Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе




 

 

 

Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Это подтверждает высказывание И.П. Павлова о том, что человеческие чувства находятся под «сурдинкой» коры. Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне,— это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

 

Улыбка, приветливость, доброжелательность Страх

 

Вынужденная улыбка, недоверие Удивление

 

 

Сомнение

Любопытство

Грусть Горе

 

Испуг Ужас

 

 

Скорбь Брезгливость

 

 

Многообразие человеческих улыбок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» ‑ сила).

Стенические эмоции подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом.

По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.), от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

Эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации.

На сегодняшний день принято различать следующие основные функции эмоций:

ü Приспособительную

ü Сигнальную

ü Оценочную

ü Регулятивную

ü Коммуникативную

Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что чувства выделяют явления, имеющие устойчивую значимость и относительно глубокую мотивацию.

 

2. Эмоциональные состояния человека

 

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс. Американский психолог Джеймс (1842-1910) выдвинул такую теорию возникновения эмоций. Их возникновение обусловлено вы­зываемыми воздействиями, изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями и есть эмоциональное переживание.

Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией.

Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.

К возбуждающим аффектам можно отнести радость, гнев, ярость, отвращение, восторг, воодушевление и т. п. К угнетающим - печаль, страх, испуг, изумление, сомнение и т. п. Интересно, что в телесном выражении аффектов принимают участие как внутренние органы, так и мускулы. Из внутренних органов приникают участие кровеносные сосуды, сердце, легкое, железы. Если кровеносные сосуды расширяются, то лицо, например, краснеет; если кровеносные сосуды сужаются, то лицо бледнеет. Вследствие заметного участия деятельности сердца в выражении аффектов в народном сознании "чувство" и "сердце" представляют собою неразрывно связанные понятия. Вместо "чувство" часто употребляют слово "сердце". Говорят, например, "сердце сживается", "сердце разрывается на части", а говорят это для выражения нашего страдания. Из мышц, принимавших участие в выражении аффектов, следует упомянуть о мышцах, которые сокращением производят сморщивание лба, раскрытие глаз, улыбку, пускание углов рта. Такие движения лицевых мускулов мы называем мимическими движениями. Следует упомянуть, что в русской литературе "аффекты" весьма часто называются и обозначаются как душевные движения.

Кто же чаще всем впадает в аффект? В аффект впадают люди, которые имеют продолжительный внутренний конфликт, когда переживаемое индивидом состояние этого внутреннего столкновения, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями. желаниями, либо противоречиями между требованиями и возможностями выполнить эти требования. В состояния аффекта человек бывает очень опасен для близких, окружающих и для себя тоже.

Существуют способы и средства снятия аффективного возбуждения. Древние советовали посмотреть на себя
состоянии гнева в зеркало, а если его нет, то представить, что оно в руках и увидеть себя. Если, вы посмотрите на себя в зеркало в состоянии гнева вы, увидев свое гневливое отражение, туг же улыбнётесь и сразу же начнется разрядка аффекта. Полезным будет и походить по комнате, посмотреть в окно, дотронуться языком до нёба, посчитать, например, до 100 про себя, а можно и вслух.

Стресс - давление, напряжение (английское слово) обозначает обширный крут состояний человека, возникающих в ответ на разно­образные зкстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие "стресс" возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Так определял это состояние "научный отец" учения о стрессе канадский психофизиолог Г. Селье. Позднее стали описывать этими характеристиками состояние индивида в экстремальных условиях, определенными физиологическими. психологическими и поведенческим уровнем. Чаще всего стресс появляется в условиях информационной перегрузки индивида, когда он не справляется с задачей, не успевает принимать решения, правильно реагировать на информацию в требуемом темпе и при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Эмоциональный стресс появляется в условиях и ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной сферы и структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Стресс опасен тем, что при его протекании в организм человека выбрасывается огромное количество различных гормонов, веществ, которые, образно говоря, "сжигают" наш организм.

Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточиванию на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страсти достаточно разнообразны – они могут определиться осознанными
убеждениями.

1 Фрустрация сопровождается гаммой, в основном, отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Фрустрация может носить разрушительный характер как для самого человека, так и для окружающих, в от того на кого падает сама реакция гнева, раздражения и чувство вины.

Настроение – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение длительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно, оно не ситуативно, а растянуто во времени.

 

3. Чувства как высшая форма переживаний.

 

Чувства наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.

Чувства являются необходимым условием развития личности. Важным чувством для развития здравомыслящей личности является чувство юмора. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта, индивида обнаруживать противоречия в окружающей действительности, замечать их,

тонко анализировать противоречивость положительных и отрицательных

черт в каком-либо характере, социальной среде, общественном явлении. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует как о снижении уровня эмоциональности, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

Чувства представляют собой наши субъективные реакции на ощущения и впечатления, это есть исходный пункт, из которого вытекают наши желания. Самым характерным моментом как чувств, так и эмоций является их чрезвычайно резко выраженная установка, т. е. наличие тех физических и физиологических изменений, которые происходят в организме. Чувства,

наши переживания появляются тогда, когда организм испытывает избыток или недостаток информации. Когда человек познает окружающий мир, он

всегда обнаруживает определенное отношение к предметам и явлениям действительности.

Эмоции и чувства, эмоционалъные переживания теснейшим образом связаны с самой деятельностью человека. Эмоции и чувства не существует

вне деятельности, они всегда являются сигналом успешного или неуспешного выполнения деятельности. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется прежде всего в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных ситуациях. Необходимо заметить, что, как правило, эмоции - это ответные реакции на удовлетворение органических, естественных потребностей, а чувства связаны с переживанием высших влечений и желаний.

Эмоции и чувства характеризует относительная независимость от воли

человека (возникновение и исчезновение чувств). Почти невозможно заставить себя исключительно радоваться, бояться, тревожиться, гневаться, если нет действительных причин этик переживаний.

Особенностью эмоций и чувств является их "иррадиация", распространенность на все, что связано с объектом привязанности, наших

чувств. Любя человека, мы любим те же песни, те же книги, что и он, бережем его вещи, с радостью посещаем, те места, где он жил... В основе иррадиации чувства лежит закон ассоциации представлений по смежности и сходству, а в некоторых случаях - и контраст.

Для эмоций и чувств характерна и полярность и, как говорят психологи, амбивалентность, двойственность переживаний, когда один и тот же объект в одно и то же время вызывает несогласованные, противоречивые переживания. В типичных случаях амбивалентность обусловливается тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно кого-то ценить за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость).

Противоположность в характере протекания чувств выражается s направлениях и разрядах. Напряжение - ожидает с нетерпением приятное; ожидание - с тревогой неприятное; разрядка - опустошенность, облегчение – все позади. Очень часто выступают в конфликт высшие чувства с теми чувствами, которые мы относим к более низким уровням; чувство чести и

чувство долга вступает в конфликт с чувством страха.

Чувства могут быть простыми и сложными; простые - переживания по удовлетворению низших потребностей, органических, связанных с существованием самого организма, а сложные -это моральные, интеллектуальные, эстетические, иногда их называют культурными чувствами, но чаще всего - "высшими чувствами. Сами наши переживания могут быть представлены в виде настроения, аффектов, страстей, стрессов, собственно эмоций. Все эти формы эмоциональных переживаний, наших чувствований имеют конкретный объект, время продолжительности протекания, яркость впечатлений и степень выраженности.

 

4. Воля и волевое поведение.

 

Познание окружающего мира и наше отношение к полученным знаниям в виде переживаний, сложных эмоциональных состояний, которые мы рассмотрели выше, побуждают личность все это реализовать, значит, выполнить нужное действие. Такую функциональную роль выполняет наша воля. Воля выступает регулятором нашей психической деятельности, активизирует и подавляет наши желания, чувства, заставляет нас мобилизовываться или демобилизовываться, достигать поставленных целей, несмотря ни на какие трудности, или смиряться с худшим, неблагоприятным для нас.

Можно различать два рода действий, которые производит воля. Воля выполняет побудительную и тормозящую функции в психической жизни

человека.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительно без торможения.

Волевые действий по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной.

Самостимуляция как одна из сторон воли может проявляться в разных формах (по А.И. Высоцкому), как прямо (в виде фраз, слов), так и косвенно (в виде образов, представлений).

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга.

СХЕМА ЭТАПОВ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

 

 

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.

1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.

2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.

4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.

5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при занятиях физической культурой __ тренировка не только мышц, но и воли.

8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.

Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке. Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли мы хотим исследовать.

Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач.

Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т. п.

По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип личности по волевому развитию.

 

СХЕМА ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

 

Эгапы волевых действий Волевые качества Цель и стремление к ее достижению Возможности и мотивы Борьба мотивов и выбор Решение Осуществление решения
Сильная воля Четкое осознание цели. Интенсивное стремление Достаточно Обоснованный и быстро Обоснованное интенсивным решением Стойкое
Настойчивость Отдаленная цель. Интенсивное стремление   Нормальные   Очень стойкое
Упрямство Объективно не оправданные Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное с интенсивным стремлением Стойкое
Податливость Легко меняющиеся Определяется мнением других лиц Легко меняющиеся Различное
Внушаемость   Отсутствуют   Дается извне Различное
Решительность Четкое осознание цели. Интенсивное стремление Достаточно иногда чрезмерно Быстрый, но не всегда всесторонний Четкое и устойчивое Стойкое
Нерешительность Тоже Тоже Длительный и незавершенный Отсутствует или часто меняется Отсутствует
Слабоволие Слабое стремление Достаточно или мало Незавершенный Без стремления к выполнению Нестойкое

 

Лекция 7. Психология познавательной деятельности (2 часа)

1. Понятие о познавательных процессах.

2. Ощущения, их виды и взаимодействие.

3. Восприятие, его свойства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. - М.: Мир, 1983.

2. Аткинсон В. Память и уход за ней.- Орел, 1992.

3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: МГУ, 1979.

4. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995.

5. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. М., 1993.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.

7. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Мир, 1979.Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

 

1. Понятие о познавательных процессах.

Человек постоянно получает информацию об окружающей среде, так как его адаптация без этого практически невозможна. Приспособление ор­ганизма к окружающей среде, в самом широком смысле этого слова, пред­полагает информационный обмен с окружающей средой. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде, внутри самого организма человека. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и может осуществлять ориенти­ровочную деятельность.

Отражение воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), мнемических процессов (память), интеллектуальных (мышление и воображение). Кроме того, эти процессы у человека, как правило, сопровождаются вниманием и речью.

2. Ощущения, их виды и взаимодействие.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, а также внутрен­них состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

На природу и сущность ощущений есть несколько вариантов воззрений.

Субъективные идеалисты (Беркли, Юм, Мах), например, считали, что мир - это совокупность внутренних ощущений субъекта.

Другая группа ученых (И.Мюллер, Гельмгольц) считала ощущения только знаками, символами внешних воздействий. Эта теория исходит из того, что одни и те же раздражители, воздействуя на разные органы чувств, могут вызывать различные ощущения. Так, сетчатка глаза дает световые ощущения при воздействии на нее светом, электрическим током или давлением. В то же время механический раздражитель может вызвать ощущения звука, света или давления в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз. Основываясь на этом, Мюллер выдвинул принцип специфической энергии органов чувств. То есть, наши ощущения зависят не от качества раздражителя, а от того, на какие органы чувств он действует. Следовательно, наши ощущения не отражают внешний мир адек­ватно, а являются только его символами, знаками.

Материалистическая точка зрения гласит, что ощущения - результат воздействия материи на органы чувств и отражают состояние внешней сре­ды и организма адекватно. Действительно, запах не может вызвать зрительных ощущений, свет - слуховых, да и другие раздражители не так универсальны, как электри­ческий ток или механический раздражитель. Кроме того, ощущения, выз­ванные неспецифическими раздражителями, вызывают гораздо более грубое ощущение.

Получается, что существуют раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него, то есть органы чувств специа­лизировались в процессе эволюции. Специфические качества раздражителей внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущение - реакция организма на раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является анализатор.

Анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел (рецептор), являющийся трансформатором специфической энергии раздражителя в нервный процесс;

2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов - проводящих путей;

3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец анализатора).

В корковом отделе анализатора находится ядро и рассеянные элемен­ты данного анализатора. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, ядро - с функцией тонкого анализа. Установлена локализация в коре головного мозга тех или иных видов чувствительности (затылочная область - зрительная, височная - запахи).

Часть мозга, которая называется обонятельной, у низших животных занимает почти весь мозг (рыба - почти весь, собака - 1/3, человек - 1/20).

Классификация ощущений.

по характеру отражения и месту расположения рецепторов:

ü - интероцептивные;

ü - экстероцептивные (контактные и дистантные);

ü - проприоцептивные.

по модальности:

ü - зрительные;

ü - слуховые;

ü - обонятельные;

ü - осязательные (тактильные и температурные);

ü - вкусовые;

ü - вибрационные;

ü - равновесия и ускорения.

Общие свойства ощущений.

1. Качество - основная особенность данного вида ощущений, отлича­ющая его от других.

2. Интенсивность - определяется определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Продолжительность - ощущение возникает не сразу. Быстрее всего - вкусовые ощущения (50 миллисекунд), тактильные - 130, болевые - 370. Сразу не исчезают. Благодаря этому возможно кино.

4. Пространственная локализация.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая еле заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Поскольку по своему происхождению ощущения связаны с деятельностью организма, с удовлетворением биологических потребностей, кора головного мозга восп­ринимает из большого числа импульсов только жизненно важные.

Однако подпороговые ощущения также влияют на организм. Иногда слабые, подпороговые импульсы из внешней среды создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций, навязчивых голосов и т.п.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максималь­ная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное данному раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение амплитуды раздражителя вызывает болевые ощущения и разрушение анализатора.

Анализаторы приспосабливаются в течение жизни человека к типичным раздражителям:

Ø - полное исчезновение ощущения;

Ø - притупление ощущения под действием сильного раздражителя;

Ø - повышение чувствительности под действием слабого раздражителя.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в дан­ный момент на другие рецепторы. Это называется взаимодействием ощуще­ний. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора, и наоборот. При громком шуме авиационного мо­тора уменьшается различительная способность зрительного анализатора. Эти закономерности действительны и для подпороговых ощущений.

Науке также известно явление синестизии - возникновения под влия­нием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (острый вкус, кричащий цвет, сладкий запах, сладкий звук).

3. Восприятие, его свойства.

Способность ощущать дана всем живым существам. Способность воспринимать мир в виде образов дана только высшим животным.

Восприятие - отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и не сводится к сумме ощущений. Представляет собой качественно иную ступень познания мира.

Основные свойства восприятия.

Ø Предметность - выражается в процессе объективации, то есть отнесение объектов внешнего мира к внешнему миру.

Ø Целостность - в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойс­тва предмета, восприятие создает его целостный образ. Видим не все, а воспринимаем все.

 

Ø Структурность - не воспринимаем отдельные ноты, а целую мелодию.

 

Ø Константность – постоянство вне зависимости от условий восприятия.

 

Ø Осмысленность - мысленно называем предмет.

 

Ø Апперцепция - восприятие зависит от субъекта. При восприятии нез­накомого активизируются следы прошлых восприятий.

 

Ø Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (зависит от того, что наиболее значимо).

Восприятие зависит:

v - от субъекта (личность, целеполагание, потребности, мотивы);

v - от задачи;

v - от установки (человек, который украл топор);

v - от химических веществ (на субъективную продолжительность време­ни влияют: хинин и алкоголь замедляют время, кофеин ускоряет).

Восприятие - интеллектуальный процесс, связанный с поиском харак­терных признаков и необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения. Порождает различные иллюзии.

Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?».

Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения».

Силуэтный рисунок

Незавершенные фигуры

В рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона (по М. Вертхаймеру), относятся (примеры на рисунках):

1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т. д. (столбики крестиков и ноликов).

 

Ваза и лицо

Лицо и дерево Сосчитайте, сколько кубиков

 

 

Где фигура, а где фон?

 

2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (две узкие вертикальные полосы).

3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).

4. «Вхождение без остатка». ( три широкие вертикальные полосы).

5. «Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия

 

 

(а, б, в).

 

Треугольник Пенроуза: поэлементно (А) — все правильно, но целостное восприятие (Б) обнаруживает нереальность изображенного

6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (на рисунке — квадраты и окружности).

7. Установка или поведение наблюдателя.

8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей).

Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Процесс движения глаз при зрительном восприятии можно зафиксировать на фотопленке с помощью киносъемки зрачка одного глаза или отражаемого луча в зеркале специальной присоски. Результаты этой фиксации на примере рассматривания изображения Нефертити с помощью присоски А.Л. Ярбуса изображены ниже.

Глаз — подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта.

Движения глаз разнообразны по форме. Выделяют два основных типа движений глаз:

прослеживающие — слаженные, плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект;

саккадические — быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании наблюдаемых объектов.

Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании

 

Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

 

Классификация восприятий.

по модальности определяющего анализатора:

Ø - зрительные;

Ø - слуховые;

Ø - осязательные;

Ø - кинстезические;

Ø - обонятельные;

Ø - вкусовые.

по формам существования материи:

Ø - пространства;

Ø - времени;

Ø - движения.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двига-тельные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

 

Линейная перспектива

 

В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру)

 

Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание приятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств.

 

Проверь себя

Како

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...