Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы формирования личности




Ø сдвиг мотива на цель

Ø механизмы идентификации

Ø механизм освоения социальных ролей

 

4. Мотивационно-потребностная сфера личности.

 

Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и

выступающие источником его активности.

 

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ДУХОВНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВ ИГРАЮТ ТАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ТРУДЕ

 

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ.

ü Потребность в самореализации

ü Когнитивные и эстетические потребности

ü Потребность в уважении, признании компетентности

ü Потребность в привязанности, принадлежности к груп­пе, в любви

ü Потребность в безопасности

ü Физиологические потребности

Кроме того, человек нуждается в смысле существования, который выше самоактуализации.

У животного вещи, которые могут стать объектом активности, за­ранее предопределены строением тела, инстинктами и т.п. В потреб­ности животного представлена природная вещь как стимул активности. Потребности человека формируются в процессе воспита­ния, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Материальные потребности по времени возникновения первич­ны,зато духовные доминируют.

Кроме того, у человека существует потребность де­литься своим бытием с другими людьми и тем самым реализовывать себя как личность.

Потребность быть личностью, быть каким-то образом представ­ленным в другом человеке порождает стремление к достижению успеха, притязания на внимание, славу, дружбу, уважение, лидирование и т.п.

Обратим внимание на то, что эти вещи обычно не осознаются как причины наших поступков. Потребность быть представленным в других людях,то есть потребность в персонализации живет практически в каждом человеке. Каждый из нас продолжает быть предс­тавленным в других людях даже после смерти. Это предполагает поиск средств продолжения себя в дру­гом человеке. Индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически (путем продолжения рода).

Личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив свою представленность в других людях. Причем, речь не идет о сознательном стремлении вторгаться в бытие и другого, навязывать ему себя. Конечно, существует и навязчивое и бесцеремонное предложение себя, но это

особый случай.

Нельзя также мыслить эту потребность как готовность "транс­лировать" свою личность любому другому. Человек в этом отношении

крайне избирателен. Как правило, одни люди обладают качествами, уси­ливающими у партнера потребность в персонализации, другие, наобо­рот, эту потребность не пробуждают, а уничтожают.

Нередко потребность в персонализации очень сильна, а обеспе­чить ее нечем:нет остроумия, знаний, образного видения мира. Тогда зачастую возникает явление так называемой псевдоперсонализации.

Например, в наших условиях студенты пишут на партах.

Итак, человеку присуща потребность быть личностью, каким-то образом оказаться и оставаться в максимальной степени представленным

в жизнедеятельности других людей. Эта потребность формируется постепенно, в процессе социализации.

Этап жизни потребности - до встречи с предметом, который ее удовлетворит, и после (опредмечивание). В элементарных формах он известен как механизм импринтинга (пробуждение реакции следования). Опредмечивание происходит в процессе поисковой деятельности.

Причем, в процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вто­рая - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В процессе опредмечивания рождается мотив, или предмет потреб­ности, или побуждение к действию. В процессе акта опредмечивания потребность меняется, преобра­зуется, становясь потребностью в данном предмете.

Все побуждения к деятельности составляют мотивационную сферу личности.

Мотив - побуждение, осознанная потребность в действии. Бывают простые (самый простой - желание) и сложные (мировоззрение, убежде­ние, идеал, интерес).

Мотивы также бывают осознаваемые (интересы, убеждения, стрем­ления) и неосознаваемые (установка, влечение).

Все мотивы можно разбить на две большие группы: осознаваемые и

неосознаваемые.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности.

К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки. Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Именно влечения часто являются стимулом к совершению определенного действия.

Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Неосознанным побудителем деятельности является установка.

Интересы - эмоциональные проявления познавательных потреб­ностей человека.

 

 

Убеждения - система осознанных потребностей личности, побуж­дающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципа­ми, мировоззрением.

Влечение - побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность.

Стремление - первичное побуждение, чувственное переживание потребности.

Мотивационная сфера определяет произвольные и направленные действия личности, т.е. деятельность человека, характеризуется ди-

намичностью.

Структура мотивационной сферы человека как система побуди­тельных сил,определяющих формы проявления активности человека, яв-

ляется выражением целостного облика его личности, динамичной фор­мой проявления его сущности. Что происходит с личностью в случае невозможности удовлетво­рить какие-либо потребности? Зависит от типа потребностей.

Фрустрация - обман,расстройство,разрушение планов - психи­ческое состояние,вызываемое объективно непреодолимыми (или субъ­ективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к решению зада­чи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм стресса.

Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстре­мальные воздействия (физиологический стресс, психологический стресс

- информационный и эмоциональный).

Человек использует, чаще всего, неосознанно, специфические механизмы защиты в случаях тревоги. Приведем примеры некоторых.

Проекция. Как защитный механизм представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на других. Так, очень часто студент, не подготовившийся должным образом к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, недостаточно объяснившего ему материал.

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, происходит переадресовка от одного объекта к другому. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Рационализация. Этот способ основан на искажении реальности. Возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих. Например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему.

Реактивное образование. Этот защитный механизм проявлется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячеству, детским моделям поведения. Проявление регрессии у взрослых включает несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет.

 

 

Домашний тиран

 

 

ЛЕКЦИЯ 4. Индивидуально-психологические особенности личности. (2 часа)

1. Темперамент, его органическая основа и типологии. Влияние темперамента на поведение. Понятие об экстраверсии и интроверсии.

2. Характер, его типологии и проявления. Личность и характер. Воспитание и самовоспитание характера.

3. Задатки и способности. Общие, специальные и паранормальные способности. Развитие способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994

5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

1. Темперамент, его органическая основа и типологии. Влияние темперамента на поведение. Понятие об экстраверсии и интроверсии.

 

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые состовляют основу темперамента. Динамические особенности наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Они характеризуются степенью интенсивности психических процессов и состояний, скоростью их протекания, а также импульсивностью. Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...