Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

коммуникативная сторона интерактивная сторона




(обмен инфоромацией) (организация взаимодействия)

 

перцептивная сторона

(восприятие людьми друг друга)

 

 

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

 

Коммуникация - процесс передачи информации.

Специфика человеческого обмена информацией:

ü Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

ü Особую роль играет играет значимость информации. Люди не прос­то обмениваются значениями, они вырабатывают общий смысл. Информация должна быть понята, принята, осмыслена. Совместное постижение предмета.

ü В процессе обмена информацией люди влияют друг на друга.

ü Информация фильтруется (фасцинация) - фильтр доверия-недоверия.

Остановимся на невербальных средствах коммуникации, так как они несут около 60% информации.

Невербальные средства, как правило, отражают намерение.

- паралингвистическая (вокализация);

- экстралингвистическая (включение в речь пауз, смеха, плача);

- оптико-кинетическая (жест, мимика, пантомимика) - придает общению нюансы. Ладонь (открытая, закрытая), палец агрессивный, руко­пожатие.

- проксемические - пространство и время коммуникативного про­цесса.

Организация пространства коммуникативного процесса играет сущест­венную роль в общении.

Пример: У многих видов животных имеется своя территория. Так, например, один африканский лев живет на территории около 30-40 кв.км. и охраняет эту территорию от других особей мужского пола.

Систематическое нарушение личной территории влечет за собой опас­ные последствия. Так, на одном из островов в США было искусственно создано увеличение популяции оленей на ограниченной территории. От на­рушения личной территории у животных начали возникать затяжные стрес­совые состояния, стресс вызывает сверхактивность надпочечников, за этим следует снижение иммунитета и как следствие - гибель от инфекци­онных и различных других заболеваний.

Личные зоны человека имеют следующие границы:

ü 1. Интимная зона 15-46 см. Главная, так как человек ее охраняет более всего. Доступ разрешен только тем, с кем находится в тесном эмо­циональном контакте. Дети, родители, супруги, любовники, очень близкие друзья и родственники.

ü 2. Личная зона 46 см - 1,2 м. Друзья, приятельские отношения, ве­черинки.

ü 3. Социальная зона 1,2 - 3,6 м. Деловые контакты.

ü 4. Общественная зона 3,6 м. Идеальное расстояние между лектором и аудиторией.

Неписаные правила поведения при нарушении зон (лифт, общественный транспорт): ни с кем не разговаривать, даже со знакомыми; не смотреть в упор ("социальный взгляд" - треугольник глаза-рот); лицо бесприст­растно; полное погружение в себя; сдержанные движения; в лифте принято смотреть на указатель этажей.

Однако, размер личной территории весьма зависит от условий, в ко­торых организм рос и воспитывался. Тот же самый лев, но выросший в клетке зоопарка, имеет личную территорию не 30 кв.км, а всего несколь­ко кв.метров. У человека личная территория также зависит от условий жизни и воспитания.

У японцев в связи со скученностью социальное расстояние гораздо более короткое - 25 см до 90 см. Поэтому деловая беседа японца с аме­риканцем напоминает танец, где японец ведет. В эксперименте такая пара просто обошла весь конференц-зал по кругу (было видно на ускоренной съемке).

Когда социальные расстояния нарушаются, наблюдается резкий рост враждебности и агрессии: толпа, многоэтажные дома, казармы, пионерские лагеря, тюрьмы. Каждому нужна если не своя комната, то свой угол в квартире.

Это свойство человеческой натуры учитывается в следственной прак­тике. Для допрашиваемого обычно ставят в центре комнаты стул без под­локотников.Следователь подходит близко, постоянно проникая в интимную зону.Создаются условия для жесткого психологического прессинга

 

ФУНКЦИИ

       
 
   
 

 

 


информационно- аффективно- регуляционно-

коммуникативная коммуникативная коммуникативная

 

Даже зная значения слов, люди могут понимать их неодинаково. ("Мысль изреченная есть ложь"). У общающихся должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Умение кодировать связано с экстраверсией и спонтанной экспрес­сивностью, умение декодировать - с социальной бдительностью и эго-за­щитой.

Для эго-защиты существуют специфические механизмы, включающиеся бессознательно. Например:

- формирование реакции (например, вера в приметы. Снимает тревож­ность, напряжение.);

- отреагирование (резкая эмоциональная реакция на травмирующее событие).

Существуют коммуникативные барьеры (социальные, религиозные, по­литические, профессиональные), существуют и чисто психологические (личностные комплексы, застенчивость и т.п.).

Хронотоп - специфический набор пространственных и временных конс­тант коммуникативных ситуаций, создающих иногда неожиданные эффекты воздействия ("больничная палата", "вагонный попутчик").

Тезаурус - единая система знаков для всех членов группы. Для взаимопонимания нужна единая система кодификации и декодификации, об­мен возможен только при интерсубъективности знака.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних приз­наков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека.

Общение предполагает взаимопонимание. В общении мы имеем дело с отношениями субъектов, каждый из которых активен.

Механизмы взаимопонимания

1. Идентификация - уподобление себя другому человеку. Предположе­ние о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поста­вить себя на его место. Более рациональное.

2. Эмпатия - способность сопереживать, сочувствовать. Эмоциональ­ное. Не обязательно ставить себя на его место.

3. Осложняются процессами рефлексии. Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

При построении стратегии взаимодействия каждому приходится учиты­вать не только мотивы, потребности, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

 

Содержание межличностного восприятия

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия, потому, что оба включены в опреде­ленное взаимодействие, имеющее 2 стороны: оценивание друг друга и из­менение характеристик друг друга благодаря самому факту своего при­сутствия.

Как оцениваем? Строим систему интерпретации поведения другого, причин поведения другого. Интерпретация поведения другого человека мо­жет основываться на научных данных. Но в обыденной жизни люди не знают истинных причин поведения другого или знают их недостаточно.

Тогда в условиях недостатка информации они начинают друг другу приписывать и причины поведения, и образцы, а иногда и более общие ха­рактеристики. Возникает целая система способов такого приписывания, или атрибу­ции.

Мера и степень атрибуции зависит

 

1. от социальной "желательности" или "нежелательности". Желатель­ное поведение, как правило, является ролевым и легче поддается одноз­начной интерпретации.

2. от того, является ли субъект участником события или его наблю­дателем. Наблюдатель обычно выбирает личностную атрибуцию (причина приписывается лично совершившему поступок). Участник выбирает либо объектную атрибуцию (причина приписывается объекту, на который направлено действие), либо обстоятельственную атрибуцию (когда причина приписыва­ется обстоятельствам).

В процессах межличностного восприятия существенную роль играет установка. Особенно значительна эта роль при формировании первого впе­чатления о незнакомом человеке.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в него специфических эмоциональных регуляторов. Аттракция - процесс формирования привлекательности какого-либо субъекта, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Можно понимать как особый вид установки, в которой преобладает эмоциональный компо­нент.

Кроме установки, в процессе межличностной перцепции возможны сле­дующие эффекты:

1. Эффект ореола - к нам едет ревизор (информация, получаемая о реальном человеке, накладывается на образ, созданный заранее).

2. Эффект новизны - значимость порядка предъявления информации.

3. Можно сказать, что предыдущие два эффекта обеспечивают процесс стереотипизации. Стереотип - устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как некоторым "сокращением" при восприя­тии другого человека. Стереотип возникает на почве ограниченного прош­лого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто стереотип возникает относительно групповой принад­лежности человека.

Следствие стереотипизации: упрощение процесса восприятия другого человека (здесь оценочная нагрузка не обязательна) и формирование пре­дубеждения.

Обратная связь - информация, которую мы можем предоставить другим и которая содержит реакцию на его поведение. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидом своих установок и поведения, формированию Я-концепции.

Когда легче понимать другого, кого легче понимать? Взаимопонима­ние предполагает открытость. Это означает умение поделиться своими впечатлениями об актуальной ситуации, а также переживаниями, связанны­ми с прошлым, чтобы помочь партнеру лучше понять, готовность выразить свои чувства, высказать свои соображения.

Принципы эффективной обратной связи

1. Затронуть особенности поведения, а не личности. Говорить о конкретных поступках, а не о собеседнике как о человеке.

2. Говорить о своих наблюдениях, а не о заключениях.

3. Старайтесь высказываться в описательном ключе, а не в режиме оценок.

4. Запрещены выражения "ты всегда" или "ты никогда".

5. Сосредоточьте внимание на событиях, имевших место сейчас.

6. Подчеркивайте, что полезно ему, а не приятно вам.

7. Не давайте советов.

8. Старайтесь давать такую информацию и в таком объеме, чтобы со­беседник смог ею воспользоваться.

9. Смелость, умение, понимание, самоуважение.

Реакция на обратную связь.

1. Выслушать, что скажут, трудно.

2. Можно пересказать своими словами то, что услышали.

3. В обратной связи содержится личная точка зрения, и совершенно необязательно все менять.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

В ходе общения решаются вопросы организации совместных действий. В истории социальной психологии существовало несколько попыток

описать структуру взаимодействий. Рассмотрим одну из теорий, которая описывает это взаимодействие.

Трансактный анализ

Каждый участник взаимодействия может занимать одну из позиций в процессе взаимодействия, которые можно условно обозначить как Роди-

тель, Взрослый и Ребенок. Это нормальные состояния "Я". Эти позиции ни

в коей мере не связаны с социальной ролью: это лишь психологическое

описание определенной стратегии взаимодействия (позиция ребенка - "хо­чу!", позиция Родителя - "надо!", позиция взрослого - оценка реальной ситуации).

Любое (эмоционально положительное или эмоционально отрицательное) общение предпочтительно. Минимальная единица общения называется трансакцией. Трансакция - обмен "поглаживаниями". "Поглаживание" - признание присутствия другого человека.

Трансакции не случайны, они планируются одним из состояний "Я". Ребенок планирует общение в условиях близости, конфиденциальности или в уже знакомых ситуациях. Непересекающиеся трансакции называются дополнительными. Общение не всегда должно быть искренним и содержательным (понятие ситуации общения).

Есть устоявшиеся схемы, конструкты, сценарии, по которым органи­зуются многие ситуации общения:

ü - процедура

ü - ритуал

ü - времяпрепровождение

ü - игры

ü - искренние человеческие отношения

ü - деятельность (может быть основой для всех предыдущих).

Простейшие конструкты взаимодействия - процедуры и ритуалы. Неко­торые универсальны, некоторые носят локальный характер, но всем им на­до учиться.

Процедура - серия дополнительных взрослых трансакций, направлен­ных на взаимодействие с действительностью. Она может быть целесообраз­ной и эффективной, если в ее организацию не вмешивается ребенок и ро­дитель.

Ритуал - стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами. Бывают формальные (литургия) и неформальные (приветствие и прощание). Форма ритуала определяется родительской традицией. Люди, не умеющие исполнять ритуалы, заменяют их процедурами.

Времяпрепровождение - серия простых, полуритуальных дополнитель­ных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы.

 

Лекция 10. Личность в социуме. Психология групповых процессов. (2часа)

1. Понятие группы в психологии.

2. Малые группы: дефиниции, признаки, функции, структура.

3. Групповые нормы, виды групповых норм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994

5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

1. Понятие группы в психологии. Виды и функции групп.

Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в социальных нормах. Те или иные нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие (порой нелегко распознаваемые) психические явления, как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что, поступая, так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов.

Почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них. Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

ü социализации;

ü инструментальную;

ü экспрессивную;

ü поддерживающую.

Роль различных групп в процессе социализации личности уже рассматривалась ранее. Человек, подобно другим высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Кроме того, участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная роль групп состоит в удовлетворении потребностей людей одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные неформальные группы. Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологически поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого могут служить эксперименты американского психолога С. Шахтера Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного и университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента,- в одиночку или с другими. Итак, когда индивиды встречаются с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить им ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

Большинство групп продолжает существовать, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае распадается. Взаимоотношения в триаде - группе из трех человек - также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению.

Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке: «Третий - лишний».

Первичная группа характеризуется особенно высокой степенью групповой принадлежности чувством товарищества. Это всегда характерно для малой группы. Таким образом, можно сказать, что все первичные группы являются малыми, но не все малые группы являются первичными.

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах - дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т. д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними - помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности эти; взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп?

 

2. Малые группы: дефиниции, признаки, функции, структура.

 

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия представляют собой не группу, а агрегацию. В данном случае это соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имею общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую он разойдутся навсегда, и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия для помощи пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.

При классификации различных групп по их численности обычно особое внимание уделяется так называемым малым группам. Такие группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые также обычно проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие осуществляется на основе сравнительно частых непосредственных («лицом лицу») контактов.

Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой, в социально-психологическом смысле необходимо наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувств: «мы» в противоположность «им» - другим группам. Итак, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить, прежде всего, на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале век; американский психолог Ч. Кули.

Первичные это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется, как говорится, «лицом к лицу» и их члены объединены эмоциональной близостью. Первичной группой Ч. Кули назвал семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играет первостепенную роль и в социализации личности. Позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются) межличностным взаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобны; групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе, Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе являете; ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего из-за стремления к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод.

Примерами таких групп являются производственная организация, профсоюз, политическая партия.

Группы подразделяются на формальные и неформальные. В основе такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы имеется в виду существующее в ней относительно постоянное сочетаний межличностных отношений. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы.

Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой -такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны. Итак, группа, основанная на подобных связях, называется формальной.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении.

Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, например компания друзей или единомышленников. В таких группах люди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаются спортом, рыбной ловлей, охотой.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Так, подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составить неформальную группу, потому что имеют общие интересы и проблемы. Принадлежность индивидов одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп. Рабочие выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическую близость, потому что имеют много общего. Это приводит зарождению солидарности и соответствующих неформальных взаимосвязей.

 

З. Групповые нормы, виды групповых норм.

Групповые ценности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена какой-либо группы с представителями других социальных групп. Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и, как отмечает Е. М. Пеньков, выступают:

а) как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации;

б) как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей.

Те или иные социальные нормы присущи всяким группам – большим (социальные слои, этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог М. Аргайл выделяет следующие, виды норм в малых группах:

ü а) нормы относительно задачи;

ü б) нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других, предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений;

ü в) нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов группы принимаются, мнения других членов сверяются ними, а не с реальностью, что может быть более трудным делом для группы).

 

Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правила; поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.

Групповые нормы предусматривают позитивные санкции (похвала, моральные материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, негативные санкции для тех, кто отступает от данных норм. Здесь могут использоваться различные невербальные знаки неодобрения, устные замечания. Угрозы, бойкот, а порой и исключение из группы. Таким образом, индивид включается в процесс социализации, привыкая следовать нормам и малых, больших групп, а также всего общества в целом. Если говорить о норме, то именно в малых группах (в семье, воспитательных и учебных заведениях, товарищеских компаниях) индивид усваивает культурные ценности своего общества и все, что с ними связано, как на вербальном, так и на поведенческом уровнях.

Любая формальная организация имеет свод некоторых правил регламентирующих ее деятельность и поведение тех или иных ее членов. Это правила представляют собой определенные социальные нормы предписанного приемлемого поведения. Такие нормы часто бывают систематизированы письменном виде.

Нормы, возникающие в официальной организации на неформальном уровне или нормы неформальных групп редко фиксируются таким образом. Однако от этого их воздействие на личность не становится менее существенным. Как правило, новичок скоро начинает понимать, что хорошее отношение к нему членов) бригады дороже иных вознаграждений со стороны начальства.

Боязнь вызвать неодобрение со стороны членов своей производственной групп является значимым регулятором поведения личности. Каким же образом формируются групповые нормы? В основе их образована лежит взаимодействие членов группы. Первым, кто экспериментально показал это был американский психолог М. Шериф. Для целей исследования он использовал явление «автокинетического эффекта», который состоит в следующем. Если человеку, помещенному в темную комнату, экспонировать неподвижную светящуюся топку, то она будет казаться ему движущейся. Воспринимаемые отклонения от фиксированного положения данной точки подвержены широким индивидуальным различиям. Такое явное перемещение вызывается тег обстоятельством, что наши глаза никогда не бывают полностью неподвижными они производят мелкие, но непрерывные перемещения.

Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность. Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению. Это проявляется в стремлении личности согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

Отечественные и зарубежные психологи получили немало интересных экспериментальных данных при изучении конформных реакций личности

Обнаружено, что степень конформности зависит от воспринимаемости индивидом престижа группы, степени неопределенности суждений, которые должны быть даны, величины группы. Имеют значение также индивидуальные свойства личности, ее психические состояния в данный момент.

Выделены два типа конформности - уступчивость и интернализация.

Более глубоким уровнем конформности является интернализация. В этом случае индивид принимает на веру мнение группы, действительно соглашается с ним и полностью его разделяет в последующих ситуациях. При этом индивид в такой степени подпадает под влияние какой‑либо группы, что ее социальные нормы становятся личными нормами данного индивида. Мнение группы (внешнее) становится собственным мнением индивида. Иногда это явление называют «внутренней» или «истинной» конформностью.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г. С. Практическая психология / Г.С. Абрамова – М.: Акад. проект, 2000 – 512с.

2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. – Москва: Воронеж, 1999. - 216 с.

3. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: Учебное пособие / Ю.П. Азаров. - Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. Москва: Изд-во Моск.. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004 – 430с.

4. Ананьев. Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. – Москва: Наука, 2001. - 277c.

5. Андреева, Галина Михайловна Психология социального познания. Учеб. пособие для студентов психол. и пед. специальностей вузов / Г.М. Андреева. Оригинал: 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Аспект-Пресс, 2000 - 288 с.

6. Асмолов, Александр Григорьевич Психология личности. Принципы общепсих. анализа: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. – Москва: Смысл; ИЦ Академия, 2002. - 414 с.

7. Барабанщиков В. А. Системность. Восприятие. Общение: [Монография] / В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. – Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 480 с.

8. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 412с.

9. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 299с.

10. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Г. В. Бороздина. - 2-e изд. - Москва: ИНФРА-М, 2002. – 293с.

11. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: (логико-психологический анализ) / А. В. Брушлинский; Ин-т психологии Акад. наук СССР – Москва: Мысль, 1979 - 228с.

12. Василюк Ф. Е. Психология переживания Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е.Василюк. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 187с.

13. Введение в психологию: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / А. В. Брушлинский и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр "Академия", 1995 – 493с.

14. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва: Академия, 2007 – 393с.

15. Гамезо М. В. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие по курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – 2-е изд., перераб. - М.: Рос. пед. агентство, 1998 – 271с.

16. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: [Для вузов по специальности "Психология"] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ТОО "ЧеРо", 1996 – 332с.

17. Гессен С. И. Основы педагогики: Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен – М.: Школа-пресс, 1995 – 447с.

18. Гребенюк О. С. Теория обучения: Учебник для студентов вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк – Москва: Владос-Пресс, 2003 - 382 с.

19. Гуревич, Павел Семенович Психология и педагогика: Учебник для вузов / П. С. Гуревич М.: Проект, 2004 – 348c.

20. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И.Додонов. – М.:Изд-во МГУ., 1987. С.24-80.

21. Ильясов И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов М.: Изд-во МГУ, 1986 – 312 с.

22. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко; Пед. о-во России - Москва: Педагогическое общество России, 2000 – 539с.

23. Краткий психологический словарь / [Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1985 – 431 с.

24. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев; Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1988 – 212 с.

25. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Вопросы - ответы. Структур. схемы: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Крысько М.: ЮНИТИ, 2004 – 366 с.

26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клин. психология" / А. Н. Леонтьев М.: Смысл: Academia, 2004 – 345 с.

27. Немов Р. С. Психология: В 3 кн.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов М.Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000. – 396 с.

28. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман М.: Педагогика, 1983 – 65 с.

29. Маслоу, Абрахам Гарольд Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [Пер. с англ. Т Гутман, Н. Мухина]: 3-е изд. Москва и др.: Питер, 2003 - 351 с.

30. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин – Москва: Педагогика, 1972. – 206 с.

31. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – Москва: Педагогика, 1975. – 364,

32. Меньшикова Л. В. "Я" - концепция и защитные механизмы психики: Учеб. пособие / Л.В. Меньшикова; М-во образования Рос. Федерации. Новосиб. гос. техн. ун-т – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2000 30 с.

33. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев; под редакцией А.А. Бодалева - Воронеж, 2004 - 398 с.

34. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психол. основа) / Н. Ф. Талызина – М.: Изд-во МГУ, 1984 – 87 с.

35. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / [М. В. Буланова-Топоркова и др.] – М.: Просвещение, 2002. – 543 с.

36. Педагогический энциклопедический словарь / [Абдуллин Э.Б. и др.] – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527с.

37. Психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] - М.: Педагогика-пресс, 1996 - 438с.

38. Психология и педагогика: Учеб. пособие / З.Р. Абдрахманова, Е.В. Губина, И.Г. Кислицына [и др.] – М -во образования Рос. Федерации. Мар. гос. техн. ун-т. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. – 432с.

39. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина – 4-е изд., перераб. – М.: Центр, 2002 – 254с.

40. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2000. - 814 с.

41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб: ПИТЕР, 1998 – 705 с.

42. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – Москва: Изд-во Московского ун-та, 1983 – 285 с.

43. Урих М.С. Психология восприятия и осознания: Лекции / Марина Урих. – Тюмень: Истина, 2001. – 262 с.

44. Филатов, О.К

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...