Составляющие уникальности человека
· Сложность его биологической организации · Способность надстраивать над природой рукотворный мир · Особенности его бытия · Специфически человеческим выступает пространство его субъективности · Способность к нестандартным формам мышления, способность к творчеству, воображению · Уникальность человека в категории свободы выбора · Способность к рефлексии · Способность к овладению речью · Способность к знаково-символической деятельности · Стремление к самореализации Человек, в отличие от животных имеет высший уровень развития психики, для которого характерны высшие психические функции, которые характеризуются произвольным характером и имеют социальную природу. Согласно теоретической концепции Л.С.Выготского эта уникальность была присуща человеку не изначально. В своей концепции он выделил три основных части такого перехода: 1. человек и природа – при переходе от животного к человеку происходит изменение взаимоотношений человека и окружающей среды. Изначально среда действует на животное и заставляет его приспосабливаться, затем человек сам видоизменяет среду, используя орудия труда; 2. человек и психика – способность к овладению природой научила человека овладевать собственной психикой. Как с помощью орудий человек овладевает природой человек природой, так и своей психикой он овладевает с помощью психических орудий; 3. генетические аспекты – появляется возможность приказывать самому себе. Эта способность родилась в процессе социокультурного развития. Превращение внешних действий и приказов во внутренние. Этот процесс Л.С.Выготский назвал интериоризацией. Всякая психическая функция в развитии человека появляется дважды: 1 – социальный план (между людьми как форма интерпсихического), затем психологический – как внутренняя категория. Человек выносит во вне продукты своего сознания – это процесс экстериоризации.
2. Индивид, индивидуальность, личность Категория личности относится к числу базовых. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. Однако, проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность и личность. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Он рождается как человеческое существо. Его организм - человеческий организм, а мозг - человеческий мозг. Организм- структура индивида как биологической системы. Понятие индивида отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. В основе созревания индивида лежат адаптивные и приспособительные процессы. В психологии существует несколько трактовок понятия индивид. Мы рассмотрим трактовку Б.Г.Ананьева, который рассматривал индивида как систему природных свойств, как разноуровневое образование, включающее характеристики и их взаимодействия между первичными и вторичными индивидными характеристиками. Индивидные свойства
1-я группа – возрастно-половые 2-я группа – индивидно-типические эти свойства делят на три вида 1 – биохимические 2 – нейродинамические 3 – связанные с функциональной ассиметрией головного мозга
В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде.
Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном. Но проявляется уже будучи «переработанным», ассимилированным в личность, т.е. проявляется на более высоком личностном уровне. ЛИЧНОСТЬ - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида. Понятие личность и индивид не тождественны, это особое качество, приобретаемое индивидом в в обществе, по всей совокупности его отношений. Вне группы, вне человеческих сообществ личности в ее деятельной социальной сущности нет. Для личности общество - не просто внешняя среда. Способы включения каждой личности в разные виды общественных отношений различны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Личность может быть понятной только в системе устойчивых общественных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Понятие личность относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду и своеобразие, уникальность индивила, т.е. индивидуальность. Личность каждого человека обладает только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, особенностях познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Компонентами индивидуальности можно считать следующие: · природные · личностные · деятельностные В индивидуальности интегрируются три формы развития: ü форма развития индивидных свойств – онтогенез ü развитие личностных свойств – жизненный путь в обществе
ü субъективных свойств – история развития продуктивной деятельности Индивидуальность является интегрантом активности, творческой деятельности, субъективных характеристик, сферы бытия – «мой мир», которая формируется в ходе развития личности. Становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет границы и возможности расширения внутреннего мира. Основное содержание индивидуальности – внутренний мир, основная форма существования – интеграция этого мира. 3. Личность как психологический феномен. Личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ 1. Сформированная иерархия мотивов, способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способность к опосредствованному поведению. 2. Способность к сознательному руководству личности своим поведением и деятельностью. 3. Развитое самосознание. 4. Способность к творчеству. Самосознание – осознанное отношение к своим потребностям, способностям, переживаниям Все эти критерии формируются по влиянием социального окружения. Именно в обществе происходит уникальный процесс формирования личности – социализация. Социализация – специально организованный процесс передачи обществом индивиду опыта цивилизации. Каждый индивид осуществляет встречный социализации процесс проживания собственной социальной жизни. Психология рассматривает человека как целостную систему, в которой относительно устойчивые и изменчивые черты образуют динамическую структуру как сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязанности. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 1-я подсистема – направленность личности 2-я подсистема – убеждения, мировоззрение, идеалы 3-я подсистема – психологические установки (устойчивое состояние готовности действовать, думать, переживать определенным образом) 4-я подсистема – самосознание и Я-концепция
Я-концепция – устойчивая, осознанная, неповторимая система представлений человека о себе. Имеет три уровня:
ü описательный ü оценочный ü соотношение идеального и реального Я
В психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению феномена личности.
Если брать за основу формулу Курта Левина: B = F(P,E), где В - поведение, Р - внутренние психические свойства, Е - социальное окружение. Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение,исходя из психологических, внутренних, субъективных характеристик: В=F (E) Социодинамические теории: В=F(Е). Интеракционистские: В=F(Р,Е). Структурные теории - выяснение структуры личности. Динамические - преобразование личности, динамика ее развития.
В качестве примера можно рассмотреть структуру личности, предложенную К.К.Платоновым.
Структура личности (по Платонову К.К)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ I – дошкольный период (5-6 лет) – появление соподчинения мотивов, самосознания, стремления к творчеству. II – подростковый период – осознание своих желаний, постановка целей, определение жизненной перспективы, подчинение деятельности поставленным целям. Движущие силы развития личности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|