Происхождение способностей
Базой для развития способностей являются задатки. Задатки - врожденная, наследуемая, физиологическая категория. Особенности физиологических и психологических механизмов. Это особенности строения органов чувств, мозга, различных органов и систем организма. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки многозначны, они обуславливают: ü разные пути формирования способностей, ü влияют на уровень достижения, быстроту развития. Способности природные общие у человека и у животных, особенно высших (восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения, импринтинга и другие. К основным составляющим природных различий способностей могут быть отнесены: определенные свойства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенности строения анализаторов. На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения. Способности, считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности. Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.
Обычно различают: общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных: ü особенности творческого воображения и мышления; ü яркие и наглядные образы памяти; ü развитие эстетических чувств; чувство языка. В математических: ü умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; ü легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей. В педагогических: ü педагогический такт; ü наблюдательность; ü любовь к детям; ü потребность в передаче знаний. В художественных: ü особенности творческого воображения и мышления; ü свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; ü развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; ü волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью): творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития. Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности. Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) — определяет в значительной мере особенности их способностей. Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга. Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. В конце XIX — начале XX в. в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применяют систему тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов. Отечественные психологи считают, что самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Сущность способностей
В вопросе о формировании способностей однозначного ответа нет.
Аргументы в пользу Аргументы в пользу врожденности способностей приобретенного характера способностей
ü Раннее проявление некоторых способностей ü Повторение способностей Из поколения в поколение ü Общая одаренность ü Возможность обучения ü Результаты работы педагогов ü Массовое развитие способностей в некоторых культурах
Учеными замечено, что вспышки некоторых способностей бывают в определенные возрастные периоды. В психологии развития такие периоды называют сензитивными, то есть наиболее благоприятными. В сензитивные периоды обостряется мотивация к той или иной деятельности. Например, 2-3 год жизни – способности речевые 5-7 лет – способности к освоению знаково-символической деятельности (чтение и письмо). Для полноценного развития способности необходимо учитывать и улавливать сензитивные периоды.
Тема 5. Человек как субъект деятельности. 1. Деятельность как взаимодействие с окружающим миром. Говоря о происхождении сознания и языка человека мы говорили о том, что их возникновение возможно было только в деятельности. Деятельность в психологии понимают как активное взаимодействие с окружающим миром, в ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект или предмет этой действительности и тем самым удовлетворяющий свои потребности. Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта. Деятельность имеет сложную структуру.
потребность
предмет удовлетворения Д Е Я мотив Т Е Л Ь Н О Цель С Т Ь
(Цель и мотив заставляют человека осуществлять процесс деятельности, деятельность направлена на достижение цели) В деятельности обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.
Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные. Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных Действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды Движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества. Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация). Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.
2. Мотивы и потребности. Эмоции и личностный смысл. Деятельность может осуществляться только при наличии потребности. Потребность – переживание субъектом нужды в чем-либо. В существовании каждой потребности имеется два плана: Ø до встречи с предметом ее удовлетворения – неопредмеченная потребность Ø после встречи с предметом удовлетворения – опредмеченная потребность Момент встречи потребности с предметом ее удовлетворения имеет некоторые особенности: · очень широк спектр предметов, удовлетворяющих потребность (ситуация выбора) · потребность очень быстро и прочно фиксируется на первом понравившемся предмете (он, как правило, становится целью) – Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Встреча потребности с предметом называется опредмечиванием. В момент опредмечивания появляется мотив – побуждение к деятельности, направленной на достижение предмета потребности. С появлением мотива в деятельности человека его поведение приобретает определенную направленность. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают. Индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как “значение-для-меня” усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы носит название личностный смысл. Понятие личностного смысла исторически связано с представлениями Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия личностный смысл как единицы сознания (А.Н.Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие Л. с. используется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т. д. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Субъективные переживания (как и эмоции) выполняют функцию оценки личностного смысла, способствуя осознанию субъектом его отношений к действительности, их “значимости” для него. При несовпадении субъективных переживаний и личностного смысла изменяется направленность субъективных переживаний, а не личностный смысл 3. Освоение деятельности. Различают следующие структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки. Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Действия осваиваются через формирование навыков (упражнение). Психика позволяет человеку осуществлять разнообразные действия. В них есть моторные (двигательные), сенсорные и централь- ные компоненты. Функции, которые эти компоненты выполняют, можно определить как исполнение, контроль и регулирование. Способы исполнения, контроля и регулирования, которые человек использует в ходе деятельности, называются приемами этой деятельности. Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком. Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны навык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и другие. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например: · двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе; · умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. д. Структура навыка. 1.Изменение приемов исполнения движений. Несколько сливаются в одно и устраняются ненужные. Появляется совмещение. Ускоряется темп. 2.Изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Зрительный контроль сменяется мускульным. Развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для результатов действия. 3.Изменяются приемы центрального регулирования действия. Внимание высвобождается от способов действия и переключается на обстановку и результаты действия. Внутренняя подготовка к следующим движениям происходит в период выполнения предшествующих. Предварение сознанием цепи приемов, которые следует использовать, называется антиципацией. В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Существует 3 категории научения: 1 - реактивное поведение - привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условные рефлексы 2 - оперантное поведение - методы проб и ошибок, подкрепления, эксперименты 3 - когнитивное поведение - требующее участия мыслительных процессов (латентное научение,инсайт). При 1 и 2 категории научения приобретенная реакция сохраняется, если ее поддерживать безусловным раздражителем или специальным подкреплением. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения. Навык может быть сформирован разными путями: Ø через простой показ; Ø через объяснение; Ø через сочетание показа и объяснения. Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции. К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.
Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки). Пути формирования привычек: Ø через подражание; Ø в результате многократного повторения действия; Ø через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения; Ø через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ. 4. Основные виды деятельности. Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
Лекция 6. Эмоционально-волевая сфера человека (2 часа) 1. Эмоции в жизни человека. 2. Эмоциональные состояния человека. 3. Чувства как высшая форма переживаний. 4. Воля и волевое поведение. ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1987 2. Гальперин П.Я. Объективная психология. – М.,1997 3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1998 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975 5. Леонтьев А.Н. Избранны психологические произведения. – М., 1983 6. Леонтьев А.Н. Философия психологии – М., 1994 Под эмоциями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «еmоуеге», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое - отрицательные. Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент - отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций - с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Признаки собственно эмоций – наличие конкретного предмета, кратковременность, яркость выражения во вне, в отличие от настроения. Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умеет их скрывать, то трудно догадаться, что он испытывает. Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоций. Можно сказать, что человек - наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|