Схема причин, влияющих на продуктивность памяти
Воспроизведение ранее воспринятого происходит, как правило, в отсутствие непосредственных раздражителей, оно осуществляется на основе оживления старых связей и поэтому имеет место только при наличии более прочно закрепленных связей. Узнавание происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.
8. Внимание. Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ
Качества внимания: Ø концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; Ø объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; Ø переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);
Ø распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; Ø устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе. Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика, разнообразные движения. Процессы внимания часто взаимосвязаны с волевыми процессами. Согласно взглядам И.М.Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А.Л.Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Точка зрения И.П. Павлова и А.Л.Ухтомского получила в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. Некоторые ученые подчеркивают особенно важную роль лобных областей мозга в отборе информации. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».
В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной активности. Ошибочно было бы сводить непроизвольное внимание исключительно к ориентировочной реакции человека. Оно также связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями. Согласно точке зрения П.Я. Гальперина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза. Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами.
Лекция 10.Человек в системе социальных отношений: психология общения. (2 часа) 1. Межличностное взаимодействие и общение. 2. Структура, функции, средства общения. 3. Оптимизация общения. Понятия эмпатии, рефлексии, обратной связи в общении. ЛИТЕРАТУРА 1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997 3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998 4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994 5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989 7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995
1. Межличностное взаимодействие и общение. Все живое связано с внешним миром. Для человека эта связь становится отношением. Там, где существует какое-либо отношение, оно существует "для меня", то есть задано именно как человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта. Содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы вступают между собой в отношения, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии выделяются два основных типа отношений: общественные и межличностные, или "психологические".
Структура общественных отношений исследуется социологией, в которой выделяется определенная субординация их различных видов, где выделены экономические, социальные, политические и др. отношения. Специфика их заключается в том, что индивиды взаимодействуют как представители определенных социальных групп. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в социальной системе. Они имеют безличный характер, то есть их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии социальных ролей. Социальная роль - нормативно заданный и социально одобряемый образец ожидаемого поведения. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином "ожидание"), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. В действительности каждый из нас выполняет не одну, а множество социальных ролей. Ряд ролей придается человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДИФФУЗНЫЕ
Роли, в которых взаимоотношения затрагивают широкий круг строятся на основе ограниченных целей интересов, не имея четкой направленности
Человек обладает определенной свободой в отношении ролевого поведения. Иногда социальные роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности
Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение индивида в деталях. Усвоение, принятие, интернализация роли зависят от индивидуально-психологических особенностей носителя данной роли. Ролевое поведение рассматривается как функция двух переменных социальной роли и Я человека, где Я определяется как проявление самосознание личности. Выполнение социальной роли зависит от того как понимается ее специфика, в какой степени роль принимается и усваивается. Личность привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения социальной роли. Если индивид стремиться показать независимость от роли – демонстрация ролевой дистанции. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, предлагая свой индивидуальный стиль исполнения роли. Социальная роль всегда оставляет определенный диапазон исполнения роли. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных, которые немыслимы без общения людей.
ОБЩЕНИЕ
Сторона и непременное Особый вид деятельности Сторона социального условие деятельности бытия человека (вмес- те с деятельностью)
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|