Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка предпринимательства




Для того чтобы предпринимательство развивалось, необходимо, чтобы государство оказывало ему содействие. Государственное регулирование крупного предпринимательства, как особого типа бизнеса, направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного предпринимательства в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства также направлена на снижение рискованности данного бизнеса. В общем, государство осуществляет поддержку предпринимательства по следующим направлениям:

- создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;

- устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;

- создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

- принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;

- предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

Важно отметить, что для эффективного функционирования предпринимательства необходимо развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей его деятельность. Так, коренные преобразования в экономике всегда вызывают существенные перемены в социальной сфере. В первую очередь эти изменения затронули систему законодательства, и проявилось это в том, что одни отрасли законодательства пришли на смену другим (например, вместо хозяйственного законодательства появилось предпринимательское законодательство, а вместо колхозного и совхозного - аграрное или сельскохозяйственное и пр.). В настоящее время предпринимательское законодательство представляет собой огромный массив нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности. В частности, предпринимательское законодательство составляют Конституция, Гражданский Кодекс и другие нормативные правовые акты, которые можно попытаться условно объединить в следующие группы:

1. Специальные нормативные правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности - это Закон «О хозяйственных товариществах»; Закон «О производственном кооперативе»; Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон «Об акционерных обществах»; Закон «О частном предпринимательстве»; Закон «О лицензировании»; Закон «О конкуренции» и др.;

2. Акты о государственной поддержке инновационной деятельности - Закон «О науке»; Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» и др.;

3. Нормативные правовые акты о защите прав потребителей - Закон «О потребительском кооперативе»; Закон «О сельском потребительском кооперативе водопользователей»; Закон «О безопасности пищевой продукции»; Закон «О защите прав потребителей» и др.;

4. Нормативные правовые акты о поддержке отечественных товаропроизводителей - Закон «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; Закон «Об антидемпинговых мерах»; Закон «О субсидиях и компенсационных мерах»; Закон «О государственном оборонном заказе» и др.;

5. Нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности - Закон «О транспорте в Республике Казахстан»; Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; Закон «Об аудиторской деятельности»; Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; Закон «О страховой деятельности»; Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан»; Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; Закон «Об инвестициях»; Закон «О рынке ценных бумаг»; Закон «О регулировании торговой деятельности»; Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»; Закон «О товарных биржах»; Закон «О недрах и недропользовании» и др.;

6. Нормативные правовые акты, посвященные отдельным предпринимательским договорам - Закон «О государственных закупках»; Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге); Закон «О долевом участии в жилищном строительстве» и др.;

7. Нормативные правовые акты общего характера, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности - Уголовный кодекс; Кодекс об административных правонарушениях; Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан»; Закон «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; Закон «Патентный закон Республики Казахстан»; Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

К части системы законодательства также можно отнести и подзаконные акты, принятые в реализацию вышеуказанных законодательных актов. В систему законодательства о предпринимательской деятельности также входят международные договоры (поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы). В связи с таким многообразием законодательных актов подготовлена во исполнение Концепция проекта Предпринимательского кодекса, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года. Совершенно очевидно, что в Предпринимательском кодексе нет необходимости объединять все указанные нормативные правовые акты, тем более нормы международных договоров. Данный законопроект прихван систематизировать предпринимательское законодательство Республики Казахстан, а также устранить пробелы в правовом регулировании предпринимательства.

Обобщив сказанное, можно говорить о том, что государство, уделяет немалое внимание развитию предпринимательства. Для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства совершенствуется законодательная база, осуществляется поддержка предпринимательства по различным направлениям, а также устанавливаются законодательным путем определенные льготы для субъектов предпринимательства.

Комитетом развития предпринимательства совместно с Фондом развития предпринимательства «Даму» ведется реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее - Программа), целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

В ходе реализации Программы с 2010 года по трем направлениям
к субсидированию было одобрено 1112 проектов на общую сумму 350 456,9 млн. тенге.

- по 1 направлению одобрено 842 предприятия на общую сумму кредитов 155 159,5 млн. тенге, подписано 520 договоров субсидирования;

- по 2 направлению – 189 предприятий на общую сумму кредитов 143 221,4 млн. тенге, подписано 129 договоров субсидирования;

- по 3 направлению – 81 предприятие на общую сумму кредитов 52 076,0 млн. тенге, подписано 47 договоров субсидирования.

 

Рис 1 Субсидирование в разрезе регионов

 

К регионам с наибольшим количеством одобренных проектов к субсидированию в рамках трех направлений Программы можно отнести: Карагандинскую, Актюбинскую, Павлодарскую, Алматинскую области и г.Алматы, на их долю приходится около 47,2 % проектов (525 проектов).

В Павлодарской области одобрено к субсидированию 125 проектов (11,2%) на общую сумму33 032,3 млн. тенге. В Карагандинской области одобрено к субсидированию 124 проекта (11,1%) на общую сумму 36 077,8млн. тенге. В Актюбинской области одобрено к субсидированию 103 проектов (9,8%) на общую сумму19 448,1 млн. тенге. В г.Алматы одобрено к субсидированию 90 проектов (8 %) на общую сумму47 424,2 млн. тенге. В Алматинской области одобрено к субсидированию 83 проекта (7,8 %) на общую сумму45 614,5 млн. тенге.

По «гарантированию» подписано 27 договоров на общую сумму 5 050,4 млн. тенге, из них наибольшее количество в Актюбинской области – 5 проектов на сумму 785,3 млн. тенге и в г. Астане – по 3 проекта на сумму 381 млн. тенге.

Рис. 2 Структура проектов Программы по отраслям

Наибольшее количество проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» наблюдается в таких отраслях, как: агропромышленный комплекс – 265 проектов, транспорт и складирование – 223 проектов, легкая промышленность и производство мебели – 160 проектов.

В целом, структура БВУ-кредиторов по проектам, одобренным к субсидированию в рамках Программы характеризуется основными крупными банками страны, такими как АО «БТА» -232 проекта, АО «Банк ЦентрКредит» - 157 проектов, АО «Народный Банк Казахстана» - 152 проекта.

 

 

Рис. 3 Структура БВУ-кредиторов в разрезе отраслей

 

 

Рис. 4 Структура субсидирования субъектов предпринимательства

В общем количестве субъектов Программы, получивших государственную поддержку в виде субсидирования, доля индивидуальных предпринимателей составила – 18%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 4%, юридических лиц малого предпринимательства – 30%, юридических лиц среднего предпринимательства – 34%, юридических лиц крупного предпринимательства – 14%.

 

Рис 5 Количество рабочих мест за 2010-2012 годы

Социально-экономическими эффектом реализации Программы является то, что к настоящему моменту сохранено – 132 тыс., создано более 35 тыс. рабочих мест.

 

Рис.6 Структура создаваемых рабочих мест в разрезе регионов

 

Наибольшее количество рабочих мест создано в Мангистауской – 4358, Восточно-Казахстанской области – 3322, Актюбинской – 3040, Карагандинской области – 2880, г.Алматы – 2838.

В настоящее время, строительство и реконструкция производственной инфраструктуры осуществляется для 262 предприятий, а именно: реконструировано дорог – 48,5 км, отстроено дорог – 81,83 км, железнодорожных путей – 16,5 км, проведены линии электропередач – 364 км, реконструировано линий электропередач - 10,4 км, подведено водопровода – 70,53 км, канализации – 54,45 км, газопровода – 41,9 км, освещения – 23,4 км, телефонизации – 35,49 км, теплосетей – 9,65 км, установлено трансформаторных подстанций – 26 ед.

Начаты работы по организации индустриальных зон в Алматинской и Южно-Казахстанской областях на базе ранее действовавших крупных предприятий и промышленных зон, в Восточно-Казахстанской области ведется работа по строительству индустриальной зоны развития бизнеса по ул. Машиностроителей в районе Арматурного завода АО «Усть-Каменогорский арматурный завод».

В Программу «Дорожная карта бизнеса 2020» с 2012 года также вводятся финансовые инструменты [55]:

- новая система гарантирования кредитов, разработанная в целях улучшения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.

Предусматривается предоставление следующих видов гарантий:

- индивидуальные гарантии для действующих предпринимателей в размере до 50% от суммы по кредитам от 60 миллионов тенге до 750 миллионов;

- экспресс-гарантии для действующих предпринимателей в размере до 50% от суммы по кредитам до 60 миллионов тенге;

- экспресс-гарантии для начинающих предпринимателей в размере до 70% от суммы по кредитам до 20 миллионов тенге.

- поддержка начинающих предпринимателей, реализующих новые бизнес-идеи, отличающиеся новизной и оригинальностью.

Предусматривается предоставление начинающим предпринимателям:

- грантов стоимостью до трех миллионов тенге для покрытия затрат, связанных с проектом;

- предоставление экспресс-гарантий для начинающих предпринимателей в размере до 70% от суммы по кредитам до 20 миллионов тенге;

- предоставление сервисной поддержки и обучения.

Реализация Программы «Занятость 2020».

Администратором программы «Занятость 2020» является Министерство труда и социальной защиты населения, на местах Программа реализуется через управления координации занятости и социальных программ. Данная программа начала свою реализацию с марта 2011 года.

Целью Программы является повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, осуществляется в соответствии с намеченными планами.

В рамках второго направления Программы оказывается содействие развитию предпринимательства на селе для сельских предпринимателей через предоставление микрокредитов и проведения обучающих программ.

На предоставление микрокредитов участникам Программы в 2011 году было выделено 3 569 млн. тенге, которые в полном объеме доведены до микрофинансовых организаций.

Всего получили кредиты 1435 участников Программы. Средний размер микрокредита составил 1862 тыс. тенге.

С 2011 года была начата реализация четвертого направления «Усиление предпринимательского потенциала» Программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в рамках Программы заключается в поддержке начинающих предпринимателей (старт-ап проекты); сервисной поддержке ведения действующего бизнеса; обучении топ-менеджмента малого и среднего бизнеса; реализации проекта «Деловые связи».

В рамках проектаПоддержка начинающих предпринимателей (старт-ап проекты) организуются двухдневные экспресс-курсы по обучению основам предпринимательства. Поддержка предоставляется преимущественно населению с предпринимательской инициативой и действующим предпринимателям.

По состоянию на 1 апреля 2012 года было охвачено 219 районов, в которых количество слушателей получивших сертификаты составило 15 654 человек, из них 74% индивидуальных предпринимателей, 10% ТОО, 13% крестьянские хозяйства, 3% физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельности.

 

Рис. 7 Распределение участников по регионам

Реализация компонента «Оказание специализированных сервисных услуг» закреплена за акиматами. В рамках него представителям малого бизнеса оказываются услуги по составлению бухгалтерской и статистической отчетности, сдаче налоговой отчетности и другие.

В рамках сервисной поддержки в каждом регионе проводился конкурсный отбор и были заключены договора с сервисными компаниями для оказания сервисных услуг.

В целом по республике было оказано свыше 14 000 сервисных услуг. Сервисные услуги предоставляли порядка 66 сервисных компаний.

На сегодняшний день, сервисные услуги в полном объеме были оказаны практически во всех регионах. С начала текущего года в регионах проводятся конкурсы на определение поставщика сервисных услуг и подготовительные работы к оказанию сервисной поддержки в 2012 году.

 

Рис.8 Количество оказанных сервисных услуг

Больше всего сервисных услуг было оказано в Западно-Казахстанской области, Акмолинской и г. Алматы. Наименьшее количество услуг было оказано в Актюбинской и Кызылординской областях.

Рис. 9Количество оказанных сервисных услуг в разрезе регионов

«Обучение топ-менеджмента МСБ» закреплено за АО «Назарбаев Университет». В рамках него организовано обучение для руководителей высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса.

АО «Назарбаев Университет» совместно с Университетом Дьюк (США) провели обучение 210 руководителей высшего и среднего звена, которое продлилось до сентября 2011 года.

 

Рис. 10 Распределение квот обучения участников по регионам

Проект «Деловые связи» реализуется в два этапа совместно с зарубежными партнерами.

На первом этапе проводятся бизнес-тренинги на территории Казахстана, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим навыкам для повышения управленческой компетенции. В процессе обучения участники Проекта разрабатывают бизнес-планы развития своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.

По окончании бизнес-тренингов участники Проекта самостоятельно дорабатывают бизнес-планы, в соответствии с полученными консультациями, и в последующем могут участвовать в конкурсном отборе во втором этапе Проекта, который заключается в организации тематической бизнес-стажировки за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами.

С 2010 года Проект реализуется совместно с Германией (GIZ), с 2012 года также реализуется с США (USAID). Общее количество участников первого этапа Проекта за 2011 год составило 501 человек.

 

Рис. 11 Доля участников, прошедших первый этап Проекта, в разрезе регионов

Наибольшее количество участников приходится на группы, сформированные из числа предпринимателей, представляющих отрасли: информация и связь; здравоохранение; металлообработка, производство и ремонт машин и оборудования.

 

Рис. 12 Численность участников в разрезе регионов

 

Стажировку в Германии в рамках второго этапа Проекта «Деловые связи» на данный момент прошли 39 человек (в 2011 году 21 человек и за 1 квартал 2012 года 18 человек), из них 12 человек, прошедших обучение в АОО «Назарбаев Университет»,

Также следует отметить, что в данный период предпринимателями были подписаны договора с немецкими компаниями на общую сумму порядка 400 000 Евро. Было создано одно совместное казахстанско-немецкое предприятие.

Необходимо отметить, что с 2012 года внедряются новые компоненты: «Старшие сеньоры», «Бизнес-Насихат» и обучение сотрудников банков второго уровня и акиматов.

Реализация компонента «Старшие сеньоры» ориентирована на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов с успешным опытом работы, как в процессе проведения бизнес-тренингов на первом этапе Проекта «Деловые связи» на территории Казахстан, так и для консультирования участников Программы непосредственно на предприятиях по внедрению новых методов управления, технологий производства и оборудования, и обучения персонала.

Компонент «Бизнес-Насихат» направлен на проведение информационно-разъяснительной работы, популяризацию успешных примеров предпринимателей и успешных проектов в рамках Программы, разъяснение законодательства и регулирования в сфере предпринимательства, пропаганду идей предпринимательства, проведение информационных мероприятий и т.д.

По компоненту «Обучение сотрудников банков второго уровня и акиматов» будут проводиться тренинги по условиям реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и практическим навыкам финансового анализа проектов.

Обучение будет проводиться в городах Астана и Алматы. Для сотрудников банков второго уровня предусмотрены курсы по оценке платежеспособности заемщиков, анализу бизнес-планов, а также практические кейсы по анализу проектов, условиям и процедурам реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и т.д. Курсы для сотрудников акиматов также предполагают изучение процедур реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...