-инкубаторы являются первичными элементами (модулями) для образования других, более сложных, разновидностей технико-внедренческих экономических зон. Это чисто коммерческие структуры, размещенные в пределах небольшого участка (здания) и предназначенные для обеспечения благоприятных условий для развития малых или средних, только что созданных, наукоемких предприятий. Они не ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции и коммерциализацию научных исследований.

Технологический парк (или технопарк) (от англ. industrial park) - новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы.

Другими словами, технологический парк это коммерческая или некоммерческая, организация (предприятие), учрежденная в определенной организационно-правовой форме (совместного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, ассоциации, фонда, учреждения), имеющая статус юридического лица, способствующая формированию инновационной среды. Это достигается путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, для производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. В целях развития предпринимательства в научно-технической сфере технопарки наделяются налоговыми и иными льготами.

Технополис (от греч. techne - искусство и polis - город) - одна из форм свободных экономических зон, территорий, создаваемая для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффективному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологической продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычновключает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство.

Технополис - это имеющая особый статус и льготный режим территория, где разрабатываются и реализуются технические и социально-экономические инновации, обеспечивается их непрерывное воспроизводство, ускоренная апробация, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок с их применением в практике. Технополис, как научно-производственный комплекс, имеет развитую научную, производственную и социальную инфраструктуру и сферу обслуживания, охватывающую территорию отдельного города, в экономике которого главную роль играют исследовательские и технологические центры (разрабатывающие новые технологии), и производства (использующие эти технологии). В составе технополисов могут функционировать бизнес-инкубаторы и технологические парки.

Мировая практика свидетельствует, что в основе технополисов и технопарков лежат следующие составляющие: крупные университеты; НИИ; лаборатории (осуществление научных разработок); финансовый капитал (вложение денег в исследования, разработку и выпуск продукции); промышленность (выпуск наукоемкой продукции) и сотрудничество с органами власти (предоставление льгот и привилегий). Все эти компоненты тесно взаимосвязаны. Их сотрудничество позволяет разрабатывать и выпускать конкурентоспособную наукоемкую продукцию, обеспечивающую стране ускоренные темпы экономического развития и лидерство в мировой экономике. Таким образом, технологические парки способствуют развитию экономики как региона, так и страны в целом. Поэтому их можно расценивать как наиболее эффективно развивающиеся формы интеграции науки и производства.

Технологические парки представляют собой перспективные формы активного и постоянного взаимодействия науки и производства. Их функционирование возможно только на основе органического соединения новейших научных идей, современных технологий и инновационной деятельности, доведенной до стадии массового выпуска новой продукции. Они способствуют преодолению относительной автономности науки.

К основным задачам, которые решают технопарки, можно отнести: экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; оценка риска этих предложений; оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство; предоставление малым предприятиям производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство; оказание юридической, организационной, маркетинговой, инжиниринговой, финансовой помощи.

Следует подчеркнуть, что решение проблем развития технологических парков и бизнес-инкубаторов, а, следовательно, инфраструктуры малого бизнеса (в том числе и инновационного), будет способствовать решению проблем социальной сферы, а именно способствовать эффективному использованию значительного человеческого потенциала, которым богат Казахстан.

В таблице 1 приведен перечень отдельных элементов инфраструктуры предпринимательства в Казахстане и количество.

Таблица 1

Инфраструктура предпринимательства

 

Наименование показателей Количество, ед
1.Банки второго уровня  
2.Микрокредитные и микрофинансовые организации  
3.Финансовые институты (различные фонды)  
4.Аккредитованные иностранные и международные организаций  
5. Индустриальные и технологические парки  
6. Бизнес – инкубаторы  
7.Лизинговые компании  
8.Центры по поддержке предпринимательства  
9.Национальные лаборатории  
10.Региональные лаборатории  
11.Конструкторские бюро  
12. Ассоциации предпринимателей  

 

Наблюдается заметный прогресс в институциональной составляющей бизнес-среды. Так, Казахстан в последние годы последовательно улучшает бизнес-климат, при этом, опережая страны БРИК и Восточной Европы, в результате чего повышаются позиции страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business (64 – в 2008 году, 63 – в 2009 году, 58 место в 2010 году и 47 – в 2011 году). Более того, в 2010 году Казахстан возглавил список из 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

В рейтинге Doing Business 2011 по таким важнейшим сферам, как открытие бизнеса, регистрация собственности, защита инвесторов, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов и ликвидация предприятия Казахстан вошел в число первых 50 стран.

По индикатору «Защита инвесторов» Казахстан поднялся на 34 позиции (с 44 на 10). Второй год наблюдается значительное увеличение позиции Казахстана по индикатору «Налогообложение» (13 место в рейтинге). Основной фактор повлиявший на улучшение позиций – эффект от введения нового Налогового кодекса.

За 4 года рейтинг Казахстана по двум индикаторам «Международная торговля» и «Получение разрешения на строительство» не улучшился. Среди 183 стран мы занимаем 147 и 176 места, соответственно.

В течение последних семи лет позиция Казахстана по Глобальному индексу конкурентоспособности IMD постепенно снижалась. Согласно результатам Отчёта Казахстан в 2011 году занял 72 место из 142 стран-участников, не изменив позицию по сравнению с прошлым годом.

В 2011 году, несмотря на улучшение позиций по таким важным показателям, как количество процедур для открытия бизнеса (на 23 пункта) и бремя государственного регулирования (на 8 пунктов), Казахстан снизился по фактору «Эффективность бизнеса» на 7 пунктов и занял 36 место.

В целом, деловой климат в Казахстане в международном сравнении оценивается как умеренный. Учитывая изложенное, можно с уверенностью сказать, что экономическая стабильность и благоприятный бизнес-климат страны являются визитной карточкой Казахстана. Благодаря чему создается прочная и долгосрочная база для взаимовыгодного партнерства.

Лекция 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...