Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющие уникальности человека




· Сложность его биологической организации

· Способность надстраивать над природой рукотворный мир

· Особенности его бытия

· Специфически человеческим выступает пространство его субъективности

· Способность к нестандартным формам мышления, способность к творчеству, воображению

· Уникальность человека в категории свободы выбора

· Способность к рефлексии

· Способность к овладению речью

· Способность к знаково-символической деятельности

· Стремление к самореализации

Человек, в отличие от животных имеет высший уровень развития психики, для которого характерны высшие психические функции, которые характеризуются произвольным характером и имеют социальную природу.

Согласно теоретической концепции Л.С.Выготского эта уникальность была присуща человеку не изначально. В своей концепции он выделил три основных части такого перехода:

1. человек и природа – при переходе от животного к человеку происходит изменение взаимоотношений человека и окружающей среды. Изначально среда действует на животное и заставляет его приспосабливаться, затем человек сам видоизменяет среду, используя орудия труда;

2. человек и психика – способность к овладению природой научила человека овладевать собственной психикой. Как с помощью орудий человек овладевает природой человек природой, так и своей психикой он овладевает с помощью психических орудий;

3. генетические аспекты – появляется возможность приказывать самому себе. Эта способность родилась в процессе социокультурного развития. Превращение внешних действий и приказов во внутренние. Этот процесс Л.С.Выготский назвал интериоризацией. Всякая психическая функция в развитии человека появляется дважды: 1 – социальный план (между людьми как форма интерпсихического), затем психологический – как внутренняя категория. Человек выносит во вне продукты своего сознания – это процесс экстериоризации.

2. Индивид, индивидуальность, личность

Категория личности относится к числу базовых. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками.

Однако, проблема личности в психологии выступает и как самос­тоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность и личность.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Он рождается как человеческое су­щество. Его организм - человеческий организм, а мозг - человеческий мозг. Организм- структура индивида как биологической системы. Поня­тие индивида отражает, во-первых, целостность и неделимость конк­ретной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представи­телей этого вида. В основе созревания индивида лежат адаптивные и приспособительные процессы.

В психологии существует несколько трактовок понятия индивид. Мы рассмотрим трактовку Б.Г.Ананьева, который рассматривал индивида как систему природных свойств, как разноуровневое образование, включающее характеристики и их взаимодействия между первичными и вторичными индивидными характеристиками.

Индивидные свойства

 

 

1-я группа – возрастно-половые 2-я группа – индивидно-типические

эти свойства делят на три вида

1 – биохимические

2 – нейродинамические

3 – связанные с функциональной ассиметрией головного мозга

 

В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а тер­мином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а лич­ностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существова­ние этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде.

Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном. Но проявляется уже будучи «переработанным», ассимилированным в личность, т.е. проявляется на более высоком личностном уровне.

ЛИЧНОСТЬ - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности

2) определяемое включенностью в общественные от­ношения системное качество индивида.

Понятие личность и индивид не тождественны, это особое качест­во, приобретаемое индивидом в в обществе, по всей совокупности его отношений.

Вне группы, вне человеческих сообществ личности в ее деятель­ной социальной сущности нет. Для личности общество - не просто внешняя среда. Способы включения каждой личности в разные виды об­щественных отношений различны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности.

Личность может быть понятной только в системе устойчивых общественных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыс­лом совместной деятельности. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны.

Понятие личность относится к определенным свойствам, принадле­жащим индивиду, причем имеется в виду и своеобразие, уникальность индивила, т.е. индивидуальность.

Личность каждого человека обладает только ей присущим сочета­нием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочета­ние психологических особенностей человека, составляющих его своеоб­разие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чер­тах характера, темперамента, привычках, особенностях познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Компонентами индивидуальности можно считать следующие:

· природные

· личностные

· деятельностные

В индивидуальности интегрируются три формы развития:

ü форма развития индивидных свойств – онтогенез

ü развитие личностных свойств – жизненный путь в обществе

ü субъективных свойств – история развития продуктивной деятельности

Индивидуальность является интегрантом активности, творческой деятельности, субъективных характеристик, сферы бытия – «мой мир», которая формируется в ходе развития личности.

Становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет границы и возможности расширения внутреннего мира. Основное содержание индивидуальности – внутренний мир, основная форма существования – интеграция этого мира.

3. Личность как психологический феномен.

Личность – это социальный индивид, субъект обществен­ных отношений, деятельности и общения.

 

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Сформированная иерархия мотивов, способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способность к опосредствованному поведению.

2. Способность к сознательному руководству личности своим по­ведением и деятельностью.

3. Развитое самосознание.

4. Способность к творчеству.

Самосознание – осознанное отношение к своим потребностям, способностям, переживаниям

Все эти критерии формируются по влиянием социального окружения. Именно в обществе происходит уникальный процесс формирования личности – социализация.

Социализация – специально организованный процесс передачи обществом индивиду опыта цивилизации.

Каждый индивид осуществляет встречный социализации процесс проживания собственной социальной жизни.

Психология рассматривает человека как целостную систему, в ко­торой относительно устойчивые и изменчивые черты образуют динами­ческую структуру как сложное единство черт личности в их целостнос­ти и взаимосвязанности.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

1-я подсистема – направленность личности

2-я подсистема – убеждения, мировоззрение, идеалы

3-я подсистема – психологические установки (устойчивое состояние готовности действовать, думать, переживать определенным образом)

4-я подсистема – самосознание и Я-концепция

 

Я-концепция – устойчивая, осознанная, неповторимая система представлений человека о себе. Имеет три уровня:

 

ü описательный

ü оценочный

ü соотношение идеального и реального Я

 

В психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению феномена личности.

 

Если брать за основу формулу Курта Левина: B = F(P,E), где

В - поведение,

Р - внутренние психические свойства,

Е - социальное окружение.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение,исходя из психологических, внутренних, субъективных ха­рактеристик: В=F (E)

Социодинамические теории: В=F(Е).

Интеракционистские: В=F(Р,Е).

Структурные теории - выяснение структуры личности.

Динамические - преобразование личности, динамика ее развития.

 

В качестве примера можно рассмотреть структуру личности, пред­ложенную К.К.Платоновым.

 

Структура личности (по Платонову К.К)

Подструктуры Содержание Соотношение био­логического и соци­ального
Направленность   Опыт   Особенности психических процессов   Биопсихические свойства Потребности, моти­вы, система целепола­гания + самосознание, самооценка   Умения,знания,на­выки,привычки   Воля,чувства,вос­приятие,мышление, ощущение,эмоции, память   Темперамент,по­ловые,возрастные патологические св-ва Биологического очень мало   Значит.больше социального   Чаще больше социального   Социального очень мало, со­цальн. влияния только суборди­нируют или ком­пенсируют

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

I – дошкольный период (5-6 лет) – появление соподчинения мотивов, самосознания, стремления к творчеству.

II – подростковый период – осознание своих желаний, постановка целей, определение жизненной перспективы, подчинение деятельности поставленным целям.

Движущие силы развития личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...